Open Library - открытая библиотека учебной информации. Роль внимания в профессиональной жизни человека Роль внимания в профессиональной деятельности эссе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Психология внимания

1.1 Понятие, физиология, процесс внимания

1.2 Основные виды внимания

1.3 Основные свойства внимания

2. Внимание в учебном процессе

2.1 Развитие внимания

2.2 Внимание учащихся. Эмоциональная разрядка как средство повышения внимания

2.3 Нарушения внимания

3. Эмпирическое исследование внимания

Заключение

Список использованных источников

Введение

Внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотъемлемой стороной процессов познания, чувственной и волевой сфер, внимание не сводится ни к одной из них.

Несмотря на привычность употребления понятия «внимание» и одинаковость понимания этого феномена в житейском плане, его научное толкование весьма разнообразно, а порой и противоречиво.

Внимание -- это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточение на нем с целью эффективного осуществления деятельности или общения. Оно проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями и задачами субъекта. При этом внимание само не выступает как процесс, не имеет своего собственного содержания.

Однако понимание внимания как сознательного, максимально сокращенного психического контроля снимает его эфемерность, делает его «ощутимым», тем самым позволяет изучать и управлять им.

Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия.

Знание видов и свойств внимания важно для формирования хорошего внимания, как условия оптимизации познавательных процессов и деятельности.

Повышение интенсивности учебного процесса в общеобразовательных учреждениях привело к тому, что обеспечение высокой трудоспособности учащихся, концентрации их внимания стало одной из насущных задач, стоящих перед педагогами, валеологами и врачами. Обучение, сопровождаемое частой рассеянностью, низкой концентрацией внимания и плохой сосредоточенностью на объекте изучения, является непродуктивным. В связи с тем, что в настоящее время с данной проблемой педагоги встречаются достаточно часто, можно сделать вывод о том, что тема данной работы актуальна.

Объектом исследования является процесс внимания, а также изучение различной зависимости внимания и активности учащихся

Предметом исследования данной работы являются понятие внимания, его виды; а также различные приемы, используемые на уроках с целью улучшения внимания и повышения учебной активности учащихся

Цель данной работы: изучить свойства, характеристики внимания и роль внимания в деятельности педагога

В ходе реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить методическую и психологическую литературу по рассматриваемой теме

2.Раскрыть понятие «внимания», определить его виды

3.Определить роль внимания в учебном процессе

4.Изучить проблемы и нарушения внимания

1 . Психология внимания

1. 1 Понятие, физиология, процесс внимания

Внимание - это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточение на нем с целью эффективного осуществления деятельности или общения. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями и задачами субъекта. Все процессы познания направлены на тот или иной объект, который в них отражается. Выбор этого объекта, фиксацию на нем в течение какого-то времени, работу с этим объектом обеспечивает внимание. При этом внимание само не выступает как процесс, не имеет своего собственного содержания.

Не имея своего особого содержания, внимание проявляется в процессе осуществления восприятия, при запоминании, в ходе мышления и рассуждений. Оно - сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие «внимание» заняло центральное место в области психологии. В конце XIX - начале XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали внимание центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили в центр избирательный характер внимания как активной функции организма, основанной на его мотивационном состоянии. Таким образом, признавая, что внимание иногда может быть пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно внимание определяет содержание получаемого организмом опыта. Структуралисты, напротив, рассматривали внимание, как состояние сознания, которое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводящих к максимальной выделенности объекта сознания или ясности восприятия.

Некоторые психологи и психоаналитики были склонны вообще игнорировать внимание при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль.

Современная психология определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями . В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс . Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. На уроке ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась, и, несмотря на поглощенность работой, все школьники посмотрели на дверь.

Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определенные механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих в данный момент. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

По мнению Д. Е. Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежения за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Следует отметить, что основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными внешними связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка в уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов внимания, исследуя нейрофизиологические процессы. Например, установлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. Эту активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных долях. Первый тип нейронов -- «детекторы новизны» активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с объектом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, внимание сосредоточивается на той или иной их стороне.

Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур.

1. 2 Основные виды внимания

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Наиболее употребительно различие внимания по основанию участия воли.

Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Возникновение непроизвольного внимания связано с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если человек чем-то увлечен, то не замечает слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия его деятельности. В то же время в других условиях, например ночью, он может очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. Немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом вод новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что человека интересует больше всего и что составляет сферу его интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если он столкнулся с этим случайно. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, -- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности.

Существует еще один вид внимания. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным . В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.

1.3 Основные свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, -- в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура.

Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, для поддержания внимания к какому-либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание. внимание учащийся эмоциональный разрядка

Следующее свойство внимания -- концентрация . Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства -- переключения . Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания его объем . Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величиной зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Выводы

Данная глава носила теоретический характер, в ней было раскрыто понятие «внимание», были определены основные характеристики его видов и свойств. В ходе работы было выяснено, что послепроизвольное внимание имеет большое значение для педагогического процесса. Также было установлено, что характеристики свойств внимания необходимо учитывать в педагогической практике.

Исходя из всего вышесказанного в данной части, можно сделать вывод о том, внимание и его исследование являются очень важным аспектом.

2 . Внимание в учебном процессе

2.1 Развитие внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информация и впечатлений школьника.

Л.С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первичными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении себя.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый - этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй - этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

2.2 Внимание учащихся. Эмоциональная разрядка как средство повышения внимания

Повышение интенсивности учебного процесса в общеобразовательных учреждениях привело к тому, что обеспечение высокой трудоспособности учащихся и сохранение их здоровья стало одной из насущных задач, стоящих перед педагогами, валеологами и врачами. Следовательно, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной и физической (для младшей школы) разгрузки. Атмосфера положительных эмоций и переживаний, радости и доброжелательности, сопереживания успеху имеет большое значение при изучении любого предмета, так как она придает эмоциональную окраску учению, переключает учащегося с его повседневных забот, снимает напряжение, усталость, повышает внимание, стимулирует познавательную деятельность учащегося.

Характер внимания зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Внимание учащихся начальных классов в связи с их значительной эмоциональной возбудимостью легко отвлекается и с трудом направляется на то, что им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногда легче, чем основное.

Вместе с тем есть и какие-то неинтересные моменты, которые надо преодолеть, чтобы достичь результата. Так формируется произвольное внимание, которое требует известных усилий воли. Постоянная тренировка произвольного внимания приводит к овладению им в достаточной мере. Ученики начинают еще лучше понимать, как и почему важно не отвлекаться во время занятий, почему важно уметь быть внимательным.

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Эмоциональная разрядка не только может способствовать отдыху, но и активизировать умственную деятельность на уроках либо снять гиперактивность учащихся, связанную с усталостью. По принципу воздействия на физическое, либо психологическое состояние человека, эмоциональные разрядки, которые учитель может использовать на своих уроках, можно условно разделить на 2 вида.

1 Физические эмоциональные разрядки;

· Дыхательные упражнения;

· Зрительные упражнения;

· Релаксация;

· Физкультминутки;

2 Психические эмоциональные разрядки:

· Стихи, рифмовки и поговорки;

· Игровые моменты;

· Новизна и нетрадиционность материала;

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы (сила - слабость, инертность - подвижность) могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

2.3 Нарушения внимания

Нарушения внимания - это патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема (одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов) внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально-неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально-специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры - слухового.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

Выводы

Данная глава была нацелена на определение роли внимания в учебном процессе. Было установлено, что без внимания невозможно успешное, продуктивное учение, а также познавательная деятельность. В связи с этим, педагогу необходимо знать и использовать различные методы повышения внимания учащихся.

Также была установлено влияние развития внимания ребенка на его учебную деятельность. На это также должно быть обращено внимание педагога.

3 . Эмпирическое исследование внимания

Определив значимость внимания в деятельности человека, и в частности в учебном процессе, представляется целесообразным познакомиться и проанализировать особенности и закономерности свойств внимания. С этой целью было проведено исследование закономерностей распределения внимания и избирательности внимания учащихся средних школ города Ярославля.

Краткая характеристика испытуемых

Первый испытуемый: девушка 15 лет, учащаяся девятого класса;

Второй испытуемый: девушка 12 лет, учащаяся шестого класса.

Задание №1. Исследование закономерностей распределения внимания

Цель работы: исследовать особенности деятельности в ситуации, требующей распределения внимания.

Оборудование: секундомер, серия примеров по сложению и вычитанию.

Выполнение работы: в первой серии опытов испытуемому следовало устно решить десять примеров на сложение и вычитание. Регистрировалось время решения примеров и число ошибок. Во второй серии испытуемый должен был выполнять два вида деятельности одновременно: решать примеры того же типа, как в первой серии, и слушать текст, который следовало воспроизвести как можно точнее. Учитывалось время и правильность решения примеров, остановки, точность воспроизведения текста.

Одно из основных направлений исследования внимания заключается в выявлении механизмов, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы. Таким простейшим механизмом является физическая переориентация наших сенсорных датчиков в сторону этих объектов. В случае зрения это означает перевести взгляд, чтобы интересующий предмет попал на наиболее чувствительный участок сетчатки. Однако, как показывают исследования зрительного внимания, построенные на наблюдении за глазами испытуемого, глаза не стоят на месте, а ведут сканирование.

Как и при чтении, это сканирование не является плавным непрерывным движением, а состоит из последовательных фиксаций. Об этом свидетельствуют сделанные с помощью камеры записи движения глаз испытуемых. Установлено, что движения глаз при сканировании картинки обеспечивают попадание различных ее частей в зону самого высокого разрешения, что позволяет рассмотреть детали. Точки, на которых фиксируется взгляд, не случайны. Это наиболее информативные места изображения, места, где находятся важнейшие признаки. Например, при сканировании лица на фотографии множество точек фиксации приходится на участки, где расположены глаза, нос и рот.

В слуховом восприятии ближайшим аналогом движений глаз являются движения головой, при которых уши ориентируются по отношению к источнику звука. Во многих же ситуациях этот механизм внимания имеет ограниченное применение. Возьмем, например, вечеринку, на которой собралось много людей. Мы слышим множество голосов, и их источники недостаточно удалены, чтобы переориентация ушей позволила избирательно отслеживать какой-нибудь один разговор. Но можно избирательно воспринимать сообщение, ориентируясь на направление источника звука, движения губ говорящего и особенности его голоса (высота, темп и интонация). Даже при отсутствии любого из этих признаков можно, хотя и с трудом, выбрать для отслеживания одно из двух сообщений, взяв за основу его смысл.

Задание №2. Исследование избирательности внимания

Цель работы: исследовать особенности избирательности внимания.

Оборудование: секундомер, тестовая таблица.

Во втором задании испытуемому предлагался бланк, на котором напечатаны буквы. Необходимо было внимательно просматривать буквы и, обнаружив слова, подчеркнуть их. Например: п ю к л б ю с радость у ф р н к п. Работу следовало выполнить как можно быстрее.

Текстовый материал

БСОЛНЦЕТРОШЦРАЙОНЗГЦНОВОСТЬХЬЭГЧПФАКТКЕКЭКЗАМЕНТРГОЧЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕСАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫАПРЦТРОНЦЫФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГИДРШХЭВОСПРИЯТИЕУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬПАВНЕКЦЬПИАСЛАСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭВЫФЭЮМНАРОДДШЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮМЯДЬКОНКУРСЗЖЙФЯЧЫЦУВСКАЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛОДПРДОРППЛАВАНИЕДТЛЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЯШЛДКЦУЙЛОБДОТЧАЯНИЕГНЦЙНЛШДЖЭХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРПРЛШГЛОСНОВАНИЕЗШРЭ

Показателями уровня выраженности избирательности внимания являются: время выполнения задания, количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 24 слова.

испыт. испыт.

Время решения примеров,сек

испыт. испыт.

85.7-98.1=-183.8

0.234 - 77=-76.766

0.27 - 46=-45.73

испыт. испыт.

Время решения примеров,сек

испыт. испыт.

0.946 - 1=-0.054

0.002 - 0.9=-0.902

Задание №2

Первый испытуемый:

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Репортаж 8

Телевизор 4

Конкурс 5

Новость 6

Личность 3

Восприятие 16

Плавание 9

Экзамен 2

Комедия 6

Прокурор 2

Спектакль 8

Отчаяние 5

Радость 4

Лаборатория 7

Основание 10

Второй испытуемый:

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Репортаж 8

Телевизор 4

Конкурс 7

Новость 2

Личность 3

Восприятие 5

Плавание 6

Экзамен 2

Комедия 5

Прокурор 4

Спектакль 5

Отчаяние 7

Радость 8

Лаборатория 8

Основание 7

Анализ полученных результатов

На первом этапе первого задания второй испытуемый быстрее и правильнее решал примеры. Он совершил одну ошибку, в то время как первый испытуемый сделал 3 ошибки. На втором этапе задания оба испытуемых улучшили свои показатели и по времени и по правильности решения. Это говорит о том, что они «втянулись» в работу, не отвлекались на прослушивание текста. О последнем свидетельствует также то, что уровень воспроизведения текста у обоих испытуемых достаточно низкий. Сказано лишь пару предложений, особенности, дополнения отсутствуют. При этом названные предложения по времени совпадают с ошибками и остановками. Из всего этого можно сделать вывод, что уровень распределения внимания у обоих испытуемых достаточно низкий, они с трудом могут выполнять два действия одновременно. Но преимущество этого в том, что испытуемые могут работать в таких «стрессовых» ситуациях, не отвлекаясь на побочный вид деятельности.

Динамика работы испытуемых на первом этапе первого задания

Динамика работы испытуемых на втором этапе первого задания

Во втором задании у обоих испытуемых показатели достаточно высокие. Т. е. уровень выраженности избирательности у обоих высокий. Первый испытуемый правильно нашел 19 слов, 5 пропущено за общее время 124 сек. Второй - правильно 23 слова, 1 пропущено за общее время 122 сек. Это говорит о том, что у второго испытуемого уровень избирательности выше, чем у первого. Это может позволить ему более успешно выполнить деятельность в сложных условиях, в больших информационных потоках.

Динамика работы испытуемых во втором задании

Заключение

В результате выполнения курсовой работы

    Введение………………………………………………………………………3

2. Внимание как познавательный психический процесс……………………...4

3. Виды внимания………………………………………………………………..6

4.Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания……………………….…………………………………………………7

5. Внимание и его свойства…………………………………………………….10

    Значение внимания в жизни и деятельности человека……………………12

    Заключение…………………………………………………………………..16

    Список литературы………………………………………………………….18

    Введение.

Целью данной работы является изучение природы и закономерностей внимания. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение внимания как проявления активности личности, определение значения внимания в жизни и деятельности человека, а также рассмотрение формирования непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения.

Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

2. Внимание как познавательный психический процесс.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует определенных волевых усилий.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Чтобы определить, что представляет собой внимание, необходимо представить школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в логику задачи, сосредоточен на ее решении, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что делает, что он обращает внимание на те предметы, которые выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта предметов, явлений или выбора определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включаются также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, необходимо удержать этот выбор, сохранить его на некоторое время.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

На мой взгляд, внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

3. Виды внимания.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания:

1. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от воли. Деятельность захватывает человека само по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Следует учитывать, что обычно, при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, в состав которых входят физические, психофизиологические и психические.

2. Произвольное или непреднамеренное, внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. В учебной деятельности произвольное внимание имеет наибольшее значение. При этом уровень произвольного внимания в большинстве случаев зависит от того, насколько глубоко осознается необходимость той или иной деятельности.

Существует еще один вид внимания – послепроизвольное, которое возникает из произвольного. Вначале человек усилием воли заставляет себя сосредоточиться на чем-либо, а затем уже внимание конкретизируется на предмете деятельности само собой. Необходимо подчеркнуть, что перевод произвольного внимания в послепроизвольное в процессе учебно-воспитательной деятельности является одним из перспективных направлений повышения качества учебного процесса.

4. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание?
Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила раздражителя;

2. Неожиданность раздражителя;

3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете;

4. Новизна раздражителя;

5. Контрастные предметы или явления;

6. Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

5. Внимание и его свойства.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Одним из свойств психики является ее избирательная направленность.

Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах.

Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздражителей.

Таким образом, внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде - внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики - внутринаправленное внимание.

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.

Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

    Значение внимания в жизни и деятельности человека.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с

отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.

    Заключение

Таким образом, по работе можно сделать следующие выводы:

1. Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике.

2. Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

    Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

    Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

    Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

    Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

    Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

3. Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

4. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

5. Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной

направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Словарь основных терминов и понятий

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность внимания – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость внимания – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем внимания – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внешненаправленное внимание - выделение значимых объектов во внешней среде.

Внутринаправленное внимание - выделение значимых объектов из фонда самой психики.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание - не зависящую от воли

Произвольное (преднамеренное) внимание, характеризуется планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Послепроизвольное внимание – результат перехода в процессе деятельности произвольного внимание во внимание, не требующее постоянных волевых усилий.

8. Список литературы.

1. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Психология и педагогика, 1999. – с. 125-132.

2. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, Владос, 1999. - 492 с.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Психология и педагогика, 2002. - 351 с.

4. Роберт Л. Солсо Когнитивная психология. – М.: Медицина, 2001. – 228 с.

5. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.


  1. Познавательные психологические процессы

    Контрольная работа >> Психология

    Калуга 2009 Тема: «Познавательные психологические процессы» . План. Введение Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Воображение... . По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная...

  2. Познавательно -психологические процессы

    Реферат >> Психология

    ... ; основные свойства восприятия; виды мышления; мыслительный процесс . 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1.1 Понятие об ощущении... в нем познавательные процессы и личность. познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание , память, ...

  3. Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости

    Дипломная работа >> Психология

    И воображение как венец развития познавательных процессов 1.3 Память и внимание и их роль в познавательных процессах 2. Психологическая зависимость 2.1 ... различные структуры состояний, свойств и видов внимания (например, состояние бдительности, способность...

4. Формирование профессионального внимания

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе -- с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Условия формирования внимания

Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:

Чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание.

Чтобы формировать после-произвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном), надо увлекать его интересной, трудной, но посильной работой.

Добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу.

Внимание должно быть связано с требованиями дисциплины.

Развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека.

Формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно выполнять несколько профессиональных действий.



Обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.

Лучший способ формирования у человека внимательности -- это не позволять ему делать работу небрежно.

1 Внимательность и невнимательность

Оценку свойств внимания человека надо начинать с оценки отдельных свойств его внимания. Но исчерпать ее этим нельзя, так как есть общие его качества, определяющие высокий уровень внимательности как свойства личности.

Морально воспитанное внимание -- это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им требованиями морали. Стимулом переключения и интенсивности внимания в этом случае служат моральные требования. Человек с морально невоспитанным вниманием будет рассматривать немощного инвалида или пройдет мимо нуждающегося в помощи.

Частный случай морально воспитанного внимания -- дисциплинированное внимание, произвольное и подчиненное требованиям дисциплины. Внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на своем рабочем месте, к чистоте эксплуатируемой машины и.т.д.

Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития -- общий порядок и неукоснительное выполнение всех правил учебной или производственной деятельности. 11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М.: 2001. стр 113

Качественные и количественные характеристики внимания: распределение, концентрация, устойчивость, широта, объем и др. Непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Рабочий динамический стереотип. Формирование профессионального внимания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Основные виды внимания как особого свойства человеческой психики, характеристика его свойств. Понятие устойчивости внимания. Концентрация внимания, его распределение и переключаемость. Причины возникновения непроизвольного внимания, его разновидности.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2015

    Понятие и функции внимания, его основные виды (произвольное, непроизвольное) и свойства (предметность, устойчивость, концентрация, распределение, объем). Методика диагностики особенностей произвольного внимания умственно отсталых младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2012

    Основные виды внимания. Характеристика его свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость и объем. Факторы, способствующие привлечению внимания. Представления о сущности внимания в психологии, его модели в когнитивной психологии.

    презентация , добавлен 24.05.2016

    Теории и физиологические основы внимания. Основные психологические теории внимания. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания. Разновидности непроизвольного внимания. Основные свойства внимания. Устойчивость и концентрация внимания.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Особенности развития внимания и роль тренировки этого процесса у младших школьников. Физиологические основы и свойства внимания (объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость). Анализ развития его высших и низших форм.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Сущность внимания, его физиологическая основа. Понятие внимания в психологии. Произвольное и непроизвольное внимание. Виды, основные свойства, развитие концентрации у младших школьников. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание.

    Различные профессии требуют различного внимания. Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Внимание – это направленность сознания на определенный объект. Внимание – это направленность сознания на определенный объект.


    Во внимании проявляется избирательность сознания. Во внимании проявляется избирательность сознания. Внимание – не самостоятельная форма психического отражения, а организация любых других его форм. Внимание – не самостоятельная форма психического отражения, а организация любых других его форм.


    Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что так и было. Но вот в 1887г французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать одно стихотворение и в тоже время писать другое. Это уже достоверный факт. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что так и было. Но вот в 1887г французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать одно стихотворение и в тоже время писать другое. Это уже достоверный факт.


    Летчик-инструктор, обучая курсанта аэроклуба выполнению взлета, должен научить его распределять, рассредотачивать внимание между многими процессами Летчик-инструктор, обучая курсанта аэроклуба выполнению взлета, должен научить его распределять, рассредотачивать внимание между многими процессами


    Определение расстояния до земли Определение расстояния до земли Устранение кренов и сноса Устранение кренов и сноса Выдерживание направления Выдерживание направления Определение на слух работу мотора Определение на слух работу мотора Инструктору при этом приходиться оценивать качество работы курсанта каждого их элементов взлета. Инструктору при этом приходиться оценивать качество работы курсанта каждого их элементов взлета.


    Распределение внимания – это качество его, проявляющееся при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Распределение внимания – это качество его, проявляющееся при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Устойчивость внимания – это длительное удержание его на чем-либо, сопротивляемость внимания утомлению и отвлечению. Устойчивость внимания – это длительное удержание его на чем-либо, сопротивляемость внимания утомлению и отвлечению.


    Очень сосредоточенного внимания требует профессия часовщика. Очень сосредоточенного внимания требует профессия часовщика. Еще более оно концентрировано у дежурного, который наблюдает за экраном и приборами современного предприятия. Еще более оно концентрировано у дежурного, который наблюдает за экраном и приборами современного предприятия.




    Конечно, молодой музыкант должен несколько иначе развивать свое внимание, чем молодой шофер или чертежник. Конечно, молодой музыкант должен несколько иначе развивать свое внимание, чем молодой шофер или чертежник. Но есть правила общие для многих. Но есть правила общие для многих.




    Следует учиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражателям. Следует учиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражателям.


    Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств: надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств: надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий.