Что из себя представлял хазарский каганат. Что собой представлял Хазарский каганат? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Стремительно возникнув на исторической арене, хазары быстро сходят с неё. Мощный удар древнерусского князя Святослава, тем не менее, не был единственной причиной исчезновения Хазарии, правящая верхушка которого исповедовала чуждый остальным жителям каганата иудаизм.

Хазары. Что в имени этом?

Мы точно не знаем, кто такие хазары. В историографии преобладает мнение об их тюркском происхождении. Скорее всего, предками хазар были потомки гуннов. Ведущие тюркологи доказывают близость хазарского языка к булгарскому.

Советский историк М.И. Артамонов считает, что хазары сформировали свою государственность на осколках Тюркского каганата. Экономика Хазарского каганата сочетала в себе черты оседлого (в источниках читаем: «имеют города и сады»), и кочевого образа жизни, что несвойственно тюркам в I в. н.э.

Вполне возможно, хазары - это этнически неоднородный элемент, в состав которого входили тюркоязычные, а также угроязычные и ираноязычные компоненты. Огромные просторы Хазарии (территории вокруг нижней Волги и Дона), также косвенно свидетельствует о неоднородности этнического состава каганата. Вероятно, самоназвание «хазары» было объединяющим, и первоначально не являлось ни родовым, ни племенным. Воможно, термин «хазары» происходит от тюркского глагола kaz - означающий кочевания, или же от персидского hazar - означающий «тысяча». Есть в исторической науке и иные версии происхождения этнонима.

Первые более-менее достоверные сведения о хазарах содержатся в армянских письменных источниках, датированных концом II в. При этом у армянских и арабских хронистов есть совершенно фантастические свидетельства об участии хазар в завоевательных походах Александра Македонского (356 - 323 гг. до н.э.).

Грозный каганат

К VI в. н.э. относятся свидетельства о захвате хазарами закавказского города Чора, а также их возрастающем влиянии на Дербент (современный Дагестан). Во второй половине VII в. Хазария, как и , - это уже не провинция Тюркского каганата, а самостоятельное государство со сложившейся структурой и правящей династией во главе.

Без сомнения, молодое хазарское государство вело активную внешнюю политику и всячески стремилось расширить своё влияние. К концу VII в. власть хазар распространяется на Азовского-Каспийские степи и большую часть Крыма. Чуть позднее хазары успешно распространяют влияние на степи Восточной Европы.

К этому времени хазары уже успели дать отпор арабам в Закавказье. Именно фактор арабской экспансии можно считать основой причиной возникновения союза хазар с Византией. Хазары были опасными соперниками огромной, но раздираемой внутренними противоречиями Византийской империи. В частности, Каганат сыграл важную роль в судьбе Юстиниана II (685-695, 705-711 гг.), выступая то союзником, то противником императора. В этом контексте в византийских источниках приводится имя хазарского кагана Ибузира Глявана (первая треть VIII в.). Кстати, второй женой Юстиниана II была сестра хазарского кагана.

Стратегический союз хазар с Византией в VIII в. дал им возможность договориться о совместных действиях против арабов, а также разделить сферы влияния в Закавказье. Арабы в тот период предпринимают отчаянные попытки уничтожить Византию, однако Константинополь не без помощи хазар устоял (717-718 гг.). В сферу интересов Хазарского каганата тогда входила закавказская Албания, однако захват арабами значительных территорий в Закавказье помешал реализовать внешнеполитические амбиции хазар.

Кровопролитные противостояния с арабами (642-652 гг. и 722-737 гг.) тяжело дались хазарам. Арабы уничтожали людей, захватывали скот, уводили в рабство население Хазарии. Тем не менее, союз Хазарии с Византией дал свои результаты. Ромеи дорожили своими хазарскими союзниками, которые помогли ослабить, а затем и прекратить, давление арабов на Византию.

Хазарская самостийность

В то же время и Арабский халифат неоднократно добивался дружбы с хазарами. В 737 г. хазарский каган принимает мусульманство, но ислам так и не стал государственной религией. Неоднократные попытки христиан распространить свою религию в Хазарии не принесли успеха. Безусловно, в период своего расцвета в Хазарском каганате было много и мусульман и христиан, однако правящая верхушка сделала свой выбор в пользу иудаизма.

Этот загадочный выбор хазарских элит вызывает множество споров среди ученых. Скорее всего, новые формы социально-экономических отношений вызывали потребность в другой религиозной идеологии. Хазары выбрали иудаизм потому, что видели себя самостоятельными игроками в Евразии и не желали входить в орбиту влияния ни Византии (христиане), ни Халифата (мусульмане). В Дагестане, где находился первоначальный центр Хазарии, проживали евреи, которые, скорее всего и поспособствовали обращению элит в иудаизм.

Внешнеполитически - это было эффективно, а вот с точки зрения внутренней политики - нет. Иудаизм приняла только верхушка, а массы разделились: кто-то остался язычником, кто-то обратился в христианство, а некоторые и вовсе приняли ислам. Таким образом, отсутствие единого символа веры и, как следствие, объединяющей идентичности заложили основы для взаимного отчуждения элит и населения, которое в итоге стало роковым для Хазарского каганата.

Иудаизм не являлся мировой религией и не стремился к обращению других народов в свою веру, что в конечном счёте резко ограничивало мобилизационный потенциал этой религии. Иудаизм в Хазарии не объединял, а, наоборот, разъединял население. В то же время, в Хазарии воцарилась веротерпимость, которая была несвойственна Средневековью.

Устройство Каганата

Хазарский каганат представлял собой государство, опирающееся на знать (беки, тарханы, эльтеберы). Уже на начальном этапе развития хазарской государственности в результате внутриэлитной борьбы одному из родов удалось сконцентрировать всю полноту власти. Каганы же превратились в послушных марионеток, выполнявших сакрально-представительские функции. Фактический правитель именовался беком, а в дальнейшем каган-беком или царём («малик»).

С верховным каганом хазары связывали своё благополучие, однако, считалось, что с годами его божественная сила иссякает, поэтому нередки были случаи их убийства. Также бек мог убить верховного кагана по требованию народа. По сути, верховному кагану иногда приходилось быть «козлом отпущения». Известно, что верховный каган пребывал в постоянном затворничестве в своём дворце, у него был трон с балдахином и гарем. Народу он показывался редко, только по праздникам.

Фактически знать узурпировала общинную собственность и обогащалась за счёт торговли и внешних завоеваний. Арабский хронист первой половины Х в. Ибн-Руста говорит о наличии у хазар воинской повинности. А другой историк, Аль-Масуди, сообщает, что только у хазар на востоке была регулярная армия. Кстати, хазарская экономика производила не так много товаров (кожа, рыбий клей, скот). Каганат обогащался прежде всего за счёт войн и выгодного географического положения. Фактически это был перекрёсток торговых путей.

К Х в. Хазарский каганат вступил в полосу кризиса, вызванного резким усилением центробежных тенденций и ростом столкновений с соседними государствами. Волжская Болгария стремится освободиться от хазарского господства, на южных границах укрепляются независимые исламские эмираты. Однако наибольшую угрозу представляло молодое Древнерусское государство.

Роковое столкновение с Русью

В VII-VIII в., скорее всего, часть восточных славян платила хазарам дань (по серебряной монете или шкурке зверей с дыма, то есть со двора). Однако ещё в конце VIII-IX вв. поляне освободились от хазарского ига, а вокруг Киева стало складываться самостоятельное мощное государство. Походы русов на Каспийское море (913, 943 гг.) убедительно свидетельствуют: Хазария в Х в. уже недостаточно сильна, и не может противостоять Руси. Этим обстоятельством в полной мере воспользовался Святослав, нанесший смертельный удар Хазарии.

Святослав в 960-х годах (скорее всего, в 965 и 968/69 гг.) совершил два похода в Хазарию. Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по Волге и разграбил Итиль, а потом добрался до Семендера и опустошил его. Это была не бессмысленная авантюра и не просто грабительский набег. Святослав не только разгромил хазар, но и овладел территориями на Волге, а также закрепился на Дону и в Керченском проливе.

В результате этих походов Хазария лишилась базы для своего существования. Как следствие, каганат начал стремительно терять своё былое величие. Влияние Руси, напротив, резко возрастает. Опорным пунктом русичей в этой части Евразии становится Тмутаракань. На протяжении второй половины Х - ХI вв. Тмутараканское княжество играет особую роль во внешней торговле Руси. Хазары же упоминаются в источниках исключительно в контексте Тмутараканского княжества. В ХI-XII вв. они окончательно исчезают со страниц истории не только как политическое образование, но и как народ. Последние, более-менее достоверные, упоминания о «дербентских хазарах» содержатся в грузинских летописях (конец XII в.).

Внутренние противоречия каганата не позволили хазарам продлить своё существование. Сыграв важную роль в ограничении арабской экспансии вглубь Евразии, Хазария сумела утвердить свою самобытность слишком дорогой ценой. Отчуждение знати от народа ослабило каганат, который оказался неспособен противостоять возрастающей силе Киевской Руси.

Литература:

  1. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.
  2. Беленов Н.В. К этимологии этнонима «хазары» // Вестник современной науки. 2015. № 1.
  3. Новосельцев А.П. Города Хазарии // Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М: Наука, 1990.

Хазары - тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский каганат. Современники печенегов и .

Хазары стали известны примерно в 6-7-м вв. и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени, точно неизвестно. Ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово из тюркского языка «хаз», означающее «кочевание, перемещение».

До 7-го в. хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство - Хазарский каганат, - которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от традиций других племен, проживающих по соседству. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

В русской истории они известны прежде всего благодаря произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», где упоминаются как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси («Как ныне взбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам»). До этого на русские территории совершались печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство - Западный каганат, - Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм - во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

Завоевания и отношения с соседями

Как и многие племена того времени, хазары занимались завоеванием чужих земель и регулярно совершали походы на территории соседей. Хазарский каганат смог подчинить себе такие племена, как вятичи, радимичи, северяне, поляне, - после перехода их под власть каганата племена вынуждены были платить постоянную дань. Подчинение этих племен Хазарскому канату продолжалось до тех пор, пока они не были освобождены князьями Древней Руси.

Русские князья вели достаточно долгую борьбу с хазарами, которая приносила переменный успех. Одним из самых знаменитых столкновений двух государств можно считать поход князя Святослава на Хазарский каганат, состоявшийся в 964 г. Союзниками русских в этом походе выступили печенеги, с которыми Святослав неоднократно воевал. Русское войско дошло до столицы Хазарского каганата и сокрушило там местного правителя и его армию, захватив по пути несколько крупных городов.

Конец Хазарского каганата

Хазарский каганат распался в 969 г., однако сами племена продолжали существовать. В 980-х гг. русичи ушли с территорий хазар, и правители племени, до этого прятавшиеся в районе Каспийского моря, смогли вернуться на свои земли. Однако взамен на возможность вернуться и помощь со стороны еще одного государства - Хорезмы - хазары вынуждены были платить дань и принять ислам. Позднее, в 985 г.,

Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их - "алхазар", армяне называли их - "хазирк", в "Начальной русской летописи" они названы - "козаре", в еврейской средневековой письменности они появились под именем "кузар", "кузарим". В современном русском языке этот народ называется - "хазары".

Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и многие арабские писатели, хотя были среди них и такие, что относили хазар к грузинам или к армянам; а в одном армянском источнике их связывали с китайцами; а в грузинской летописи - со скифами; были и такие случаи, когда их считали народом, сходным со славянами. На самом же деле название "хазары" охватывало многие племена различного происхождения, многочисленные кочевые и полукочевые народы, остатки прошедших через южнорусские степи гуннов, - и тюркские элементы там преобладали.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке - в составе других тюркских племен - они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.

Хазарский каганат образовался в середине VII века н.э., и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль - на Нижней Волге. В седьмом веке хазары оттеснили на запад, к Дунаю, болгар и захватили приазовские степи. Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Так возникла федерация разных племен, которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом, и все племена и народы, что входили в нее, пользовались достаточной свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно ходить в походы, заключать свои договоры и принимать ту религию, которую они желали.

В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них - главный царь, каган, который всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения, - и обычай его избрания описал арабский географ Истахри: "Когда они желают поставить кого-нибудь каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" Он отвечает: "Столько-то и столько-то лет..." Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле этой божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье - засуха, разорение, поражение в войне, то этого кагана убивали, потому что в нем иссякла божественная сила, - и вместо него выбирали нового кагана, которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю - каган-беку.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий. Хазария помогла и Византии, потому что оттягивала на себя арабские силы, которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы, и за защитительной этой оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь.

Хазары были поначалу язычниками, одним из многих языческих народов Восточной Европы, приносили жертвы огню и воде, поклонялись луне, деревьям, наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану. В первой половине VIII века н.э. часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем по имени Булан (Савриил) приняли иудаизм. В тех местах тогда жили евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана, и от них-то, скорее всего, и пришла к хазарам еврейская религия.

Легенда рассказывает, что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: "О, Булан! Господь послал меня к тебе сказать: Я услышал молитву твою и моление твое. Вот Я благословляю тебя и умножу тебя, продолжу царство твое до конца веков и предам в руку твою всех врагов твоих". Ангел пообещал Булану власть и славу, если он примет еврейскую религию, и после этого Булан отправился походом на Кавказ и действительно одержал там несколько внушительных побед. Из многих источников известно, что в 730-731 годах н.э. хазары одержали крупные победы в кавказской Албании (нынешний Азербайджан), - к этим годам и приурочивается принятие Буланом иудаизма. Но прежде чем он это совершил, император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и послали ученых мужей, чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут, в котором участвовали христианин, мусульманин и еврей, но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: "Как ты думаешь, какая религия лучше - израильтян или исмаильтян?". На это священник ответил: "Вера израильтян лучше веры исмаильтян". Тогда Булан спросил мусульманского кадия: "А ты как думаешь, какая вера лучше - христианская или израильская?" Кадий ответил: "Израильская лучше". И тогда Булан сказал: "Если так, то вы сами признали, что религия израильтян самая лучшая, и потому я выбираю веру Израиля, которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!"

Вся эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы по имени Хасдай ибн Шапрут.

До наших дней дошли два варианта его письма Йосефа к Хасдай ибн Шапруту: краткая и пространная редакции его I письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не сам каган, а один из его приближенных - евреев. Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали – Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны, "они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога". После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них - еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма - Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней "никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно".

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо - не позже 961 года н.э., то не знал еще, что дни его царства уже сочтены.

В конце VIII - начале IX века н.э. хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком - некая "критическая масса", приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди, "много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство". Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии - Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия "поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв".

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов.

Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники.

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году н.э. знаменитый Кирилл - создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и, хотя в его "Житии" и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию, и Кирилл вернулся ни с чем. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: "Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть".

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар.

Воин Хазарии

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата. Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма - миролюбивой религии - способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из "нации воинов" в "нацию торгашей". Русская летопись сообщает, что киевский князь Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону - он же впоследствии Белая Вежа - и вернулся в Киев. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году н.э. греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.

Караимы в Крыму – по одной из версий, потомки хазарских племен

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

ХАЗАРЫ И НАРОДЫ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ В V-X ВЕКАХ

Кочевники южнорусских степей были в течение тысячелетия ближайшими соседями восточных славян. Без их истории неясна и неполна история Древней Руси.

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ГУННЫ И БОЛГАРЫ

В конце IV в. из заволжских степей, из современного Казахстана, в Европу вторгся огромный союз племён, предводительствуемый свирепыми гуннами.


Они разгромили на Северном Кавказе племена алан (предков современных осетин), прошли огнём и мечом по античным городам Тамани и Крыма и уничтожили Боспорское царство, а также державу готского короля Германариха в Восточной Европе. Так началась эпоха Великого переселения народов, в ходе которого азиатские кочевники проложили дорогу на запад.

Господство гуннов в Восточной и Центральной Европе продолжалось около ста лет. Наивысшего могущества они достигли при вожде Аттиле, о зверской жестокости которого ходили легенды: его даже считали сыном дьявола. Но после смерти Аттилы с середины V в. в результате совместных ударов римлян и ряда германских племён держава гуннов распалась. В южнорусских степях и на Северном Кавказе наступило время преобладания болгар.

Название «болгары» (булгары) означает на древнетюркском языке «восставшие». Оно отно­силось к нескольким племенам тюркской языковой группы, появившимся на территории совре­менного Казахстана примерно в IV в. и сначала подчинявшимся гуннам. В конце V в. болгарские племена занимали пространство от Нижнего Дуная и границ Восточной Римской (Византийской) империи до Волги и отрогов Кавказа.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ХАЗАР. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

По соседству с болгарами жили хазары. Первое упоминание о хазарах встречается в середине VI в. в хронике византийского автора Захарии Ритора при перечислении народов Кавказа.


Хазары были кочевым народом тюркского происхождения и пришли на Кавказ с востока, но когда - остаётся загадкой. В VI в. они расселились по берегу Каспийского моря между реками Кума и Терек в районе нынешней Ногайской степи. Первоначально они подчинялись болгарскому народу савирам (суварам), жившим на территории между современными Махачкалой и Дербентом. Савиры часто воевали с персами; видимо, в этих войнах участвовали и хазары.

В результате тюркского завоевания были разгромлены некоторые болгарские племена, но зато усилились хазары и болгары-оногуры, жившие на восточном берегу Азовского моря. В 626 г. западные тюрки вмешались в очередную войну византийцев с персами на стороне Византии. Основную часть тюркского войска на западе составляли хазары. Так они впервые открыто заявили о себе в истории.

В 627 г. хазары взяли и разгромили город Дербент (от перс. «дэр-бэнд» - «проход», «перевал»), имевший большое стратегическое значение - он запирал проход с юга на север между отрогами Кавказа с одной стороны и Каспийским морем - с другой. Вот как описывает эти события армянский историк X в. Моисей Каланкатуйский: «При виде страшной опасности со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы, которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; особенно при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и, как хищные вол­ки, потерявшие стыд, бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города... Как огонь проникает в горящий тростник, так входили они в одни двери и выходили в другие, оставив там деяния хищных птиц и зверей».

В следующем, 628 г. хазары взяли штурмом принадлежавший тогда персам Тифлис (ныне - Тбилиси) и также с невероятной жестокостью расправились с его жителями. Тот же армянский историк описывает тогдашний быт хазар: их нечистоплотность, привычку сидеть на корточках, манеру есть, обмакивая куски мяса в чашку с солёной водой, и т. д.

Война в Закавказье продолжалась ещё два года, но в 630 г. хазары оставили театр военных действий и вернулись домой. Произошло это в связи с новой смутой в Западно-Тюркском каганате.

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ.

ХАЗАРСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В КОНЦЕ VII - НАЧАЛЕ VIII ВЕКОВ


К западу от хазар в Восточном Приазовье в начале 30-х гг. VII в. вождь болгар-оногуров Кубрат создал своё государство на обломках тюркских владений - Великую Болгарию. В 635 г. он при соединил к ней часть болгар-котрагов, живших между Днепром и Доном, вырвав их из аварской сферы влияния. Теперь Великая Болгария простиралась от Кубани до Днепра. В 665 г. Кубрат умер. Созданная им держава была поделена между его сыновьями. Воспользовавшись этой раздробленностью, хазары напали на Великую Болгарию. Первым принял на себя удар хан Аспарух, но потерпел поражение и увёл своих соплеменников на запад. В 681 г. болгары-оногуры Аспаруха перешли Дунай и захватили часть византийских владений. Так возникла Дунайская Болгария. Однако ещё до болгар на Нижнем Дунае расселились славянские племена. Их было большинство, и пришельцы, тюрки-болгары, через несколько столетий были поглощены славянами, оставив им своё имя - болгары.


Распад болгарского государства под ударами хазар. Уход орды Аспаруха на Дунай.

Хазары же завоевали всю прежнюю Великую Болгарию. Это вызвало массовый исход болгарских племён: на Верхнюю Кубань - к аланам, в Дагестан, Крым (Таврику), на Среднюю Волгу (волжские булгары), на Дон. Часть их всё же осталась на старом месте - в Северном Причерноморье и на Кубани - и подчинилась хазарам.

ВТОРАЯ АРАБО-ХАЗАРСКАЯ ВОЙНА

Уже с конца VII в. хазары много раз нападали на Закавказье, где утвердилась власть Халифата. В конце концов это привело ко второй войне с арабами (722-737 гг.). Боевые действия шли с переменным успехом. Сначала арабы совершали походы в хазарские владения, но в 730 г. хазарские войска вторглись в Закавказье, и арабам с большим трудом удалось изгнать их оттуда.

Война носила ожесточённый характер с обеих сторон. Так, в 722 г. арабский полководец Джаррах, взяв Баланджар, приказал утопить всех пленных в реке, а в 730 г. хазары в Азербайджане совершали грабежи, бесчинства, насилия и убивали всех мусульман. Ведя войну на севере, арабы попали в непривычные для них суровые климатические условия. Так, в 732 г. во время их похода на Баланджар лили сильные дожди, грязь налипала на хвосты лошадей и настолько мешала им передвигаться, что арабский командующий Марван приказал обрезать хвосты животным. Поход получил название «грязного».

Марван вторгся в Хазарию одновременно двумя путями: через Дербент (арабы называли его Баб-ал-Абваб - «ворота ворот») и Аланские ворота (перевал Дарьял). В Самандаре (на Тереке) армии соединились. Ослабленные предыдущими военными кампаниями хазары почти не сопротивлялись. Их каган бежал на север, бросив без боя свою новую столицу Ал-Бейду (по-арабски «белый»). Ал-Бейда до сих пор не обна­ружена археологами; возможно, этот город находился на территории современной Калмыкии.

Арабы, заняв Ал-Бейду, продолжили преследование неприятеля. Пройдя внутреннюю Хазарию, войско Марвана дошло до реки славян - Дона. Теперь хазары отходили по одному её берегу, а арабы преследовали их по другому. Однажды, незаметно переправившись через реку, арабы напали на небольшой хазарский отряд, выехавший на охоту. В схватке отряд был перебит, а среди убитых оказался знатный хазарин. Вскоре выяснилось, что это был тархан - хазарский главнокомандующий. И без того небольшое войско осталось без полководца. Сам каган военным талантом не отличался и счёл за благо капитулировать. По условиям мира он, бывший до того язычником, принял ислам, а вместе с тем признал свою зависимость от арабского халифа.

Казалось, что Хазария была подчинена арабам, но это было далеко не так. Ведь победители так же были ослаблены тяжёлой многолетней войной, как и побеждённые. Поэтому подчинение Хазарии багдадскому халифу оказалось пустой формальностью: сил для удержания в повиновении Хазарии у арабов не было. Следующие три года Марван посвятил подавлению постоянных восстаний горных царств Дагестана, а Хазария тем временем восстановила свою независимость. Так и не усмирив до конца горцев, Марван ввязался вскоре в междоусобную войну, вспыхнувшую в Арабском халифате. В следующие столетия противники уже не нападали друг на друга (если не считать двух хазарских набегов 764 и 765 гг. на Тифлис), и арабо-хазарская граница окончательно установилась по линии Большого Кавказского хребта.

Война тяжело сказалась на внутреннем состоянии каганата. В сражениях погибло много людей, некоторые селения и города были разрушены, поля и пастбища опустели. Массы тюркско-болгарского и аланского населения бежали в Крым, на Дон и Среднюю Волгу.

«ХАЗАРСКИЙ МИР»

После тяжёлой войны с арабами хазары уже не могли продолжать свои завоевания. Положение на подвластных Хазарии огромных пространствах Юго-Восточной Европы стабилизировалось, наступил «хазарский мир». Были прекращены войны и межплеменные столкновения.

В Хазарии, находившейся на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, развивались сельское хозяйство и ремёсла, поднялась до высокого уровня торговля. Однако мир этот был достигнут завоеванием целых стран и народов и сопровождался взиманием дани с покорённого населения.



Огромный Хазарский каганат играл важную роль в международных отношениях в VIII-IX вв. Византийские императоры искали дружбы и союза с хазарскими каганами в борьбе против Арабского халифата.

Хазары уже не были кочевым народом, как в начале VII в., они начали постепенно приобщаться к достижениям цивилизаций Запада и Востока. Сами хазары оставались язычниками, но в каганате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиане и мусульмане. Ещё в конце VII в. царь страны Хейдак в Приморском Дагестане, где жили савиры, принял христианство, а в конце VIII в. На территории Хазарии и Хорезма обосновалась христианская Готская епархия с митрополией в Доросе (ныне Мангуп в Крыму). Был целый ряд епископских кафедр, подчинявшихся митрополиту Доросскому. Очень важную, а впоследствии и решающую роль играла в каганате иудейская религия, которую исповедовала многочисленная еврейская община в Хазарии.

Корабль руссов у дворца хазарских каганов.

Вся территория Хазарского каганата состояла из двух основных частей: областей, подчинённых непосредственно хазарскому правителю, и облас­тей, зависимых от него.


Различные районы каганата находились на разном уровне развития: одни народы ещё жили родоплеменным строем (восточные славяне, аланы, булгары Дона и Средней Волги, буртасы на правобережье Средней Волги, финно-угорские народы Поволжья), другие - имели свою государственность (Готия, Чёрная Болгария на Кубани, царства Дагестана).

ХАЗАРЫ-ИУДАИСТЫ


В начале IX в. под влиянием еврейской торговой верхушки высшие круги хазарской знати приняли иудаизм. При этом бек Обадия - одно из высших должностных лиц - совершил переворот, захватив правление в свои руки и превратив кагана в чисто символическую фигуру, не обладающую реальной властью. Часть хазарских родов выступила на защиту старого порядка, в результате началась гражданская война. На стороне оппозиции выступили венгры, около 750 г. переселившиеся со своей древней родины в Среднем Поволжье на Дон. Для защиты от них хазарское правительство с помощью византийских инженеров выстроило в начале 30-х гг. IX в. на Нижнем Дону крепость Саркел (сейчас на её месте Цимлянское водохранилище).

Гражданская война пагубно сказалась на мощи каганата: массы населения бежали с Северного Кавказа на Дон и Среднюю Волгу к волжским булгарам.


На крайнем юго-востоке, в Закаспии, часть хазарских владений захватили кочевники- гузы (народ тюркского происхождения), с запада на каганат стали наступать дунайские болгары, которые дошли до Днепра. Но вскоре венгры, потерпев в этой войне поражение, ушли с Дона на запад, осели между реками Дунай, Днепр (в их нижнем течении) и рекой Серет и снова признали главенство хазарского правительства. Смута лишь поколебала могущество Хазарского каганата, но не подорвала его мощи - он продолжал оставаться великой державой.

Как уже говорилось, каган стал чисто символической, безвластной фигурой. Арабские гео­графы передают, что он вёл затворническую жизнь в своём дворце. К кагану допускали лишь царя (бывшего бека) и двух высших сановников. Перед народом каган показывался раз в четыре месяца: по обычаю, при его появлении все должны были падать ниц, а потому мало кто мог его по-настоящему рассмотреть. Кагану воздавались чуть ли не божеские почести, поскольку считалось, что он обладает божественной силой. Однако если случались какие-либо бедствия - засуха, мор или военные неудачи, - народ обвинял в этом кагана и мог его даже убить. Кагана избирали из одного и того же небогатого рода. На церемонии избрания царь, по традиции, набрасывал новому кагану на шею шёлковую петлю и начинал его душить, спрашивая, сколько лет тот желает царствовать. Теряющий сознание каган называл число, которое не должно было превышать сорока лет. По истечении названного срока кагана убивали. Таким образом, он был великим символом Хазарского государства, но не его реальным правителем.

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ В X ВЕКЕ

Город в Волжской Булгарии.

На Средней Волге в начале X в. у волжских булгар возникло государство. Стремясь к независимости, царь булгар в 921 г. принял ислам от проповедников, посланных багдадским халифом, и признал свою зависимость от него. Однако племена савиров (переселенцев с Северного Кавказа в VIII в.) не подчинились царю. К 932 г. в Волжской Булгарии были построены два города: Булгар (где находился царь), ставший важным торговым пунктом на волжском пути с запада на восток, и Сувар - центр мятежных суваров (савиров). Соперничество этих городов помешало Волжской Булгарии добиться независимости от хазар до конца X в.

Захватившие Северное Причерноморье печенеги расселились от Дона до Нижнего Дуная и Серета. К середине X в. их страна, Печенегия, делилась на восемь племенных союзов - четыре к западу от Днепра и четыре к востоку.

Так Хазарскому каганату был нанесён удар, от которого он не смог оправиться. На рубеже IX-X вв. произошёл распад прежде могущественного государства. Оно лишилось своих владений в южнорусских степях, Подонье и Крыму. Кавказские вассалы (Чёрная Болгария, адыги на Западном Кавказе, Дагестанские царства) заявили о своей независимости. Аланы создали своё государство. В руках у хазар остались царство Хейдак (савиры) в Приморском Дагестане и народы Поволжья (буртасы, волжские булгары, финно-угорские племена мордвы и марийцев).

ХАЗАРИЯ В X ВЕКЕ

Хазарское государство в X в. существовало за счёт сбора пошлин от транзитной торговли. Правда, старый путь с Запада на Восток (Дон - Волга) был отрезан печенегами, но зато открылся новый: Краков - Киев - Волга (города Булгар и Итиль) - Каспийское море. Столицей хазар в X в. стал город Итиль. Его местонахождение пока не обнаружено, но, возможно, он находился на месте большого городища у современного села Самосделка южнее Астрахани. По описаниям арабских географов можно восстановить его топографию. Сначала существовали два города на противоположных берегах Волги - западный Итиль и восточный Хамлих. В конце IX в. Хамлих являлся столицей Хазарии, но затем эта роль перешла к Итилю. Позже оба города слились - Итиль поглотил Хамлих (он назывался также Хазаран). Город окружала стена; в нём было множество юрт, имелись и глиняные постройки. На острове посреди реки стоял дворец царя. В городе было много синагог, церквей и мечетей. В западной его части (собственно Итиль) жили приближённые царя, крупные сановники Хазарии и царские рабы, в восточной (Хазаран) - находились купцы, ремесленники и прочее население.

ХАЗАРИЯ В 60-х ГОДАХ X ВЕКА. КОНЕЦ ХАЗАРСКОЙ ИСТОРИИ


При великом князе киевском Святославе древнерусская дружина нанесла тяжёлые поражения Хазарии. Поражением от русов бедствия хазар не кончились: в 965 г. с востока в Хазарию вторглись огузы. Сил для обороны уже не было, и хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Тот обещал помочь, но поставил условие: «Вы неверующие, и если бы вы приняли ислам, то мы помогли бы вам». Хазарам не оставалось ничего иного, как выполнить это условие. Тогда хорезмийцы пришли им на помощь и изгнали огузов из Хазарии. Зави­симость её от Хорезма продлилась недолго: тот был слишком далеко на востоке.


Что же осталось от хазар? Часть из них под именем кабаров ещё со времён гражданской войны в начале IX в. ушла к венграм и смешалась с ними. Часть, возможно под именем караимов, осталась в Крыму, который в средние века нередко именовался Газарией, или Хазарией. След некогда могучего народа затерялся в глубине веков.

Хазарский каганат в Х веке . [Л.Н. Гумилёв «Открытие Хазарии» ]

Белые и черные хазары

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и черные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Черные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, черные хазары – это представители желтой расы с примесью черной. У них были черные смоляные волосы, черные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – черные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень темными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой люди Белой и Желтой рас мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шелковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи в Хазарии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака ). Уничтожалась правящая каста - белые персы - потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию и в Лето 6038 от (529 год н.э. ) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская ».
Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

Хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шелковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Разгром Иудейской Хазарии

В Лето 6472 от С.М.З.Х. (964 год н.э. ) разбил Иудейский Хазарский Каганат. Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной . Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Светославу, Темные Силы не смогли поработить полностью Рускую Землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг .