Нужен ли Богу храм? Русский синодальный перевод Ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему.

…Мы, считая себя истинными христианами, часто думаем именно так. Нам кажется, что тайна окружающего мира нам открылась, стали понятны люди, для которых мы близки и дороги.

Все, что было для нас сокрыто, до чего не мог дотянуться наш несовершенный пытливый ум, становится предельно ясным: не к чему больше стремиться, не о чем думать. Зачастую к такому «проникновению в глубины истины», якобы пониманию тайны Бытия приходят люди «воцерковленные».

Это состояние создает иллюзию всемогущества: человеку кажется, что все в его руках, все ему под силу. Таинства Церкви он начинает воспринимать как рутину, обязательную к исполнению. Возникает обрядоверие. Регулярное хождение в храм, регулярное Причащение с обязательным формальным испрашиванием прощения перед исповедью порой у совсем незнакомых людей открывает настоящую картину. Именно у аналоя становится понятно, что человек приступающий к Таинству далек от истины, его самонадеянность не имеет ничего общего с покаянным чувством.

Поэтому на исповеди бывает так, что человек понятия не имеет, о каких грехах рассказывать, как эти грехи повлияли на его жизнь и на жизнь всех окружающих его людей. Наверное, не зря подмечено опытным священством, что настоящее, глубокое, искреннее покаяние человек приносит Богу в своем сердце лишь несколько раз в своей жизни.

Неофит на первой в своей жизни исповеди открывается действительно с сокрушенным сердцем. Затем рвение перерастает в привычку, и священник слышит перечисление, констатацию уже совершенных грехов, отчет о проделанной греховной деятельности.

Нерадение в исповедании грехов отмечает преподобный Ефрем Сирин: «Господь весьма любит кающихся; у Него готово прощение грешнику, только бы оставил он лукавство свое, и получит оставление грехов»…

Также сокрушенное сердце, слезы на глазах у кающегося бывают тогда, когда его проступок, своеволие повлекло за собой беды и несчастья другого человека. Особенно тяжело переживается, если это – близкий и родной.

Отбрасываются в сторону игры с совестью на смертном одре. Умирающий приносит перед последним вздохом искреннее покаяние, облегчая свою совесть здесь и свою участь в вечности.

И самое страшное для верующего – умереть без покаяния… Одна мысль только о том, что ты живешь так, как жил, даже казалось бы благочестивой жизнью, и внезапно – молния, авария, нож в спину… Приходит время отвечать за все свои деяния перед Тем, во Имя Которого ты пытался жить!

Преподобный авва Исаия говорит, что «Бог дал человеку власть… изменяться чрез покаяние и соделываться посредством оного совершенно новым». Именно к этому и нужно стремиться в преддверии Великого Поста.

Многие и молят Бога именно о том, чтобы умереть в мучениях, но только бы была возможность покаяться. И тогда, на смертном одре, уже не будет мыслей о накопленных знаниях и о том, что в Церкви ты был «свой». В один момент все становятся равными, в тот момент все становятся едиными в своих мыслях. Дай Бог только, чтобы мысли эти не уходили так далеко, как часто бывает в жизни!

Человек думает о жизни будущего века, а она мало чем будет похожа на жизнь в настоящем, жизнь под действием греха. Перед Творцом и Создателем всех все равны. Об этом нужно помнить, подходя на исповедь, как будто больше не будет другого шанса открыть сердце. Каждый раз – как в последний.

Стоя перед аналоем, видя перед собой Крест Спасителя, нужно не просто перечислять грехи, а искренне, по-настоящему молить Бога о спасении и исцелении своей души, чтобы больше никогда не повторять того, что так часто терзает не только кающегося, но и всех окружающих людей…

Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный)

Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные , тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» - с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму: он Богу не нужен!..

Евангелие невозможно понять, если подходить к нему лишь с точки зрения Божественной логики. Христос пришел не для того, чтобы сказать нам, что нужно Богу. Бог - Вседовольный, Он ни в чем не нуждается. Спаситель открыл нам истину о том, что нужно человеку! Это очень важная мысль. Она пронизывает все Евангелие. Иначе невозможно объяснить, почему Всемогущий Бог исцеляет слепого не одним повелением, не словом только, но употребляет для этого столько ненужных веществ и непонятных действий: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6,7). Непонятно, почему Господь, одним словом Создавший Вселенную, «не может» сразу же исцелить слепого, но несколько раз возлагает на него руки и употребляет другие действия: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:23–25). Оказывается, в Евангелии мы видим Бога, Который приходит к нам, слушает нас и понимает наши немощи, Который разговаривает с человеком на понятном для него языке пространства и времени: насыщает хлебом голодных (Мф. 14:17–21), прикасается к глазам слепых (Мф. 20:34), телам прокаженных (Лк. 5:13), одрам мертвых (Лк. 7:14), хотя и все может совершить одним словом, мыслию. И эта евангельская правда о Создателе, это непонятное для нас Его умаление поражают, повергая в недоумение: зачем это все нужно Ему?..

Однако Евангелие открывает нам не только правду о Боге. Спаситель пришел для того, чтобы принести людям и правду о них самих. И правда эта лишена напрасных иллюзий: мы немощны и не можем одной лишь силой воли оторваться от реалий действительности, не можем не принимать во внимание того, что видим вокруг себя: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:29–30)…

Конечно же, не нужен Богу, не нужно Ему ни великолепное убранство, ни облачения, ни торжественность Богослужения. Однако это только часть правды. Есть и другая. И она также оправдана в Евангелии, как и первая. Мы – создания пространства и времени, а значит наши сердечные чувства, наше благоговение, благодарность не могут ограничиваться только душевными движениями. Бог вложил в нас удивительную связь телесного и душевного. Поэтому всякое расположение сердца естественно имеет и материальную форму выражения. И это правда Божественная, в которой сокрыта воля Создателя.

А еще первая заповедь Христовой лестницы добродетелей говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). А что такое «нищета духовная»? Это смирение, то есть честность перед собою. И вот эта евангельская честность побуждает нас признаться перед собою в том, что в обыденной жизни мы нечасто вспоминаем о Боге, не можем думать о небесном, когда вокруг безумно суетится мир. Даже уединенно созерцая красоту природы, мы скорее эстетически наслаждаемся, нежели благодарим Создателя. А значит, нам нужно конкретное время, конкретное пространство, «отвоеванное у греха и суеты», которое поможет наконец оторваться от мыслей о земном. Нам нужен образ, который обратит к возвышенному наш взгляд, нужно благоухание, которое отвлечет от мирских привязанностей наше обоняние, необходимо действие, которое оторвет от мыслей о будничных делах и планах наше воображение, нужно пение, которое поможет умиротворить душу от шумов безумного мира… Это и есть то смирение, с которого начинается путь к Богу, . В этом признании нет противоречия Евангелию. Наоборот, только так и можно в нашей жизни оправдать смысл пришествия Спасителя в образе простого палестинского Плотника и распятия безумным бессильным созданием своего Всемогущего Создателя!

Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)…

Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Эндрю Мюррей

"Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23-24).

Эти слова Иисуса, обращенные к самарянской женщине, являются Его первым записанным учением на тему молитвы. Они дают нам первое беглое знакомство с миром молитвы. Отец ищет поклонников. Наше поклонение приятно Его любящему сердцу и радует Его. Бог ищет истинных поклонников , но встречает много тех, кто служат Ему не так, как хотел бы Он. Истинное поклонение — это то, которое совершается в духе и истине . Сын пришел, чтобы открыть путь поклонения в духе и истине, и научить ему нас. Один из первых уроков в нашей школе должен быть посвящен тому, чтобы мы поняли, что такое молиться в духе и истине, и узнали, как мы можем этого достичь.

Наш Господь говорил самарянской женщине о трех видах поклонения. Первое — это невежественное поклонение самарян: "Вы не знаете, чему кланяетесь". Второе — разумное поклонение иудеев, имеющих правильное знание о Боге: "Мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев". Третье — это новое, духовное поклонение, которое пришел ввести Сам Иисус: "Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине".

Слова "в духе и истине" не означают горячо, от сердца или искренне. У Самарян было Пятикнижие Моисея и некоторое знание о Боге. Несомненно, среди них были многие, кто честно и горячо искали Бога в молитве. Иудеи имели истину, полное откровение Бога, через то слово Бога, которое было дано им. Среди них были благочестивые люди, которые всем сердцем взывали к Богу, но не "в духе и истине" в полном смысле этих слов. Иисус сказал: "Наступает время, и настало уже" . Только в Нем и через Него поклонение Богу будет в духе и истине.

Среди христиан по-прежнему встречаются три типа поклонников. Одни в своем невежестве почти не знают, чего просят. Они горячо молятся, но мало получают. У других есть более правильное знание и они пытаются молиться всем сердцем и всей душой. Они часто молятся предельно искренне, однако они не достигают полного блаженства поклонения в духе и истине. Мы должны просить нашего Господа Иисуса принять нас именно в третью группу поклонников. Он должен научить нас, как поклоняться в духе и истине. Это единственное духовное поклонение; оно делает такими поклонниками, каких ищет Отец. В молитве все будет зависеть от нашего понимания поклонения в духе и истине и осуществления его на практике.

"Бог есть Дух , и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Первая мысль, которую внушает здесь Учитель, это то, что должна быть гармония между Богом и Его поклонниками. Это согласуется с принципом, распространенным везде: соответствие между органом и тем, что он принимает. Глаз воспринимает свет, а ухо — звук. Люди, которые истинно хотят поклоняться Богу — находить, знать Его, обладать Им и радовать Его — должны быть в гармонии с Ним и быть способными принять Его. Так как Бог есть Дух , мы должны поклоняться в духе .

Что это значит? Женщина спросила нашего Господа, что является истинным местом поклонения: Самария или Иерусалим. Он ответил, что с этого времени служение больше не должно ограничиваться определенным местом: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу". Бог есть Дух, Он не связан пространством и временем. В Cвоем бесконечном совершенстве Он всегда и везде Тот же. Поклонение Ему не должно ограничиваться местом или формой, но оно должно быть духовным, как и Сам Бог.

Этот очень важный урок. Как много христиан страдают оттого, что они ограничены определенным местом и временем! Человек, который стремится серьезно молиться только в церкви и в комнате молитвы, проводит большую часть своего времени в таком духе, который полностью противоречит духу, в котором он молился. Его поклонение было делом определенного времени и часа, а не всего его существа. Бог есть Дух. Каков Он есть, таким Он является всегда и таков Он на самом деле. Наше служение должно быть таким же — оно должно быть духом нашей жизни.

"Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Вторая мысль, которая приходит к нам, это то, что это поклонение в духе должно идти от Самого Бога. Так как Бог есть Дух, то Он один может дать Его. Он послал Своего Сына, чтобы приготовить нас для такого духовного поклонения, дав нам Святого Духа. Именно о Своем собственном деле говорит Иисус, когда Он дважды повторяет: "наступает время" и потом добавляет: "и настало уже".

Иисус пришел крестить Святым Духом, Который не мог излиться до тех пор, пока Он не был прославлен (Ин.1:33; 7:37-38; 16:7). Когда Иисус положил конец греху, Он вошел в Святое Святых Своей кровью. Там Иисус принял для нас Святого Духа (Деян. 2:33) и послал Его нам как Духа Отца. Именно когда Христос искупил нас, и мы стали детьми Бога, Отец послал Духа Своего Сына в наши сердца, чтобы мы могли взывать: "Авва, Отче!" Поклонение в Духе — это поклонение Отцу в Духе Христа, в Духе усыновления.

Вот причина, почему Иисус использовал здесь имя Отца. Мы никогда не обнаружим, чтобы ветхозаветные святые лично присваивали себе имя чада Бога или призывали Бога своим Отцом. Поклонение Отцу возможно только для тех, кому дан Дух Сына. Поклонение в духе — возможно только для тех, кому Сын открыл Отца, и кто получил Дух усыновления. Только Христос открывает путь для поклонения в духе и учит ему.

Поклонение в духе и истине . В истине не значит только искренне . Это также не означает только в соответствии с истиной Божьего Слова. Это выражение полно глубокого и Божественного смысла. Иисус — "Единородный от Отца, полный благодати и истины ". "Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа". Иисус сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь". Ветхий Завет был тенью и обещанием всего. Иисус принес и дает реальность, осуществление тому, чего ожидали. Благословение и сила вечной жизни — это то, чем мы реально обладаем и что испытываем в Нем.

Иисус полон благодати и истины. Святой Дух — это Дух истины, благодаря Которому милость, которая находится в Иисусе, принадлежит нам, реальное средство связи с Божественной жизнью. И поэтому поклонение в духе — это поклонение в истине . Это подлинно живое общение с Богом есть реальное соответствие и гармония между Отцом, Который есть Дух, и чадом, молящимся в духе.

Самарянская женщина не могла сразу понять то, о чем сказал ей Иисус. Чтобы открыть полное значение этого, была необходима Пятидесятница. Мы недостаточно подготовлены, чтобы понять это учение на первом занятии в школе молитвы. Позже мы лучше поймем его. Давайте начнем с того, что примем урок таким, каким Он его дает. Мы плотские и не может принести Богу поклонение, какое Он хочет.

Но Иисус дал нам Духа. Пусть наша позиция в молитве будет такой, какой научили нас слова Христа. Пусть ею будет глубокая исповедь нашей неспособности принести Богу угодное Ему служение, пусть ею будет детская способность учиться, ожидающая, чтобы Он научил нас, и пусть ею будет простая вера, которая отдается дыханию Духа. Прежде всего, давайте крепко держать эту блаженную реальность: секрет молитвы в духе и истине — это знание того, что Бог есть Отец, это открытие в нашем сердце Его бесконечного Отцовства и вера в Его бесконечную любовь к нам, как к Своим детям. Это есть новый живой путь, который Христос открыл для нас. Обладание Христом Сыном и Духом Сына , живущим внутри нас и открывающим Отца, делает нас истинными, духовными поклонниками.

Господь! Научи нас молиться.

Благой Господь! Я преклоняюсь перед любовью, с которой Ты учил женщину, которая отказала Тебе в чаше воды, каким должно быть поклонение Богу. Я радуюсь с уверенностью в том, что Ты с такой же любовью будешь учить каждого ученика, который придет к Тебе с сердцем, которое жаждет молиться в духе и истине. О, мой Святой Наставник! Научи меня этому блаженному секрету!

Научи меня тому, что поклонение в духе и истине приходит не от человека, но только от Одного Тебя. Это не только дело времени и часа, но жизнь, вытекающая из Тебя. Научи меня приближаться к Богу в молитве с отношением, что я невежда и мне нечего предложить Тебе. Но в это же время напомни мне, что моему детскому косноязычию Ты даешь дыхание Духа.

Я благословляю Тебя, потому что в Тебе я Твое чадо и у меня есть свобода обращаться к Тебе, как к Отцу. В Тебе я имею Духа усыновления и поклонение в истине.

Научи меня прежде всего, Блаженный Сын Божий, откровению Отца, которое дает уверенность в молитве. Пусть бесконечное Отцовство Божьего сердца будет моей радостью и укреплением для жизни молитвы и поклонения. Аминь.

Перевод: Сергей Никитин и Елена Пак.

Спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе

Он не уклоняется от вопроса женщины.
Она бы хотела, чтобы Он рассудил различные подходы к поклонению между двумя народами.
Хорошо, Он скажет Свое решение по этому вопросу.
Он не одобряет преследование самарян иудеями.
Но иудеи ближе к истине в доктринальных аспектах этого спора.
Иудеи согрешили против самарян. Но это никоем образом не повлияло на факт, что поклонение самарян было искажено и не могло быть одобрено.
Спасение от иудеев.
То есть спасение придет в мир от и через иудеев.
Но, слава Богу, спасение придет так, что удивятся и иудеи, и самаряне. Спасение сначала придёт к самарянам, хотя весть о нём придет из Израиля.
Он пошлёт Своих апостолов в Самарию после Иудеи.
И спасение пришло к самарянам до того, как оно пришло ко многим иудеям.
В тот самый момент Спаситель стоял на самарянской земле.

Отец, благодарим Тебя, что Ты послал Своего Единственного Сына в бесперспективные места.
Благодарим, что Он встречался с «неперспективными» кандидатами.
Благодарим, что Он шёл вперёд и достучался.
Во имя Иисуса.
Аминь.