Архангел михаил память. Сборник молитв архангелу михаилу на все случаи жизни

Читая Библию, время от времени хотелось бы задаться вопросом: а почему о Христе, нашем Господе и Спасителе, нет ни каких явных указаний в Ветхом Завете [кроме пророчеств]? Почему до пришествия Христа Бог считался Единым и у верующих евреев никогда не возникало вопросов о том, что, кроме Всевышнего Яхве, они должны поклоняться кому-то ещё (Марк. 12:29,32)?

И всё же в Еврейских Писаниях есть немало мест на которые следовало бы обратить внимание в связи с темой: Тайна о Христе Иисусе.

Например, возьмём для рассмотрения место из книги Исход:

‘’ вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего , ибо имя Мое в Нем’’ (Исх.23:20,21).

Так что это за Ангел, который имеет власть прощать или не прощать грехи? Итак, давайте исследуем с вами данную тему по порядку.

Часть 1 Архангел Михаил, кто Он?

В книге Бытие написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… (Быт.1:26). Далее в Быт.2:18 слово ‘’сотворим’ ’ так же указывается во множественном числе. Так кто был этим вторым? Например, ангелы не могли участвовать в сотворении вместе с Всевышним по той причине, чтобы потом никто из них не заявлял, что он является сотворцом вселенной (Быт.14:22,23, Иов.38:4,7). В то же время, нельзя утверждать и то, что Всевышний являлся единоличным Творцом. Почему? Например, в книге Исход, в 19 и 20 главах, пишется о том, что Бог непосредственно разговаривал с Моисеем; однако в Деян.7:37,38 указывается на Посредника – Свидетеля, Архангела Михаила (Иуды9).

В дальнейшем одно из ярких упоминаний о Свидетеле – Архангеле Всевышнего является место из кн. ИисНав.5:13-15. По взаимоотношению между этим Князем Воинства (Дан.10:21; 12:1.) и Иисусом Навином можно судить о том, что это была та же Личность, что и во время явления Моисею на горе Хорив из горящего куста (Исход.3:2-5.)

В следующей главе [ИисНав.6:1-19.] описывается пророческое знамение, которое указывает на семь труб и семь печатей из книги Откровение и конце нечестивого мира (Откр.11:17-19.).

И это так же происходило и ещё произойдёт под предводительством Архангела Михаила (Исх.23:20-23. Дан.12:1. Откр.12:7-9; 19:11-14).

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В книге Откр.19:13,14 Апостол Иоанн пишет о Царе царей, Который называется так же Словом Божиим и Князем воинств. Например, пророку Даниилу было сказано:

‘’И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге’’(Дан.12:1).

А наш Учитель Христос сказал так:

‘’и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше’’ (Лук.21:27,28).

Так не являются ли эти описания тем, что указывает на одну и ту же Личность? Или всё же это Личности совсем разные?

Чтобы ещё ближе приблизиться к ответу, обсудим вопрос о том, почему наш Господь Христос назван Иисусом?

Многие из нас понимают, что дословно это имя означает: ""спасение от Яхве’’. Однако в смысле прообраза, мы можем обратится к месту Писания из Евр.3:15-19; 4:3-9, где указывается на то, что предводителем Израиля, ведущим в ‘’покой’’ т.е. обетованную землю, был Иисус Навин.

*** Иисус Навин, преемник пророка Моисея в деле управления еврейским народом. Он происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя евр. הוֹשֵׁעַ (Оси́я), однокоренное со второй частью имени Йехошу́а, и также означающее «спасение», но не упоминающее имя Бога в явном виде. Был переименован Моисеем в Иисуса в знак того, что через него Бог спасет народ Израиля от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю обетованную. [скопировано из Википедии] ***

Однако на самом деле куда более важную роль в этом отводилось Архангелу Михаилу, Который шёл перед ними в облаке (Исх.13:21,22; 23:20-23.) и назывался Князем Израиля – Дан.10:13,21. Позднее наш Господин сказал: ‘’Сын Человеческий есть господин субботы’’ т.е. ‘’покоя’’; именно Он, Христос Иисус, является главным преемником Моисея, бОльшим Иисусом Навином [Тот, Кто ведёт в истинный покой]; и вот как об этом говорится:

‘’Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам’’ (Деян.7:37,38)

Так же Апостол Иоанн писал:

‘’Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца’’ (Иоан.1:3,4,14).

Эти сильные выражения указывают на весомость такой Личности как наш Господь Христос; однако все важные события ветхозаветного времени указывают на Архангела Михаила, как представителя Всевышнего Бога. При таком рассмотрении фактов, можно прийти к выводу о том, что это указывается на одну и ту же Личность.

В Евангелии от Иоанна написано: ‘’Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца’’ (Иоан.5:30). Именно ‘’при двух и трёх свидетелях будет твёрдо всякое слово’’ (2Кор.13:1.), поэтому Отец не творил вселенную один – но вместе с Первородным Сыном, Архангелом Свидетелем. Так же о этом довольно ярко писал Апостол Павел: ‘’ Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота’’ (Кол.1:15,19.). И всё же, несмотря на поистине великую роль нашего Господа, стоит обратить внимание на такой вопрос: ‘’является ли Он Всевышним Владыкой’’?

Часть 2. Триединство?..

Господь сказал: ‘’Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его’’ (Иоан.5:22,23).

Однако обратите внимание на пророчество: ‘’Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле’’ (Иер.23:5). Так же у пророка Даниила, о Христе указывается в БУДУЩЕМ времени: ‘’ Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины…’’ (Дан.9:25).

Несмотря на то, что наш Господин имел у Небесного Отца особое благорасположение всегда (Иоан.17:5.), помазание как Сына Господа Он получил здесь, на земле, в 1-м веке н.э. Пророк Давид писал по этому поводу: ""Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я НЫНЕ родил Тебя; ПРОСИ у Меня, и ДАМ народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе"" (Пс.2:7,8). Это можно утверждать на том основании, что нигде в Еврейских Писаниях мы не найдём того, что хоть как либо указывает, что Иисус Христос до своего прихода на землю был Сыном Богом (Исаия.9:6.).

Возьмём к примеру место из пророчества Исаии: ‘’Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников’’ (Ис.42:1,6). Обратите внимание на то, что в оригинальном тексте слово ‘’Отрок’’ переводится как ‘’слуга’’, ‘’раб’’ [так же смотреть: Исаия.52:13,15; 53:11.].

Когда Всевышний указывал на Ангела Михаила, Вождя Евреев (Исх.23:20-23.), то этот ‘’Слуга’’ - Вождь не был ещё Первосвященником, т.к. в Евр.10:4-7 указывается, что это произошло в 1-м веке н.э. Кроме того, что Первенец Сын был рождён Небесным Отцом ‘’прежде всякой твари’’ (Кол.1:15.); Первородным Он является и в том смысле, что до нашего Господина ещё никто не рождался от Духа Святого (Матф.11:11,12.). Так же, Царём и Господом Он стал лишь тогда, когда принёс Себя в жертву - Исаия.53:12. Евр.10:12,13. И только с 1-го века н.э. мы принимаем Отца Сына и Святого Духа [три Свидетеля].

И наконец, стоит обратить внимание на такой вопрос: а что из Писания мы можем узнать о будущем нашего Господа Христа? Например, в книге Откровение, 21 и 22 главах, указывается на то, что Христос Агнец будет всегда на престоле с Небесным Отцом. А вот Апостол Павел пишет так: ‘’А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем’’ (1Кор.15:24-28). Как понимать эти места Библии, которые на первый взгляд могут показаться противоречивыми?

Апостол Павел, кроме того что имел высшее фарисейское образование, он был рождён от Духа Святого; а значит, мог правильно понимать Писание (Иоан.14:26.). Если мы рассмотрим такие места из его посланий как: Галат.4:22-31. Евр.7:1-22. и т.д., то мы увидим, что в Еврейских Писаниях существует множество пророческих знамений [Матф.12:40-42]. Одно из них, которое поможет нам более ясно понять роль Христа, мы сможем увидеть в 41-й главе книги Бытие.

Обратите внимание на это: ‘’ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской’’ (Быт.41:40,42-44). После предательства братьев и пребывания в тюрьме – преисподней, Иосиф получил власть быть вторым правителем на земле, вождём всего царства Египет, так же обеспечителем – кормильцем Израиля. Именно такова же роль была у Архангела Михаила и позднее Учителя Христа – Иоан.6:27,30-33. Матф.4:4. Иоан.1:14. Несмотря на такое величие власти Иосифа в Египте он был вторым у фараона; такое же положение Сын Бога занимает по отношению к Небесному Отцу.

Итак, во время путешествия в обетованную землю, вождём еврейского народа был Архангел Михаил; но пострадав от собратьев Иудеев, став Мессией Искупителем, Он получил власть над всем что существует (Матф.28:18.). Именно поэтому в книге Откровение 21 и 22 главах, указывается на то, что Агнец Господь будет царствовать с Отцом во веки – но… В 1Кор.15:24-28 Апостол Павел более чётко объясняет роль Архангела Христа после того, когда пройдёт тысячелетний период суда неправедных (Откр.20:1-3,7-10.). После того, когда всё нечестие и сам дьявол будут уничтожены, тогда полностью исполнятся слова из молитвы: ‘’Отче наш… да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе’’. Всё оставшееся человечество получит святость [это будет приблизительно начало 8-го тысячелетия – обрезание евреев в 8-й день, являлось прообразом этого]. Тогда человечество уже не будет нуждаться в священстве; небесный храм сосвященников Христа (Откр.20:4-6.) упразднится и станет частью Небесного Иерусалима, Царства Всевышнего – Галат.4:26. Откр.21:1,10,12,14,17.

Когда будет окончательно истреблено нечестие, а следовательно и последний враг смерть, тогда миссия Христа, Ходатая и Священника будет исполнена; и наш Господь имея величественное положение Сына Царя, Сам покорится Отцу. Да будет Бог всё во всём (1Кор.15:28)!.. Аминь.

Архангел Михаил известен прежде всего как великий полководец, архистратиг. Он победитель самого Сатаны, он князь великий, стоящий за сынов еврейского народа. По преданиям он спасает Авраама из огненной печи, а Исаака от ножа Авраама. Это он ведет народ по пустыне в землю обетованную и он же дает Моисею скрижали Закона. Его называют хранителем магических слов, которыми были сотворены небо и земля. Его видели у врат рая с огненным мечом, и это именно он несет на небо тело умершей Богородицы.

Архистратигу Михаилу посвящено несколько праздников. Главный и самый древний из них отмечают 21 ноября. Он был учрежден в 363 году Лаодикийским собором, который признал ересью учение об ангелах как творцах и правителях мира, но сохранил их культ. Официально праздник называется Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. То есть – ангелов. Поэтому для начала стоит сказать несколько слов о том, кто вообще такие ангелы.

Иоанн Дамаскин определяет: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для свое природы бессмертие». Ангельский доктор Фома Аквинат уточняет: «Бог управляет телесным миром посредством ангелов». «От Божественных энергий, – разъясняет Алексей Лосев, – они отличаются тем, что они – тварны, т. е. субстанциально инобытийны, в то время как Божественные энергии субстанциально неотделимы от самого Бога и потому суть сам Бог. Бесплотные силы, как идея всего дальнейшего инобытия, осмысливают и оформляют все инобытие, и потому учение об Ангеле-Хранителе является совершенно элементарной диалектической необходимостью. Не только человек, но и все, что существует на свете, каждая мельчайшая песчинка имеет своего ангела-хранителя».

Лосев уверяет, что такие ментальные структуры, как «категория» Канта, «понятие» Гегеля, «эйдос» Гуссерля, «гипотеза» Когена и Наторпа, – «есть только внутренне опустошенная ангелология. Эти структуры, несомненно, умны, бесплотны; они осмысливают и оформляют все бытие и в этом смысле суть его “хранители”». Но все-таки ангел – это не просто схема, это существо, осмысляющее и таким образом оформляющее подведомственную ему сферу бытия: комара, гражданина Медведева, сорт пшеницы, звезду, государство или какой-нибудь банк. Ангел – живой смысл вещей. Сам он бесплотен, обитает вне пространства и времени. Но может являться в нашем телесном мире, как, например, тот же Михаил явился священнику Архиппу в Хонех и ударом жезла отвел бурлящий поток от его храма. Ангела даже можно осязать, как осязал его Иаков, боровшийся с неизвестным во сне и получивший в результате схватки травму ноги.

Как бесплотные существа действуют в нашем трехмерном мире? Аквинат пишет: «Ангел входит в соприкосновение с данным местом единственно посредством своей силы. Стало быть, перемещения ангела сводятся к последовательному приложению его силы к разным точкам». И уточняет: «Ангел перемещается в прерывном времени. Он может появляться то здесь, то там, и между этими точками не будет никакого временного промежутка. Нельзя назвать начало и конец движения ангела двумя мгновениями, между которыми существует временной промежуток; точно так же нельзя сказать, что начало движения охватывает отрезок времени, завершающийся мгновением конца движения. Начало – это одно мгновение, а конец – другое. Между ними вовсе нет времени. Можно сказать, что ангел перемещается во времени, но не так, как перемещается тело».

Автор теории морфогенных полей Руперт Шелдрейк считает, что идея Фомы о движении ангелов отсылает к квантовой физике: «Фотон находится в одном месте в тот момент, когда, например, свет исходит от Солнца, и в другом месте – в тот момент, когда солнечный свет соприкасается с чем-либо на Земле. Временной интервал между этими мгновениями составляет около восьми минут. Таким образом, мы можем приписать свету скорость. Но согласно теории относительности, – и это был один из отправных пунктов для Эйнштейна – с точки зрения самого фотона не происходит никаких временных затрат. Между светом, исходящим от солнца, и светом, соприкоснувшимся с земным объектом, существует мгновенная связь. Фотон не стареет» (подробнее ).

Как видим, современные представления о движения квантовых частиц имеет те же ментальные корни, что и томистская идея движения ангелов. В современной фантастике это, кажется, называется «ноль-транспортировкой». Как бы то ни было, ангелы, которых духовидцы часто описывают как существа света, вполне могут обладать корпускулярно-волновой природой. Они бесплотны, как волны, распространяющиеся в некоем ангельском поле, и они телесны, поскольку являются человеку в вещественном мире. Но только это особая телесность. Быть может, лучше всего назвать ее виртуальной. И включить телевизор. Сюжеты, которыми он наполнен, конечно, сработаны ангелами, поставленными на службу пропаганды. Медиа – сегодня одна из самых заметных сфер их деятельности. Речь не о том, что какой-нибудь Константин Эрнст – ангел. Но кто будет спорить с тем, что за ним есть надежный ангел-хранитель?

Вернемся на Небеса. Дионисий Ареопагит, чья таксономия ангелов считается классической, различает три тройственных порядка иерархии небесных сущностей. По убыванию близости к богу это, во-первых, Серафимы, Херувимы и Престолы. Во-вторых, Господства, Силы и Власти. В-третьих, Начала, Архангелы и Ангелы. Девять ангельских чинов. Михаил – Архангел. То есть относится, к низшей, третьей иерархии ангельских чинов. Однако сумел подняться очень высоко. Как это поется в революционной песне: «Кто был ничем, тот станет всем».

Так случилось, что самый могущественный, прекрасный и высокопоставленный ангел Люцифер возгордился и восстал против бога. Ситуация была критической, ибо к смутьяну примкнуло множество ангелов разных чинов. Но другие ангелы еще колебались. И тут Михаил призвал тех, кто колеблется, остаться верными богу. Доблестный архангел возглавил армию ангелов, не отступившихся от божества, и победил Люцифера, низвергнул его вместе с приспешниками в преисподнюю. В результате там возникло царство во главе с Сатаной (Люцифером) и с такой же ангельской иерархией, как на Небе. Но только падшие ангелы стали называться уже не ангелами, а чертями. При этом их ангельская природа сохранилась.

В книге пророка Иезекииля Сатана называется «херувимом». Фома Аквинский детально обсуждает вопрос, как могло случиться, что он восстал. Это поучительно: «Херувим значит «знающий», а серафим – «огненный» или «воспламеняющий». Первое наименование говорит о знании, которое совместимо со смертным грехом; второе – о пылающей любви, которая с грехом несовместна. Вот причина, чтобы считать первого падшего ангела, скорее, херувимом, нежели серафимом. Имена двух ангельских чинов, Серафимов и Престолов, не причисляются в Библии к злым духам, ибо имена сии означают нечто несовместимое со смертным грехом, то есть пылающую любовь и присутствие Божие. Но демоны называются «Херувимами», «Силами» и «Началами», поскольку слова сии означают знание и силу, каковые есть как у добрых, так и у злых. Если считать, что у греха есть движущая причина, тогда ясно, что величайшие из ангелов должны были, скорее, впасть в грех: как мы видели, прегрешением дьявола была гордыня, а движущая причина гордыни – природное превосходство».

Многие считают что история борьбы ангелов идет из иранской мифологии, где бьются Ормузд и Ариман. Другие вспоминают войну титанов и олимпийских богов. Вообще же, мифы о войнах богов есть у всех народов. И у каждого – свои особенности. У евреев эта история связана с их избранностью. Объясняя устройство нижней ангельской иерархии (Начальств, Архангелов и Ангелов), Дионисий Ареопагит говорит: «Библия вверяет священноначальство над нами Ангелам, когда называет Михаила князем Иудейского народа, равно как и других Ангелов князьями других народов». То, что у каждого народа имеется свой ангел, совершенно естественно, раз уж свой ангел есть у всякой пылинки. Но то, что еврейскому народу достался ангел, победивший самого сатану, весьма показательно. Это объясняет удивительные свойства избранного народа, ведь ангел, как было сказано выше, это то, что формирует подведомственный ему объект.

Тут не все так уж просто. В конце концов, и других народов есть свои ангелы. И что же, эти ангелы несовершенны? Так получается, коль скоро подведомственные им народы молились каким-то неистинным богам, то есть – вели себя приблизительно так, как когда-то вели себя падшие ангелы. И только иудеи, чьим князем является Михаил, победивший восставших, остались верны богу (язычник бы уточнил: своему богу). Впрочем, Дионисий встает на защиту действующих в истории ангелов: «Если кто спросит: как же один только Еврейский народ удостоен, был Божественных откровений? – На это должно отвечать, что уклонение других народов к ложным богам не должно вменять доброму правлению Ангелов; но сами народы добровольно отпали от прямого пути, ведущего к Богу, по самолюбию, гордости и безрассудному почитанию вещей, в которых они думали находить Божество». То есть проблема в свободе, которую бог дал человеку, ангелы же не виноваты в том, что люди ею так дурно пользуются.

О том, что Михаил князь еврейского народа, мы знаем из книги пророка Даниила, которому явился некто в человеческом облике и объяснил (среди прочего), почему не явился раньше: «Князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (). Речь о военных операциях, которые ведут невидимые силы (руками людей). И персидский ангел явно противостоит богу (которого представляет ангел, беседующий с Даниилом), но на помощь богу приходит Михаил. То есть повторяется схема восстания ангелов. Так что зря Дионисий пытается представить ангелов, отвечающих за народы, существами, которым нельзя вменить поступки их подопечных. «Князь царства Персидского» явно заодно с «царями Персидскими», он стоит против бога евреев и против князя еврейского народа Михаила.

Бога не видел никто, он за пределами этого мира. С пророками говорят ангелы, они же действуют в природе и истории. Тем не менее представление о Едином Всевышнем Боге есть у любого даже самого примитивного народа (это с удивлением фиксируют этнологи). Сотворив все видимое и невидимое, Всевышний почил от дел, и далее в мире действуют силы, которые он сотворил. В авраамических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) эти силы называются ангелам. В других религиях это самые разнообразные божества («все полно демонов и духов», – говорит Фалес). Функции у них те же самые, что и у ангелов: осмыслять, оформлять, охранять подведомственные им зоны мира. Они могут называться ангелами. А могут называться как-то иначе. Например, в Риме они назывались гениями.

Гений (ангел) есть у каждого человека, рода, народа, страны. Михаил – это гений еврейского народа, он то, что сплачивает это народ, создает его неповторимую физиономию, определяет судьбу. Вовсе не обязательно верить в то, что это народ, избранный Всевышним, но невозможно усомниться в том, что у еврейского народа есть гений, который его, если угодно, избрал (как другие гении «избрали» другие народы). Избрал и оформил по своему, так сказать, образу и подобию. Поэтому характер архангела Михаила – это парадигма характера подведомственного ему еврейского народа. Поднявшись из самых низов ангельской иерархии, Михаил занял центральное место на небесах (прямо, как Иосиф – в Египте). Руководит ангельскими чинами и, конечно, непримирим к ангелам тех народов (вроде персидского или египетского), которые допускают отклонения от истинного пути и угнетают его народ. В этом секрет успеха евреев, занявших командные позиции в мире.

Не надо сомневаться: именно высокопоставленный ангел Михаил устроил так, что вера евреев в то, что их национальный бог – и есть бог Всевышний, шагнула (в виде христианства и ислама) далеко за пределы иудейской ограниченности. Распространившись на другие народы, эта вера наложила на жизнь язычников иудейскую матрицу. Культура новообращенных была переформатирована, стала в определенном смысле иудейской. В частности, боги этих народов стали представляться как противники бога евреев, вошли в тот же дьявольский разряд, что и падшие ангелы. Но зато теперь любой верующий человек может иметь такого мощного покровителя, как Михаил. Без него человек – просто человек. А с архангелом, сумевшим загнать в ад лучших из лучших, человек несет в душе мощный заряд движения вверх и наивную веру в то, что тот, кто стоит у него на пути, – сатана, которому самое место в пекле.

Но став главным ангелом православных небес, Михаил, конечно, остается «князем иудейского народа». А как же иначе? Не может же ангел вдруг ни с того ни сего изменить свою природу. Если бы он ее изменил, то был бы уже не Михаилом, а кем-то другим. С теми, кто этого не понимает, случаются всякие конфузы. Вот, например, был такой «Союз Михаила Архангела», черносотенная организация, отпочковавшаяся от прославившегося еврейскими погромами «Союза русского народа». «Союз Михаила Архангела» в погромах замечен, кажется, не был, но боролся за лишение иудеев избирательных прав, проводил массовые кампании по разоблачению иудейских и либерально-масонских интриг. Как это понимать? Да так, что архистратиг сплотил в свой «Союз» не очень умных людей, чтобы их руками карать забывающих бога евреев и одновременно дискредитировать русских. Мучить свой народ руками туземцев – это, судя по Библии, любимое занятие бога евреев. Но и потешаться над туземными дураками ему тоже, как видите, нравится.

отзывов: 22 на “Дни силы: 21 ноября, архистратиг Михаил. Гений евреев”

    От це так.

    А кто может назвать себя евреем? Христос не был евреем и Матушка Его не была еврейкой. Это очень странное слово – еврей … Валерий Чудинов читает на древних русских иконах тайнопись, где Христос несет свои имена. Пока не встретил автора, который бы читал сии надписи по другому, т.е. аргументировано возражал Чудинову. Наверно самому придется овладеть способностью чтения Очень мне нравится утверждение профессора, что лики ведических и христианских Богов существовали в русских храмах ВЕКАМИ очень даже мирно. Сему утверждению он и посвятил книгу “Тайнопись на русских иконах”. Пусть будет так. Архангел Михаил покрой меня своими огненными крылами и отжени от меня всякого врага и супостата.

    Ну еще раз сей текст доказывает, что в традиционной религии много вранья всякого, написанного для одурачивания и управления.
    Что совсем не значит, что бога нет, что нет мира тонкого. Истину зачерняют всякими хитростями, библия тому не исключение.

    Обман на доверии есть кратчайший путь к цели. Но у гроба карманов нет. Так, что гореть им в Аду. Аминь.

    Уважаемый читатель, потрать 15 минут своего драгоценного времени и послушай Валерия Чудинова на ю.тюб. “Писменность.” 20.11.2012 Архистратиг Михаил если и воглавляет войско ангелов, то оно (войско) в большинстве своем русское. Вот, так.

    Спасибо автору, обнадежил. Если не принять за сказку, а буквально поверить в мысль статьи – «Михаил – это гений еврейского народа…В этом секрет успеха евреев, занявших командные позиции в мире», то в Откровении русским языком написано: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли …» становится понятно, что в конце концов евреи одумаются и раздолбают языческий Китай, а не Православную Россию.

    Спасибо автору за его версию! Интересно. А вот мне думается что Архангел Михаил как Архистратиг Небесных Сил есть хранитель именно избранного народа, коим в Ветхом завете есть народ еврейский, но после всем известных событий, таковым быть перестал, и сей чести удостоились христиане (как новый народ избранный), а следовательно и покровительство над теми кто являются последним хранителями христианства, то есть нашим Богом хранимым Отечеством!

    Очень интересная статья, спасибо автору.Думаю, что Михаил только посадил семечку на иудейской земле. из него выросло дерево со множеством ветвей. Очень показательна последняя битва, которая и открыла путь к государству Израиль. С одной стороны СССР, где объединились три главные ветви этого дерева – православие, иудаизм и мусульманство, под крышей “атеизма” (иначе им не объединится) и протестанты Америки и Англии. С другой стороны Германия, Италия и союзники под знаменем языческого Рима. После создания Израиля, еврейская составляющая стала уходить из СССР, что и обусловило его распад. Теперь о российском эгрегоре, есть ли он? Определённые факты говорят что он есть.

    Да интересная мысль, только вот почему то еврейский народ верующий в истинного бога спас от полного истребления атеистический СССР или всё так было задумано заранее самими евреями?)))))))

    а что тебе плохого Путин сделал. ты гониш,сходи к врачу.

    Господа, я надеюсь вы не воспринимаете описываемые в религиях события буквально? Это всего лишь символическое описание сотворения Мира, которое не имеет ничего общего с летающим Богом-творцом. Описание конфликта более развитых существ, имевших в своём распоряжении учение намного превосходящее материальные науки Земли.
    Например, спросите у любого равина, что на самом деле означает описание рода Иакова в Ветхом завете и он с уверенностью ответит, что это описания мира растений.
    Спасибо за описание природы ангелов (не более), понравилось.

    Вспомните американские фильмы где здоровый но туповатый солдат спасает мир или локально американцев из рук кровожадных арабов или русских. Рядом с ним красивая деваха/ а как же, гендерность/ и обязательно физически неразвитый, веселый, эдакая душа компании, еврей попадающий в глупые ситуации из которых его вытаскивает здоровый но туповатый солдат. Но в кульминационный момент когда мир висит на волоске и профессиональные навыки и сила солдата оказываются недостаточными на передний план, всего лишь на несколько секунд выходит со своим очень мудрым и своевременным советом еврей. Солдат прозревает, поднимает опустившиеся руки и весело, вприпрыжку спасает мир. Это я к тому, что статейка заказная проеврейская/ промассонская?/. Попахивает закулисьем, кукловодством. Совет Михаилу и nikite: пацаны, постригитесь в монахи, может еще спасетесь.

    принимаешь только таких ульяна там пишишь я буду…в 2016 с алек

    Да, удивительная еврейская черта приватизировать все лучшее из общего здесь высветилась как никогда. Богоносному русскому народу народ исключительный из всех народов, у которого вообще свой Б-г есть, пытается объяснить природу Победы так, что “его Михаил” начинает смахивать на того же Люцифера. Спасибочки, только что в мае 2015 наблюдали эту еврейскую суету с попытками присоседиться к Победе 1945, вписав себя в очередные скрижали, куда уже на голубом глазу 6000066 невинноубиенных вписано, чтобы Германия сто лет платила за “мертвые души”.

    Если Михаил одолеет силу бесовскую этого народа, то несдобровать тогда самому их Б-гу и его особо приближенным во всем своем несметном количестве, падшим в своей исключительности. Само наличие ее и растущий духовно-нравственный и социально-экономический разрыв между людьми как ее следствие является горем человечества и его путем в социальный ад как для самих избранных жить в золотых кандалах лжи и порока, так и для тех, кому достаются кандалы бедности, нищеты и отверженности. Силы небесные пошли спасать этих «избранных» для того, чтобы они не заразили и не угробили своей чумой все человечество, изрядно опустив его в свой мир наживы и лжесвидетельства.

    Бред полнейший. Сатана не был низвергнут в ад он был низвергнут с небес и он являеться владыкой воздуха стратосферы

    Прочитал свои же слова. Отказываюсь от них. Согрешил пред Богом. Каюсь. Господи, это все о Тебе, а не обо мне. Прости меня заблудшего. Смотрю Твое и не вижу. Слышу Тебя и не слушаю. Помышляю о Тебе, но не разумею как. Изыди Господи, на взыскание мое. Изми мя от работы вражия.

    Хорошая статья. Одно к ней дополнение- еврейский народ это вся православная вселенская церковь а не толмудические секты и другие ереси на основе кабалы.

    ИЗЫДИ БЕС ИЗ РОССИИ!!!

    Молитва изгоняющего дьявола.

    О Боже, я взываю к святому имени Твоему, молю о милосердии Твоем!
    Помоги мне одолеть врага Твоего, который уже – семнадцать лет – терзает Тело и Душу России!
    Помоги мне!

    О Боже, создатель и защитник рода человеческого, сжалься и смилуйся над Россией, ведь Она в лапах беса!
    Спаси Россию, которая верует в Тебя!

    О Боже, пусть же Она найдет защиту в Тебе!
    Избавь Ее от врага Твоего!

    О Боже, не позволь же бесу возыметь власть над Нею, и пусть же порожденный несправедливостью не сможет причинить Ей зла!

    О Боже, услышь мою молитву!
    Да приидет вопль мой пред лице Твое!

    О Боже, во имя святого имени Твоего, я изгоняю дьявола!

    Изыди бес из России!!!(три раза)

    понятно.
    по девятову победить мы, русские, можем только вместе с евреями и китайцами.
    про китайцев было сказано много, тепрь поговорим о евреях.

    Евреи -благословенный,избранный Богом,народ! Поэтому этот народ приносит своим присутствием блсгословения, тому кто почитает Бога и Его народ,народ Изриля.
    Евреи покинули не только Россию,но и другие страны. Бог собрал евреев в Его страну. И эта маленькая страна процветает,несмотря на нападки врагов – Бог его защита и охрана.
    Благодать ушла с ссср- пришла аморальноснось, извращенные семьи,извращенные родители детей. Зло и разделение. Извращение истин Божиих. Не имеющие Бога в разуме, пытыются высказать свои человеческие мыслишки… Читая ваши коментарии,в которых нет почтения ни к Богу,ни к друг другу,но видна бедность, духовная бедность и слепота.

Главным над девятью ангельскими чинами. Его имя с еврейского языка обозначает «Кто как Бог». Михаил Святой (архангел) почитается Православной Церковью с самых древних времен человечества, так как обладает необыкновенной беспримерной духовной силою. Кто он - архангел Михаил? Какие подвиги совершал?

Святой Михаил (архангел): первый подвиг

Архангел Михаил свой первый подвиг совершил на небе, когда некогда светлейший небесный ангел решил восстать против Бога и унизить славу Его. Зло сотворило первое богоотступничество, увлекшее за собою множество других ангелов.

Тогда служитель Божий, Святой Михаил (архангел), собрал все и небесное воинство, не поддавшихся пагубному примеру, и воззвал их на борьбу со злыми ангелами, чтобы низвергнуть их с неба, запев торжественную песнь Господу.

Откровение

В «Откровении Иоанна Богослова» тоже описываются эти события. На небе произошла война. Михаил Святой и ангелы его вступили в битву с драконом и его прислужниками. Но не устояли последние, и уже не нашлось для них места на небесах. Великий дракон, называемый сатаной, змием и дьяволом, обольщающий всю вселенную, был изгнан на землю вместе с ангелами зла.

В «Откровении» дается утешение для верующих, чтобы они увидели, что вечная борьба добра и зла закончится совершенною победою Агнца. Человечество в борьбе со змием имеет высших небесных покровителей и защитников, во главе которых стоит Святой Михаил.

Еврейский народ

Когда еврейский народ стал излюбленным и избранным у Господа, то и здесь Святая Церковь указывает на то, что архангел Михаил стал хранителем народа Божия. В «Ветхом Завете» у пророка Даниила Михаил Святой тоже представляется покровителем иудейского народа.

Молитвы и иконы

Церковь в своих молитвах и песнопениях именует архангела Михаила воеводой небесных сил бесплотных, Ангелом первым, вождем полков ангельских, старейшим наставником небесных чинов.

На иконах Михаил Святой изображается как воин с мечом и щитом в руке, а иногда с копьем или с пальмовой ветвью. Ногами он попирает змия. Белая хоругвь (знамя) по верху копья означает непоколебимую чистоту и верность ангелов своему Царю Небесному. А крест, которым заканчивается копие, обозначает, что любая брань с царством тьмы и зла и победа над ними совершатся во имя Креста Христова посредством самоотвержения, смирения и терпения.

Библиейские сюжеты

В Святом Писании рассказывается о том, как Святой Михаил (архангел) спорил с диаволом о Моисеевом теле. Архангел скрыл могилу великого пророка, чтобы евреи, впадавшие час от часу в идолопоклонство, не стали поклоняться ему как Богу.

В Библии также описывается, как архангел Михаил явился Иисусу Навину, когда тот брал Иерихон. Иисус увидел человека с мечом в руке и спросил его о том, свой он или чужой, тот ответил, что он вождь воинства Господня, и повелел ему снять обувь, ибо место, на котором он стоял, было свято. Иисус сделал это, его вдохновило явление святого воеводы. А затем и сам Господь стал говорить с Иисусом Навином, который научил его, каким способом взять первый мощный город на ханаанской земле, что в итоге было сделано.

Храм

В подлинности этого явления еще с древности глубоко были уверены люди, поэтому на этом месте воздвигнут монастырь в честь Святого архангела Михаила. Он, служитель славы Божественной и воевода всехвальный, как описано в Священном Писании, помогал израильтянам в боях и сопровождал Моисея по всему пути в обетованную землю.

6 (19) сентября весь православный люд отмечает праздник «Память чуда архистратига Михаила, совершенного в Хонех».

История эта началась с того, что недалеко от города Иераполя, что во Фригии, в местности под названием Херотопа находился храм Святого Михаила, а при нем бил священный источник. Храм построил один местный житель - отец исцелившейся от немоты девочки. Сам архангел явился к этому человеку во сне и сказал ему, что дочь получит исцеление, если выпьет воды из источника. В связи с этим чудесным событием вся семья разом крестилась.

Однажды недовольные язычники решили уничтожить это святое место. И тогда они попытались соединить две горных речки в одно русло, и течение их направили прямо на церковь Святого Михаила. Живший при этом храме Святой Архип взмолился, и к нему было явление архистратига Михаила. Он ударил жезлом своим и открыл трещину в земле, которая и поглотила всю воду, потом это место стало называться Хоны (расселина, отверстие).

Почитание в Киевской Руси

В 1108-1113 гг. князь (внук Ярослава Мудрого), при крещении нареченный Михаилом, соорудил в Киеве в честь своего небесного покровителя Михайловский Златоверхий собор. С тех самых пор архангел Михаил стал считаться небесным покровителем Киева.

Защитник России

В России тоже было явление архистратига Михаила. В 1608 году Свято-Троицкую осаждали поляки. К архимандриту Иосифу - настоятелю лавры - явился сияющий святой воевода Михаил со скипетром и предупредил, что немного осталось им потерпеть, так как господь скоро воздаст им отмщение. И враг вскоре отступил.

Пресвятая Богородица стала защитницей городов русских вместе с ее воинством небесным во главе с архистратигом Михаилом. Вера православных людей в его помощь очень велика, так как он - победитель супостатов, избавитель от бед и скорбей, защитник от злых духов, врагов видимых и невидимых.

Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом, просят покровительствовать на троне в управлении и спасении государства Российского.

Собор Святого архистратига Михаила

Отмечают праздник Собора Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных 8 (21) ноября. Эта дата была установлена за несколько лет в начале IV века до Первого на Поместном Лаодикийском Соборе. 35-м правилом было осуждено еретическое поклонение ангелам как создателям мира, утвердив только православное их почитание.

Праздник отмечается в девятом месяце от марта (в древности именно с этого месяца начинался год) - в ноябре, в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца говорит о том, что будущий Собор всех Сил Небесных будет в день Страшного Суда, когда придет опять на землю Сын Человеческий и все святые ангелы с ним.

Святая Церковь запечатлела в себе величественную историческую панораму богосветлых подвигов и деяний архистратига всех небесных сил бесплотных Святого Михаила. Он самый первый в чину всего ангельского воинства, действующий всегда во Славу Божию и во спасение человечества.

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает – кто как Бог. Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.

Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет.Мин. 8-го ноября).

Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.
В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12, 7-9).

Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом.

Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия.

У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12, 1).

Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8(21) ноября).

Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисеове» (Иуд. 9), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5, 13-15). Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила.

Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.

6 сентября ст. ст. Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина). Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны.

Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах.
Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним. В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом. Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан. п. 1). Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес. 3), именует его проповедником божественным, непостдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес. 3), молитвенником за людей спасительным (пес. 3). Словом,- она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст. на хвалит.).

Итак, Архангел Михаил – победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.

Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России.
6(19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV).

8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом. Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.
Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т. е. именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Архангел Михаил - один из высших Ангелов, предводитель всех Ангелов. Почитается Церковью как защитник веры, борец против ересей и всякого зла. На иконах изображается с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим дьявола. Наверное каждый христианин знает эти сведения. Но все ли это из того, что известно об Архангеле Михаиле? Мы собрали 10 занимательных фактов, которые мы могли не знать или знать не полностью.

1. Архангел или Архистратиг?

Как правильно называть Ангела Михаила: Архангелом или Архистратигом? Случалось вам сталкиваться с таким вопросом? Слово «ангел» переводится с греческого языка как «вестник, посланник» - ангелы в Священном писании часто приносят людям важные вести. Приставка же «арх» значит «главный, старший». Получается, что Архангел - это главный, старший, вестник, посланник. Архистратигом Ангела Михаила называют в славянской Библии и переводится это слово как «старший воин, вождь», «главнокомандующий». Ангел Михаил единственный из Архангелов, которого изображают на иконах как воина, с огненным мечем. Нам известно несколько Архангелов (Гавриил, Рафаил, Уриил и тд), но из них, как правило, Архистратигом называют именно Михаила.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». Церковь в песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником.

Таким образом, Ангела Михаила мы можем называть как Архангелом, так и Архистратигом.

2. Архангел Михаил и Люцифер

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или «Тот, кто подобен Богу». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. Именно Архангел Михаил низвергнул Люцифера и его сторонников с Небес.

Архангел Михаил повергает Люцифера. Francesco Maffei

3. Архангел Михаил в Ветхом Завете

Согласно апокрифической Книге Адама и Евы, Михаил внимательно следил за парой после того, как они были изгнаны из Эдема. Он научил Адама земледельчеству и убедил Бога позволить душе Адама вернуться на Небеса после смерти Адама.

Древняя традиция говорит о том, что Михаил сообщил Саре, жене Авраама, о том, что она родит сына. И хотя его не называют по имени, но считается, что именно Михаил был «Ангелом Господним», который остановил Авраама от жертвоприношения своего сына, Исаака. (Бытие 22:10).

По Завету Авраама, именно Михаил сообщил Аврааму о том, что тот скоро умрет. Авраам попросил Бога о возможности увидеть все чудеса света, чтобы он мог умереть без сожаления. Тогда Михаил вознес его на небо, чтобы он увидел все дела Божии. После этого он отправил Авраама домой готовиться к смерти.

4. Архангел Михаил и Новгород

Архангел Михаил являл чудеса в самых разных частях света, в том числе и на Руси. В 1239 году шедшие на Новгород войска хана Батыя неожиданно поменяли свое направление на противоположное. Историки считают, что поход Батыя на Новогород был остановлен весенней распутицей, которая заставила его уйти в Половецкие степи. Но в Волоколамском патерике описана совсем другая версия событий. Согласно патерику, на защиту Новгорода явился архистратиг Михаил, который запретил Батыю идти на этот город. Позже Батый увидел в Киеве фреску с изображением Михаила, узнал его и сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

5. Страшный Суд и Архангел Михаил

Представление о том, что у Архангела Михаила будет своя роль на Страшном суде, возникло сравнительно поздно. В некоторых христианских апокрифах Архистратиг Михаил изображается как тот, кто будет созывать трубным гласом (трубя в бараний рог) души людей на Страшный суд. В некоторых апокрифах ему даже дается роль судьи, а согласно другим, он будет горько плакать о грешниках, и Бог помилует их. В одном из гимнов Архангелу Михаилу поется: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

6. Архангел трех религий

Архангел Михаил любим и почитаем не только в христианстве. В исламе Михаил (Микал) - это один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) с великолепными крыльями из топаза изумрудно-зеленого цвета. Его длинные волосы цвета шафрана достигают ног, и каждый волос содержит миллион лиц. У каждого лица миллион глаз, которые плачут. Названо даже количество слез - их 70000.

Микал очень серьезный и никогда не смеется. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. Отвечает за силы природы, управляет ветрами и облаками и имеет в подчинении армию ангелов, которые помогают ему. А еще у Михаила миллион языков, каждый из которых говорит на миллионе языков. Он упоминается как Ангел милосердия и как Ангел, который раздаёт пропитание.

Согласно еврейской традиции, Михаэль - один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Евреи почитают Архангела Михаила, опираясь на Ветхий завет. К тому же, именно Михаил считается покровителем еврейского народа.

7. Архангел Михаил и Жанна д’Арк


«Жанна д’Арк и архангел Михаил» авторства Эжена Тириона, 1876.

Жанна д’Арк (1412-1431) сначала услышала Михаила, а вскоре и увидела его — в возрасте тринадцати лет. Он оказывал ей постоянную поддержку, и даже предложил ей флаг для ее войска.

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию - короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

8. Явления Михаила

В 1961-1965 годах в Испании (Сан Себастиан де Гарабандаль) являлась Дева Мария. Она разговаривала с детьми (их было четверо) и говорила им, чтобы они чаще ходили в церковь, чаще каялись и вообще – изменили свой образ жизни. Четыре года спустя им явился уже Михаил и повторил это же сообщение. Он также сказал им, что если они будут молиться искренне, то они получат все, о чем они молились.

Папа Лев XIII написал знаменитую молитву, которая начинается так: «Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, удержи нас от зла и козней дьявольских «. Он написал ее после того, как ему было видение, в котором он увидел Михаила, который отправил Сатану обратно в ад. Эта молитва и сегодня помогает многим людям.

9. Архангел Михаил и египтяне

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

10. Чума в Риме

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.

А знали ли Вы, что…

В геральдике Архангел Михаил изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй - архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева, Малоархангельска, Архангельской области, а также ряда других городов и изображён на их гербах…