Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала. А

Алексей Константинович Толстой, выдающийся русский поэт, не раз поднимал тему любви в своей многогранной и насыщенной разными образами лирике. Произведения Толстого знамениты своей романтичностью, изысканностью и тонким восприятием чувств.

Тема стихотворения «Средь шумного бала...»

«Средь шумного бала…» - стихотворение, которое можно назвать сокровищницей творчества поэта, ведь в нем раскрываются наиболее близкие темы для души Толстого.

Оно пронизано ощущением мгновения любви, чистым и проникновенным образом любимой поэта, неповторимыми и глубокими чувствами, которые испытывает лирический герой к своей возлюбленной.

Композиция и выразительность стихотворения

Построение этого стихотворения нельзя назвать сложным. Оно состоит из двух частей, на первый взгляд они кажутся не совсем совместимыми, но все же между ними есть крепкая, явно ощутимая связь.

В первой части стихотворения мы можем увидеть бал и впечатление героя от возлюбленной, а вторая часть посвящена переживанием героя, его внутреннему миру и душевным озарениям.

Герой сомневается в самом себе и в своих чувствах, это - наиболее переломный момент его жизни. Толстой умудряется раскрыть все психологические состояния лирического героя и его открытость сердца и души.

Мы видим личность героя с разных сторон, причем Толстому удается показать это с помощью простого слога и простых образов.

Стихотворению «Средь шумного бала…» присущи контрасты и противопоставления, которые создают насыщенное яркими переживаниями настроение и помогают с точностью изобразить чувства героя.

Желая подчеркнуть таинственный образ своей избранницы, Толстой использует такие противоречивые сочетания слов, как «грустный смех», «одинокие часы», «тревога мирской сеты».

По звучанию стихотворение очень музыкально и выразительно, что подчеркивает глубокую и душевную тему лирики. Толстой использует перекрестную рифму, которая придает композиции и звучанию стихотворения органичность.

Образность «Средь шумного бала…»

Образность «Средь шумного бала…» нельзя назвать самобытной, но талант поэта заключается в том, что он искусно использует привычные художественные приемы, как сравнения, олицетворения, эпитеты и повторы.

Также Толстой использует исключительно сложные предложения, которые подчеркивают глубину его мыслей и эмоций. Содержание «Средь шумного бала…» имеет завязку, которая связана с прошлым героем.

При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать - это свои переживания и чувства.

А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.

История возникновения стихотворения

Возникновение стихотворения «Средь шумного бала…» обусловлено реальной историей в жизни Алексея Толстого. В январе 1851 года он встретил Софью Андреевну Миллер на маскараде Большого театра.

И с того времени множество его любовных стихотворений были посвящены ее незаурядному образу и удивительной натуре. О ней говорили, как о невероятной женщине - образованной и оригинальной, умной, обладающий тонким чувством прекрасного.

В романсе Чайковского «Средь шумного бала» то вздымаются, то ниспадают волны воспоминаний лирического героя. Динамические нюансы романса не поднимаются выше средней силы звучания (mezzo forte).

Все как бы засурдинено. Это грезы героя, переходящие в сновидение. Слова стихотворения А. Толстого лишь намекают на чувство героя, которое не вполне определилось и окрепло в его душе. Оно затаено и пробуждается-«в часы одинокие ночи», «в неведомых грезах». Оно подобно цветам, которые лишь по ночам раскрывают лепестки, и тогда «цветет сердце» героя.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Пробуждаются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

(Романс Чайковского на слова Фета «А тебе ничего не скажу.»)

Герой не знает сам, любит ли он женщину, о которой мечтает, или ему это только «кажется». Образ женщины в его воспоминаниях зыбок и противоречив. У нее «печальные очи» и «веселая речь», смех «грустный» и «звонкий». В ее внешнем облике и поведении герой угадывает тайную грусть, родственную его душе. Образ ее возникает в его памяти на фоне вальса. Но вальс этот не танцевальный. Вальсовые темп и ритм лишь намекают на обстоятельства встречи с ней «средь шумного бала». Но музыка не изображает ни бального шума, ни «тревоги мирской суеты». Она пассивна и грустна, подобно чувствам, наполняющим душу героя. Ремарка Чайковского «con tristezza» (с грустью) накладывает печать грусти на весь романс, на все воспоминания героя, равно как и на образ любимой им женщины. Чувства героя настолько пассивны, что фразы, произнесенные им, то и дело разрываются в своем логическом течении. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается им до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел», - пропевается (согласно музыкальному тексту) без остановки (без цезуры) перед словами «тебя я увидел». Герой произносит эту фразу как бы на одном дыхании. Если он перервет фразу, воспоминания его иссякнут раньше времени. И дальше возникает пауза перед словами «но тайна», и снова пауза перед словами «твои покрывала черты». Эти паузы рисуют иссякающую силу воспоминаний героя. Усиление звучания в вокальной партии продолжается до слов «суеты, тебя», в то время как в партии рояля вплоть до паузы перед словами «но тайна» , иссякая вместе со словами «твои покрывала черты». Эти усиления звучания, указанные Чайковским, не совпадают. Голос угасает в то время, как музыка аккомпанемента усиливается. Таким образом, разрывается цепь музыкального периода. Звенья его то слиты, то разъединены. И разъединение, и слияние их подчас противоречит логической связи словесного текста.

Время создания романса: 1878 год.
Посвящение: Анатолию Ильичу Чайковскому, брату П. И. Чайковского.

Цикл из шести романсов ор. 38, который включает в себя и этот романс, целиком посвящен младшему брату композитора – Анатолию Ильичу Чайковскому. Братьев связывали очень теплые отношения. Младший брат очень много сделал, чтобы облегчить муки периода кризиса П. Чайковского, который композитор перенес в связи со своей неудачной женитьбой.Позже П. И. Чайковский бывал у него в Тифлисе, когда он, правовед по профессии (как и Петр Ильич), служил там в качестве прокурора Окружного суда. А. И. Чайковский был музыкантом-любителем, играл на скрипке и исполнял партию второй скрипки в домашних квартетных собраниях. После смерти Петра Ильича он выкупил его дом в Клину и со временем сделал из него музей.

Стихотворение, созданное А. К. Толстым в 1851 году, обращено к Софье Андреевне Миллер (Бахметьевой), 2 будущей своей жене, с которой он познакомился в декабре 1850-го или в начале 1851 года на одном из маскарадов в Петербурге.

Вот это стихотворение в первоначальном виде:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты 3 .

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я 4 так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Из картины, описанной поэтом, композитор музыкальными средствами передал чувство волнения и трепета от встречи с Нею - Незнакомкой. Но у Чайковского нет «шумного бала» 5 – все сосредоточено на мыслях и чувствах героя. Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. И выбор этот отнюдь не случаен. В те времена вальс прочно ассоциировался с балом, и из описаний балов мы хорошо знаем, что он танцевался одним из первых. Вальсы были, по крайней мере, двух видов: торжественный, праздничный (такой вальс исполнялся большим оркестром) и камерный, часто меланхолический, звучавший в более скромной обстановке. Для воплощения лирического содержания стихотворения А. Толстого гораздо лучше, органичнее подходит вальс второго типа. Именно так и написан романс П. Чайковского.

Неопределенность чувства («люблю ли тебя, я не знаю» 6), в котором уже проросли магнетические ростки влечения, выражена несколько приглушенным звучанием: темп сдержанный – moderato (с итал. – умеренно ), звучание тихое, характер исполнения - con tristezza (с итал. – грустно, печально ) – таковы авторские ремарки в нотах. Словом, музыка замечательным образом передает трепетное и взволнованное состояние героя.

Этот романс можно уподобить мягкой акварели в красивой рамке; функцию рамки в нем выполняет восьмитактовое вступление и точно такое же по музыке заключение - оно вводит в атмосферу и настроение романса. Спокойное грациозное кружение вальса передано невероятно простыми средствами.

Говоря об этом романсе, нельзя не упомянуть один технический прием, который, безусловно, совершенно сознательно использовал П. Чайковский, но о котором часто не подозревают те любители музыки, которые не изучали специально теорию музыки. Дело в том, что с самого начала композитор употребил в нижнем голосе аккомпанемента очень выразительный так называемый нисходящий хроматический ход, то есть движение басового голоса подряд по звукам отрезка хроматической гаммы. Этот мотив еще со времен Средневековья был признан композиторами как одно из лучших средств в «единое [музыкальное – А. М. ] слово слить грусть и печаль». Оно даже получило особое название - passus diriusculus (жестковатый ход - лат.). Надо обладать огромным даром и композиторским мастерством, чтобы придать индивидуальный и неповторимый облик мотиву, который до П. Чайковского уже использовали тысячи раз композиторы. 7

Романс «Средь шумного бала…» приобрел большую и заслуженную популярность. 8 В значительной степени это произошло благодаря тому, что он написан так легко и удобно, что может быть исполнен в кругу просто любителей музыки, для этого не нужно обладать какими-то исключительными вокальными или пианистическими данными. Более того, этот романс можно исполнять, аккомпанируя самому себе на фортепиано.

Примечания

1 Романсы на эти стихи написали также Б. Шереметьев, прославившийся романсом «Я вас любил» на стихи А. Пушкина, и А. Шефер.

2 С. А. Миллер в то время была женой конногвардейского полковника. Ее отношения с поэтом стали темой многих пересудов и кривотолков для петербургского общества. Но А. К. Толстой смело «пренебрег общественным мнением». Мать поэта была настроена против этой, как она выражалась, «вертеровской страсти» сына. Ситуация осложнялась тем, что С. А. Миллер долго не могла добиться развода и пошла на разрыв со своей прежней семьей. Толстой знал об этом, как знали и многие другие. К тому же Алексей Константинович был дальним родственником Миллеров.

3 Встреча А. Толстого и С. Миллер произошла, напоминаем, не просто на балу, а именно на маскараде. Невольновспоминаются строки М. Лермонтова:

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта, <…>

Литературоведы обращали внимание на родство сюжетов этих двух стихотворений – М. Лермонтова и А. Толстого, и при этом на различие их эстетических концепций. И. Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии» утверждает, что стихотворение А. Толстого написано «на лермонтовский – но лишившийся многотоновости – лирический сюжет». Для полноты сопоставлений и сравнений укажем на пушкинское «Я помню чудное мгновенье».

4 П. Чайковский верен себе: небольшие, но все же заметные изменения в поэтический текст он внес; они, эти изменения, продиктованы законами музыкальной формы и музыкального течения фразы. Так, в данном случае он повторил в романсе в качестве некоего смыслового и драматического акцента еще раз слово «грустно». Оно – это нужно признать - ключевое в романсе. В стихе же подобное повторение невозможно, так как оно разрушило бы ритм стихотворения, но музыка, которая тоже, несомненно, подчинена законам ритма, имеет свое строение, и повторение вместе со словом мелодической интонации звучит здесь чрезвычайно выразительно и убедительно. Попутно отметим – как вещь вполне обычную для П. Чайковского – изменения, которые он позволяет себе делать в пунктуации используемых им стихов. Причем это можно констатировать не только в вокальной музыке, в которой текст непосредственно соединяется с мелодией, но, как мы помним, и в инструментальной, в частности, в эпиграфах к пьесам цикла «Времена года». Подробнее об этом говорится в нашем рассказе об «Осенней песне (Октябрь).

5 «Шумные балы» и маскарады с борьбой страстей, разгоравшейся на них, подробно описаны в русской художественной и мемуарной литературе XIX века. Достаточно назвать «Маскарад» М. Лермонтова или знаменитую сцену первого бала Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир».

6 Именно такая пунктуация у П. Чайковского; сравните две последние строки текста романса с их записью у А. Толстого.

7 Подробнее об этом композиторском приеме см. в сноске 4 статьи «Октябрь. Осенняя песня» в цикле «Времена года» П. Чайковского.

8 Этот романс упоминается А. Куприным в повести «Молох».

© Александр МАЙКАПАР

Большое влияние на творчество А. К. Толстого оказала его жена, Софья Миллер. Литературоведы назвали стихи, посвященные ей, миллеровским циклом. К ним относится и стихотворение "Средь шумного бала случайно...", анализ которого приведен ниже.

Знаменательная для поэта встреча

Анализ стихотворения "Средь шумного бала случайно" следует начать с истории его написания. Следует отметить, что поэт не был сердцеедом и не искал мимолетных развлечений. Но в 1850 году произошла знаменательная встреча с Софьей Миллер.

Он встретился с ней на балу-маскараде в Большом театре. Его внимание привлекла таинственная женщина, о которой поэт почти ничего тогда не узнал. Тогда же ей заинтересовался и И. С. Тургенев. Незнакомка оставила визитку и пообещала, что они продолжат знакомство.

Спустя какое-то время Алексей Толстой получил от нее приглашение и узнал, что незнакомкой оказалась замужняя дама Софья Миллер. Увидев ее без маски, Тургенев был разочарован, а Толстой, напротив, был восхищен обаянием и умом этой женщины. Так граф влюбился в Миллер. Несмотря на нежелание мужа дать разрешение Софье на развод и интриги со стороны матери Толстого, они смогли обвенчаться. Софья Миллер стала музой поэта на долгие годы.

Главная тема

В анализе стихотворения "Средь шумного бал случайно..." нужно указать и основную мысль произведения. Это описание впечатления от встречи с Софьей. Особенностью является то, что для создания женского образа поэт не уделяет особого внимания ее внешности.

В этом нет ничего удивительного - их первая встреча произошла на балу-маскараде, где под маской внешность было трудно различить. По воспоминаниям современников Толстого, Миллер не была красавицей, но ее отличала от других внутренняя красота. Она была весьма эрудированной женщиной, но ее ум не все могли оценить по достоинству.

Алексей Толстой оказался в их числе. Больше всего ему запомнились во время их первой встречи ее голос и глаза, которые словно скрывали какую-то тайну. Поэт с момента их знакомства не смог думать ни о чем, кроме как об очаровательной незнакомке.

Жанр стихотворения

В анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно..." следующий пункт - определение его жанра. Это любовная лирика. А именно - обращение лирического героя к возлюбленной. Автор очень осторожно признается в своих чувствах незнакомке.

Поэт хотел быть уверенным в силе своего чувства, понять, а не обычная ли это влюбленность? Стоит отметить, что Алексей Толстой принадлежит к романтикам старой школы, поэтому он не мог написать слишком открыто о своих чувствах, а тем более сказать о них в грубой форме.

Для него любовь была высшей духовной ценностью человека. И Алексей Константинович не ошибся в своем чувстве: несмотря на все пересуды и осуждение общественности Толстой и Миллер обвенчались. Это стихотворение стало символом любви поэта.

Особенности композиции

В анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно..." нужно рассмотреть и его композицию. Оно состоит из 5 строф, его можно условно поделить на две части. Первые две строфы - это вступление, описание встречи, первое впечатление, которое произвела на героя с первых минут Софья.

Третья строфа - это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.

Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.

В анализе стихотворения Толстого "Средь шумного бала случайно..." можно отметить, что для Алексея Константиновича большим препятствием стало то, что Софья была замужней дамой, поэтому он не мог прямо написать о своей любви к ней. Он смягчает свое признание, добавляя слово "кажется". И это делает его признание целомудренным и трогательным.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения "Средь шумного бала..." следует указать литературные приемы, которые использовал поэт. Это эпитеты, довольно скромные, касающиеся описания внешности. Что объяснимо, ведь Толстой был покорен эрудицией и обаянием Миллер.

Особо выделил поэт голос: для этого он использовал яркое по образности сравнение: "А голос так дивно звучал,//Как звон отдаленной свирели,//Как моря играющий вал." А инверсия добавляет стихотворению возвышенности и торжественности. Алексей Толстой использовал небольшое количество художественных средств выразительности, но все они мастерски подобраны и органично вплетены в стихотворение.

Звуко-ритмическое оформление

В анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно" нужно указать, что оно написано трехстопным амфибрахием с ударением на втором слоге. Торжественную размеренность и плавность придает перекрестная рифма.

На это стихотворение был написан известный романс 1878 года, композитором которого был П. И. Чайковский. Эта композиция была посвящена младшему брату Чайковского Анатолию. Музыкальный жанр романса - вальс, который был популярен в XIX веке и без которого нельзя было представить ни один бал. Композитор сделал акцент не на самом балу-маскараде, а на переживаниях героя.

В кратком анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно///" можно рассказать и о том, как сложилась дальнейшая семейная жизнь Алексея Толстого и Софьи Миллер. Поначалу молодожены жили в любви и согласии. Но постепенно поэт начал раздражать Софью.

Алексей Константинович продолжал любить свою жену, которая была для него не просто женщиной - она была его музой. Практически все творчество, связанное с любовной лирикой поэта, было посвящено ей, но особое место в миллеровском цикле отведено именно этому произведению.

Это был анализ по плану стихотворения "Средь шумного бала случайно..." А. К. Толстого.

Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную.
Вскоре после его рождения в семье Толстых произошёл разрыв - мама Анна Алексеевна (урождённая Перовская, внебрачная дочь всесильного графа Разумовского) забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась. Воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский. Сама судьба, казалось, благоволила Толстому - благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам - Толстых и Разумовских - и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого.

Портрет юного Толстого, написанный К.Брюлловым

Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.
Зимой 1851-го графу Алексею Константиновичу Толстому было уже тридцать три года. Разумеется, к тому времени он уже получил блестящее образование и изысканное воспитание. Вел, по его же выражению, «весьма светскую жизнь », танцевал на балах, и тяготился только одним: его не отпускали от царской службы, а художественная натура графа требовала свободы. Отголоски размышлений об этом остались и в его стихах:

Сердце, сильней разгораясь от году до году,
Брошено в светскую жизнь, как в студеную воду…

Мать Алексея Константиновича, Анна Алексеевна, ревниво относилась к любому увлечению сына – будь то стихи или женщины. Именно она положила конец его романам с княгиней Еленой Мещерской, с графиней Клари… При первых же проявлениях какого-либо серьезного чувства «ее Алеши» Анна Алексеевна впадала в болезненное состояние, которое требовало незамедлительного длительного лечения за границей и безотлагательного присутствия любящего сына. При всем том, что Алексей обладал смелостью и огромной физической силой: заламывал на охоте медведя, перебрасывал двухпудовую гирю через флигель, гнул подковы, он был абсолютно бессилен против собственной матери, и ни в чем отказать ей не мог.

Однажды Алексей Толстой по долгу придворной службы сопровождал наследника на бале-маскараде в Большом театре. Здесь Алексей Константинович и встретил незнакомку, которой пленился. Она почему-то отказалась снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать. Иван Сергеевич Тургенев уверял потом: он был с Толстым на том балу, где они вместе познакомились с грациозной маской. Она открылась им лишь через несколько дней, пригласив их к себе. «Что же я тогда увидел? – говорил Тургенев. – Лицо чухонского солдата в юбке ».

Софья Миллер

Впрочем, незнакомка оказалась умной, образованной женщиной, прекрасно разбиравшейся в искусстве, литературе, философии, знавшей четырнадцать, а по некоторым сведениям, шестнадцать языков. Тот же Тургенев высоко оценил ее ум и литературный вкус, всегда первой читая ей или посылая свои новые произведения. И сетовал в разговоре с ней: «Из числа счастливых случаев, которые я десятками выпускал из своих рук, особенно мне памятен тот, который меня свел с вами и которым я так дурно воспользовался... ».

И.С.Тургенев

Что касается Алексея Толстого, то он влюбился без памяти. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала», – это дневник отношений с одной женщиной – Софьей Андреевной Миллер…

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал…

Сначала связь сына с замужней женщиной не слишком встревожила Анну Алексеевну. Но потом она стала наводить справки и… пришла в ужас. Держа открытый дом, Бахметевы – родная семья Софьи Андреевны – сильно поистратились. На обаятельную, остроумную девушку, прекрасную музыкантшу и певицу (у нее было редкое по красоте контральто) обратил внимание один из приятелей ее брата, князь Вяземский. Мать Софьи, желая выдать дочь замуж, поощряла их роман. Князь обещал жениться, обольстил девушку, а потом отказался от своих слов. Брат Софи - Юрий, вступился за честь семьи. В результате дуэли, состоявшейся в 1847 году в Петровском-Разумовском, Юрий гибнет. А 29 февраля 1848 году, так и не дождавшись предложения руки и сердца, Софья Андреевна вне брака рожает дочку - Софью Бахметеву (1848-1910, в дальнейшем супруга дипломата и поэта Хитрово Михаила Александровича). Но тогда, во избежания слухов, ребёнка оформили как племянницу, дочь брата Петра, у которого девочка и воспитывалась.
Чтобы бежать из родного дома, где все считали ее виновницей гибели брата, Софья вышла замуж за страстно влюбленного в нее ротмистра Льва Федоровича Миллера, основным достоинством которого были роскошные пшеничные усы. Как и следовало ожидать, брак оказался несчастливым. Супруги вскоре стали жить раздельно.

Тем временем, Софья, не лишенная практицизма, заготавливала запасной вариант с писателем Дмитрием Григоровичем - уж очень нерешительно ухаживал за ней "маменькин сынок" Толстой. С Дмитрием они даже вместе путешествовали по Европе. Затем Григорович, заболев, отстал в дороге. Ну, а: "Когда я возвратился к Бахметьевым, то застал госпожу Миллер лежащею, слабою. У ног ее сидел граф А. К. Толстой, страстно в нее влюбленный... Я не хотел мешать, и мы расстались ".... Так ли оно было на самом деле - неизвестно. Надо признать, в преклонные годы Григорович славился приукрашиванием своих любовных подвигов. Но и без этого факта можно представить, как терзалось материнское сердце Анны Алексеевны всеми этими историями!

Дмитрий Григорович

И все же несмотря ни на что, уже зрелые люди, Алексей Константинович и Софья Андреевна смогли пронести свое чувство через множество испытаний. Бракоразводный процесс с Миллером затягивался на неопределенное время, с другой стороны родные поэта предпринимали попытки разлучить их. Мать Толстого устраивала скандалы, обвиняя сына в связи с женщиной сомнительной репутации… Все было против них...
Во время Крымской войны Толстой командовал расквартированной в Одессе ротой. Здесь его настигла страшная болезнь, косившая тогда многих. Вот тогда-то Софья Андреевна и приехала сразу же, как только узнала о тифе. Они решили больше не расставаться. Любовь оказалась хорошим лекарством: Толстой вскоре стал поправляться…
Но только смерть матери позволила влюбленным оформить свои отношения. С первой их встречи минуло целых 12 лет! 3 апреля 1863 года "молодые" обвенчались в Дрезденской православной церкви… Детей у них, увы, не было, и поэтому супруги взяли на воспитание племянников Софьи Андреевны.

Это был почти идеальный брак. Алексей Константинович нашел в Софье Андреевне новую "мамочку", к тому же энциклопедически образованную. Она легко цитировала Гете, Шекспира, Ронсара. У нее был отменный литературный вкус, которому полностью доверял Толстой. Она много читала и ложилась спать только под утро. Супруги встречались за чаем во втором часу дня, и он обычно говорил: "Ну, Софочка, слушай и критикуй ". И читал ей вслух написанное за ночь. «Кровь застывает в сердце , – писал жене Алексей Константинович через двадцать лет после «шумного бала», – при одной мысли, что я могу тебя потерять… Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье… » И в другом письме: «Если б у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа – быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо ». С годами любовь в сердце Алексея Константиновича не угасала. Да, ее пламень стал спокойнее и ровнее, но не меньше, чем после первой встречи с незнакомкой, навсегда вошедшей в его жизнь.

Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво….

А затем писателя стало подводить здоровье. Невралгия, астма, какая-то новомодная зона - это когда кожу по всему телу точно поливают кипятком. Неимоверные головные боли каждый день. Он стал ходить медленно, осторожно, боясь пошевелить головой, как будто нес на плечах непосильную тяжесть. А лицо сделалось постоянно багровое, все пронизанное толстыми синими жилами. В иные дни мучительно было на него смотреть. И кто-то в Париже (говорят, Тургенев) присоветовал ему лечиться инъекциями морфина. Попробовал - резко повеселел...
И вот однажды, изнуренный страшными головными болями, которые долгое время мучили его, желая забыться, граф принял слишком большую дозу. Заснул в кресле и не проснулся. Ему было пятьдесят восемь… А последние слова его были: «Как я себя хорошо чувствую! »...

После смерти мужа Софья Андреевна жила только воспоминаниями о своей любви; в комнате, забитой портретами Алексея Константиновича, вещами, связанными с ним, все перечитывала его письма и плакала. Многочисленные друзья покойного поэта остались и ее друзьями. Мнение современников о Софье Андреевне подытожила дочь Ф. М. Достоевского Любовь Федоровна: «Графиня относилась к числу тех женщин-вдохновительниц, которые, не будучи сами творческими натурами, умеют, однако, внушать писателям прекрасные замыслы ». Действительно, за многим из написанного Алексеем Толстым стоит Софья Андреевна. А сделал он немало. Написал несколько исторических романов (наиболее известные - "Князь Серебряный" и "Царь Федор Иоаннович"); создал „Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева"; был одним из „творцов" знаменитого Козьмы Пруткова; написал множество лирических стихотворений ("Колокольчики мои, цветики степные!", "Край ты мой, родимый край!", "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад"). Вдохновляла писателя на его произведения его Муза - Софья Андреевна Миллер-Толстая...

Она пережила А.К.Толстого на двадцать лет. Останки с ее телом поставили в склепе рядом с гробом поэта – такова была обоюдная воля обоих.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
Единое звено,
И выше восходить в сиянье правды вечной
Нам врозь не суждено.