Занятие «Виртуальная экскурсия по зоопарку» с учащимися начальной школы. Московский зоопарк запускает бесплатные вечерние прогулки с директором Вход в Московский зоопарк

Московский зоопарк всегда казался мне особенно чудесным местом: может потому, что это было первое место в , куда меня привезли родители в мои 7 лет, мое первое знакомство со столицей, а может потому, что мне всегда нравилось наблюдать за диковинными зверями, а видеть даже белок и зайцев в дикой природе приходилось совсем не часто. Несмотря на то, что этот зоопарк - один из самых посещаемых в мире, здесь никогда не бывает столпотворения, а потому прогуляться по его тенистым дорожкам вдоль прудов и вольеров всегда приятно.

А тех, кого не удивить медведями, слонами и обезьянами в клетках, Московский зоопарк покорит своими тематическими экспозициями и павильонами, экскурсиями и лекциями, а также специальными мероприятиями. Постараюсь кратко рассказать вам, почему стоит непременно посетить Московский зоопарк и чем там заняться помимо неспешных прогулок!

Что представляет собой Московский зоопарк

Московский зоопарк состоит из двух основных территорий - Старой, где исторически располагался первый московский зоосад, и Новой, которая была открыта в 1927 году. Их соединяет небольшой пешеходный мост, так что вы легко сможете осмотреть обе части. Но не переживайте, если вдруг будет не хватать времени: зоны в каждой из них достаточно разнообразны. Если вы хотите увидеть каких-то конкретных представителей животного мира, лучше ознакомьтесь с картой зоопарка заранее, чтобы спланировать свой визит. (В большем размере карта доступна вот ).

Старая территория

Обычно я начинала осматривать зоопарк с центрального входа, ведь он похож на сказочный замок: стена из огромных валунов, сказочные башенки и мини-водопад будто приглашают отправиться в другой мир. Приятным бонусом посещения Московского зоопарка всегда было отсутствие больших очередей: даже летом, в самый пик туристического сезона, здесь ждешь не более 15 минут, что делает посещение намного приятнее.


Первое, что вы видите на территории зоопарка, - большой пруд, в центре которого расположен птичий остров. Прогуливаясь вокруг водоема, вы сможете понаблюдать за утками и лебедями, фламинго и пеликанами, фазанами и павлинами. Даже в зимнее время часть пруда искусственно подогревается, чтобы вода не замерзала, и городские птицы могли остаться в зоопарке на зимовку. Для меня это одно из самых любимых мест во всем парке, ведь за жизнью птиц я могу наблюдать часами: горделивые лебеди, грациозные фламинго, забавные утки, постоянно ныряющую в воду...

Если вы подойдете к пруду с северной стороны, обязательно зайдите в огороженную зону (на карте зоопарка она обозначена как мост и несколько заграждений). Здесь вы окажетесь в настоящем птичьем царстве: попугаи, цесарки, фазаны, даже гордые павлины - все птицы совсем рядом. Если постоять пару минут не двигаясь, они смело приблизятся к вам и дадут себя погладить. Мне удалось сфотографироваться с павлином чуть ли не в обнимку - где еще возможно такое? Всех, кто мечтает побывать в контактном зоопарке, этот небольшой опыт общения с птичками точно порадует!


Насмотревшись на птиц, отправляемся гулять дальше. Если вы хотите осмотреть весь зоопарк, от входа начинайте двигаться влево, по часовой стрелке. Вы пройдете мимо нескольких строений - здесь расположились детские клубы и студии, местная галерея и музей истории зоопарка. Из животных главными обитателями этого уголка зоопарка являются кошки: гепарды, белые тигры и ягуары в зоне «Кошки тропиков», и дикие кошки средних размеров - рыси, леопарды, ирбис - в «Кошачьем ряду». Удобно, что о каждом животном можно прочесть краткую справку на русском и английском языках прямо у вольера. Наблюдая за этими грациозными кошками, мне было грустно знать, что часть из них сегодня занесена в «Красную книгу», а значит, их почти не осталось в дикой природе. С трудом верится, что такие умные и сильные животные оказались на грани вымирания и вынуждены теперь жить лишь в вольерах зоопарков и тематических парках дикой природы.


Рядом с кошками живут забавные очковые мишки и жираф Самсон, которого очень любят дети. Другие обитатели дальних стран -тапиры и антилопы гну - тоже обитают по соседству. Так что, прогуливаясь по этой части парка, можно мысленно перенестись в Саванну и представить себя героем приключенческого фильма или участником сафари.

От антилоп переходим к другим копытным: снежные козлы ловко скачут по выстроенным для них скалистым уступам, сливаясь с камнями благодаря своей бело-серой расцветке. А рядом, будто специально для контраста, разместили медлительных овцебыков с густым мехом.

Подходим к большому бассейну с ластоногими, где толпа собирается посмотреть на морских котиков и тюленей. Эти звери смешно выбираются из воды на камни, забавно шлепая своими ластами. К сожалению, они чаще всего проводят время в глубине вольера, так что рассмотреть их в деталях вряд ли удастся. Зато понаблюдать за их играми приятно издалека: они плещутся, бьют по земле лапами и хвостами, обмениваются пронзительными криками-сигналами. Недолгое время здесь же располагался дельфинарий, но он был закрыт пару лет назад на реконструкцию, и когда возобновит работу пока не известно.


Рядом с этим бассейном расположился дом птиц. Именно сюда теплолюбивые виды переезжают на зимовку, а круглый год тут можно посмотреть на самых разнообразных пингвинов. Они стремительно носятся в воде, закручиваясь штопором, выныривая то тут, то там, и так медлительно вышагивают по суше. Кстати, почти ежедневно здесь можно увидеть показательное кормление пингвинов Гумбольдта (полное расписание всех кормлений можно найти на этой странице).


Соседи птичек - слоны, которые летом проводят время в открытом песчаном вольере, а на зиму укрываются в слоновник. Сейчас в Московском зоопарке можно увидеть целое семейство: мама, папа и их малыш. Размеры этих животных в реальной жизни поражают. Мне с трудом верится, что где-то эти махины используются людьми в качестве транспорта, вместо тракторов и грузовиков! Как удалось нам покорить такие огромных и мудрых животных - для меня загадка.


Прямо за слоновником расположено сразу несколько крытых вольеров и выставок: амфибии, рептилии и оранжерея находятся именно здесь. В зимние месяцы и дождливую погоду вы можете смело приходить в зоопарк и отправляться сюда – конечно, слонов и жирафов увидеть вряд ли удастся, зато вы в деталях познакомитесь с жизнью и повадками различных ящериц, змей, насекомых.
Следующая большая тематическая зона зоопарка - «Фауна России». Здесь собраны представители различных климатических зон - от обитателей тайги до степей, от морского побережья до высокогорья.

Исторически именно эта экспозиция была первой. В Зоосаду, открывшемся здесь в 1864 году, содержали в основном русских животных, так что городская публика могла ближе познакомиться с различными природными зонами России и оценить размеры и разнообразие наших ландшафтов и животного мира.

В центре Старой территории зоопарка расположилось еще одно исторически примечательное место - круг катания на пони, где дети могут проехаться в повозке, запряженной маленькой лошадкой. В летние месяцы тут можно покататься верхом. Эта забава была одним из любимых развлечений публики XIX века. Катание в повозке обойдется в 100–200 рублей, верхом - 300. Узнать изменения в режиме работы и другие детали можно на этой страничке .


В оставшихся вольерах на Старой территории обитают такие забавные экзотические звери, как австралийские страусы Эму, южноамериканские альпаки и ламы. Учитывая недавно возросшую популярность последних, возле этих вольеров всегда полно народу.

Отправляясь на Новую территорию, обратите внимание на внушительную скульптурную композицию работы Зураба Церетели возле пешеходного моста. Слоны, черепахи, орлы, бегемоты смешались со сказочными животными и богатырями, будто перекликаясь с входной архитектурной композицией и подчеркивая, что зоопарк - другой, по-настоящему сказочный мир, где среди причудливых экзотических зверей нет-нет, а попадется какая-нибудь чудо-зверюшка.


Новая территория

Сразу на выходе с пешеходного моста вас также встретит огромный пруд, и я советую двигаться по его правой стороне. В вольерах здесь вы увидите небольших животных: ленивцев, выдр, кенгуру. Дальше вы окажетесь в еще одном моем любимом уголке зоопарка - у вольера с полярными мишками. Он даже внешне выделяется благодаря белизне льда и снега, а также выкрашенных в белый цвет стен и конструкций. Мишки обычно гуляют по вольеру, играя с палками или ведрами от еды, а в жару находятся возле водоема, периодически шумно ныряя в воду. Особенно интересно наблюдать за малышами - они активны всегда, невзирая на погоду и даже летнюю жару. Детеныши бегают по вольеру, валяются в снегу и в шутку дерутся друг с дружкой.


Напротив мишек живут горные козлы: посмотреть на них вживую также занятно. Лично мне запомнилась и их ловкость, и поразительной формы витые рога. Потрясающе, как разнообразна наша природа!

Другая большая тематическая зона в этой части зоопарка - «Животные Африки». Зебры, антилопы, жирафы - когда вижу их, сразу вспоминаю стихотворения Гумилева об экзотических странах и мечтаю отправиться в путешествие по Африке. И как же здорово, что эта зона сделана общей - вы видите не отдельный вид в собственном вольере, а всех животных сразу. Таким образом можно понаблюдать, как разные виды уживаются друг с другом в дикой природе.


В вольере напротив живут хищники - львы, леопарды, шакалы, а также медведи и волки. Мне всегда казалось, что их клетки слишком тесные, и этим энергичным животным просто негде развернуться.

В самой дальней части парка обитают копытные - верблюды, такины, лошади Пржевальского. Поблизости от этих вольеров расположилась и конюшня зоопарка, где содержатся лошади различных пород и пони.

Еще одна популярная зона зоопарка - обезьянник. Здесь можно увидеть представителей самых разных видов: от маленьких и шустрых мартышек до крупных шимпанзе и ревунов. Лично я опасаюсь подходить к этим вольерам близко: нередко читаю в новостях, как ловкие обезьяны выхватывают у зазевавшихся гостей телефоны и ключи из рук, а некоторые наши возможные сородичи дразнят посетителей парка и показывают им свои задницы.


Последний оставшийся уголок парка понравится детям, ведь в «Скотном дворе» и «Детском зоопарке» можно не просто посмотреть, но и потрогать домашних животных. Тут маленькие гости зоопарка смогут погладить козочек и овец, поиграть на детской площадке, а также узнать, как устроен инкубатор, и как ухаживают за домашними голубями и курами. Режим работы этой зоны можно найти .

Специальные экспозиции зоопарка

Помимо летних и крытых вольеров, в Московском зоопарке есть несколько тематических экспозиций, посвященных представителям определенных классов животного царства. На Старой территории тематических зон четыре:

  • «Арахноландия», где можно увидеть множество представителей семейства паукообразных;
  • выставка рептилий;
  • выставка амфибий;
  • экспозиция «Ночной мир», где в полумраке подземного туннеля обитают самые разные животные, птицы и насекомые, просыпающиеся после захода солнца.

На Новой территории таких тематических экспозиций три:

  • Террариум, где можно увидеть самых разных змей, черепах, игуан и крокодилов.
  • Выставка «Птицы и бабочки», где особенно примечателен инсектарий - собрание самых разных насекомых и беспозвоночных.
  • «Экзотариум», в котором можно полюбоваться обитателями кораллового рифа. Здесь представлено более 100 видов рыб.

Узнать подробности о каждой тематической экспозиции зоопарка можно в специальном разделе сайта .

Лекторий и экскурсии

Лекции и воркшопы в последнее время стали настоящим трендом: учиться чему-то новому теперь модно, и популярность таких мероприятий растет. Московский зоопарк в этом смысле не отстает от других передовых музеев и галерей столицы и также организует у себя многочисленные образовательные мероприятия.

Вход в лекторий находится рядом с главным входом в зоопарк, а расписание открытых лекций можно найти на официальном портале. Занятия проводятся дважды в месяц по четвергам, для посещения необходимо зарегистрироваться и получить бесплатный билет на сайте. Подробнее о лектории можно почитать . Для детей от 6 до 12 лет в Зоопарке работает Детский лекторий, куда можно прийти на отдельное занятие, а можно приобрести абонемент на цикл лекций. Стоимость разового посещения для ребенка - 500 рублей, абонемента на 5 лекций - 2000, для совместного посещения с родителем билет будет стоить 800 рублей, а абонемент взрослый + ребенок - 3500 рублей. Об этом лектории можно узнать .


Расположение

Добраться до Московского зоопарка совсем не сложно. Удобнее всего приехать сюда на метро: рядом с зоопарком находятся станции «Краснопресненская» (на карте обозначена цифрой 1) и «Баррикадная» (цифра 2 на карте), Таганско-Краснопресненская и Кольцевая линии. Выйдя из метро, вы сразу увидите зоопарк, так что вам нужно будет просто перейти дорогу - всего пара минут, и вы окажетесь в мире зверей.


Если вы не боитесь пробок и хотите воспользоваться наземным транспортом, то рядом с зоопарком расположились две автобусные остановки: до «Баррикадной» (цифра 4 на карте) идут автобусы №116 и троллейбус №35, а до «Краснопресненской» (цифра 3 на карте) - автобус №6 и троллейбус №79.

Для тех, кто решит приехать сюда на своем автомобиле, специальной парковки не предусмотрено. Так что, место вам придется искать на соседних улицах. Парковка платная - от 60 рублей в час на Большой Грузинской до 200 рублей в час на Красной Пресне. Посмотреть цены на парковку можно на официальном сайте московских парковок.

Цены и режим работы

Московский зоопарк работает с 9:00 до 17:00 в зимние месяцы, а с мая по сентябрь он открыт дольше, продолжительность работы зависит от светового дня. Узнать актуальные часы работы можно на главной странице сайта.

Стоимость билетов по будням - 400 рублей, по выходным и праздничным дням - 500 рублей. Для детей до 17 лет, студентов, пенсионеров, многодетных семей и некоторых других категорий граждан проход в зоопарк бесплатный, узнать о льготах можно на официальном сайте . Вход на все экспозиции включен в стоимость билета.

Планируя свой визит в зоопарк, учитывайте сезон и погоду, ведь в зимние месяцы и дождливые дни многие животные могут быть переведены в крытые помещения или прятаться в небольших домиках на территории летних вольеров. В сильную жару посещение зоопарка также может разочаровать вас: животные, как и мы сами, плохо переносят высокие температуры, кажутся вялыми, сонными, ленивыми и предпочитают отлеживаться в тени, где их тяжело рассмотреть. Идеальная погода для посещения открытых зон зоопарка - от +10 до +25°С, а в остальное время можете посетить крытые территории. Если вы уже спланировали визит, но погода подводит, не расстраивайтесь! Отправляйтесь изучать специальные экспозиции - здесь всегда поддерживаются правильные температурные и погодные условия.


И мой личный опыт подсказывает, что посещение зоопарка может оказаться утомительным, так что надевайте удобную обувь.
Последнее замечание касается еды: в кафе на территории зоопарка плотно покушать вам вряд ли удастся, там можно только выпить чая или кофе, приобрести прохладительные напитки, сладости и мороженное. Поблизости расположился ресторан сети «Бургер Кинг» (со стороны Красной Пресни), недалеко от станции метро Баррикадная есть еще несколько заведений: «Чайхона», «Ваби-Саби, «Кофехауз», так что отправиться на обед после долгой прогулки можно именно туда.

Сувениры

Перед уходом из зоопарка обязательно загляните в сувенирный магазин. Сразу несколько небольших торговых точек расположилось по всей территории зоопарка. Здесь вы найдете немало замечательных памятных подарков: магниты с животными обойдутся в 100 рублей, значки - от 200 рублей, игрушки и коллекционные фигурки - от 150 рублей, а раскраски и книги – от 250. Я не устояла и приобрела здесь себе на память пару значков, тем более что тут продается специальная коллекция маленьких металлических значков от Heart of Moscow с обитателями зоопарка (коллекцию можно посмотреть вот !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Есть что добавить?

Екатерина Ванина
Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк»

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек - часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа. Беседа о животных; чтение художественных произведений о животных; рисование животных.

Материал и оборудование. Презентация «Животные в зоопарке», мультимедийный проектор, ноутбук; нагрудные знаки для детей - «караси» и «щука».

Методика проведения

Педагог предлагает детям отправиться на экскурсию в виртуальный зоопарк. Спрашивает у детей, знают ли они, что такое «виртуальный зоопарк». Объясняет, что виртуальный зоопарк - это зоопарк, который мы можем посетить с помощью компьютера. Как и в настоящем зоопарке, в нем можно увидеть много интересных животных.

Павильон №1. Террариум с насекомыми.

На экране демонстрируется террариум с насекомыми (кузнечиками, жуками, стрекозами, бабочками и т. д.).

Педагог спрашивает у детей: «Что такое террариум?» Обобщает ответы детей: «Террариум - это емкость, где созданы необходимые условия для содержания насекомых. Большинство террариумов делают из стекла и металлической основы. На дно насыпают песок или землю, кладут камни, мох и сажают растения. Можно установить коряги и повесить лианы. В террариуме должна быть емкость с водой. Важно поддерживать в нем определенную температуру и влажность. Освещение и обогрев осуществляется с помощью специального оборудования».

Спрашивает: «Чем насекомые отличаются от других животных?» Обобщает ответы детей: «У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. У многих насекомых есть крылья».

Павильон №2. «Мир птиц».

На экране демонстрируется павильон с птицами (утками, гусями, пеликанами, павлинами, фламинго, аистами, попугаями и т. д.).

Педагог спрашивает у детей: «Что такое павильон?» Обобщает ответы: «Павильон - это крытое помещение, где созданы необходимые условия для содержания птиц».

Спрашивает: «Чем птицы отличаются от зверей?» Обобщает ответы детей: «У птиц есть туловище, голова, ноги, крылья. На голове расположены глаза, уши, клюв. Тело покрыто перьями. Птицы умеют летать. Птенцы птиц вылупляются из яиц».

Павильон №3. Аквариум с рыбами.

На экране демонстрируется аквариум с рыбами (акулой, щукой, карасем, сомом, окунем и другими).

Педагог спрашивает у детей: «Что такое аквариум?» Рассказывает: «Это большая емкость с водой, где искусственно созданы природные условия ручьев, рек, озер и морей различных уголков земного шара. Его стеклянные берега дают возможность увидеть многообразие этого удивительного мира».

Предлагает детям выделить общие признаки рыб: строение - обтекаемое тело, покрытое чешуей; голова, туловище, гибкий хвост и плавники; рыбы живут в воде; плавают; детеныши выводятся из икринок.

Предлагает детям поиграть, прежде чем отправиться в следующий павильон, в подвижную игру «Караси и щука». Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие делятся на две группы: одна группа образует круг - это камешки, другая группа - караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя щука вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камушки - приседают за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После двух-трех повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами. Игра продолжается.

Павильон №4. Вольер с дикими зверями.

На экране поочередно демонстрируются изображения млекопитающих (зверей): медведей, лис, оленей, тигров, львов и т. д.

Педагог спрашивает у детей: «Что такое вольер?» Рассказывает: «Вольер - это огороженная площадка с навесом или открытая с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания животных. Вольер служит для защиты животных от непогоды (дождя, снега, ветра, высоких и низких температур воздуха). При этом в вольере должно быть удобно работать человеку. Конструкция вольера облегчает уборку в нем, а также позволяет производить безопасное кормление ее обитателей».

У всех млекопитающих есть туловище, голова, четыре ноги и хвост. На голове расположены глаза, уши, нос и рот. Тело зверей покрыто шерстью. Конечности заканчиваются лапами или копытами. У зверей детеныши рождаются и питаются молоком.

Обобщить сказанное на занятии: «Мир природы разнообразен. Мы должны бережно относиться к окружающей нас природе. В дальнейшем мы будем продолжать знакомиться с удивительным миром животных!»

Московский зоопарк - один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год - до 3,5 млн.человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости. В его коллекции представлены 1132 видов животных, численность живых экземпляров составляет более 5000 особей. Обладает статусом головного зоопарка России, штаб-квартирой Евроазиатской ассоциацией зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА). Активный участник международных проектов по поддержанию/изучению видов в дикой природе (реабилитация и реинтродукция), разведению редких видов животных в неволе. Зоопарк расположен рядом с Садовым кольцом между улицами Красная Пресня, Большой Грузинской и Зоологической. Главный вход находится на перекрёстке Красной Пресни и Большой Грузинской, недалеко от станций метро «Баррикадная» и «Краснопресненская». Символом московского зоопарка до 2014 года являлся дикий степной кот - манул. После смены руководства символ был изменен на стилизованное изображение пеликанов, белок, дельфинов и голубей.

Московский зоопарк был организован Русским Императорским обществом акклиматизации животных и растений и торжественно открыт 31 января 1864 года (по новому стилю - 12 февраля). Одним из главных инициаторов его создания стал профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Он называл зоосад «живым музеем на открытом воздухе». Архитектором первых построек зоосада являлся П. С. Кампиони. Первым инспектором (директором) зоосада стал профессор Я. Н. Калиновский. Не имея полноценной государственной поддержки, зоосад с первых же лет оказался в тяжелом материальном положении. Выручка от входной платы, пожертвования Императорской семьи и частных лиц не покрывали расходы зоосада на закупку содержание животных, строительство и ремонт сооружений. Пытаясь поправить бюджет зоосада, Общество акклиматизации продало за границу многих животных, в результате чего обеднела экспозиция и упала посещаемость. В 1874 году зоосад был передан Обществом в аренду на несколько лет частному предпринимателю А. А. Рябинину, в результате чего к 1878 году сад пришел почти в полный упадок. В 1880-е - 1890-е годы положение выправилось благодаря пожертвованиям частных лиц, умелой и самоотверженной работе А. П. Богданова, А. Н. Маклакова, В. В. Попова, В. А. Вагнера, Н. М Кулагина и многих других видных членов Общества акклиматизации. И все же к 1900 году долги зоосада составляли огромную по тому времени сумму 100 000 руб.. В 1903 году Общество вновь передает зоосад в аренду - тогдашнему директору сада И. А. Антушевичу, и опять это лишь ухудшает состояние дел. Во время исторических событий 1905-1907 годов зоосад оказался в центре революционных боев и сильно пострадал: был разрушен недавно построенный Аквариум, сожжены многие деревянные здания, сгорели архивы и библиотека, погибли многие животные. В 1913 году зоосад серьезно пострадал от наводнения. Но особенно…

Московский зоологический сад является одним из старейших зоопарков Европы. Его коллекция насчитывает более 1000 видов разнообразных животных.

Центр культурной жизни Москвы

Датой открытия официально является 13 февраля 1864 год, ранее носивший название зоологический сад. Открыт он был благодаря Всероссийскому обществу акклиматизации растений и животных на месте городского парка.

Зоопарк стал центром культурной жизни Москвы и являлся уникальным местом всей России, в связи с непростыми климатическими условиями в центральной части страны. Зоопарк сразу же стал популярным местом для посещения.

В первые годы число посетителей превышало 10.000 человек, за счет чего и происходило финансирование зоопарка. Однако со временем этого было недостаточно для ремонта, строительство и приобретение новых животных. Образовались огромные долги, в результате чего зоопарк стал принадлежать частной семье Рябининых. Это чуть ни привело к полному разорению зоопарка, и в 1878 году он снова был возвращен обществу.

Тематические зоны зоопарка

При входе в зоопарк, посетители видят Большой пруд. Здесь находится основная часть водоплавающих птиц. По пруду расположены небольшие искусственные острова, на которых стоят небольшие укрытия для птиц.

Рядом с Большим прудом находится павильон «Кошки тропиков», где можно увидеть тигров, ягуаров и других представителей семейства кошачьих.

Также стоит обратить внимание на вольер с медведями.

В зоопарке находится дельфинарий, где можно наблюдать за представлениями китовых и дельфинов. Находясь на территории зоопарка, можно увидеть в общей сложности более 8000 разных особей. Парк разделен на несколько тематических зон, где на каждой находятся определенные виды и семейства животных. Проще сходить и увидеть всё это, чем долго описывать.

Трудные времена в истории зоопарка

Были в истории зоопарка и печальные моменты. В 1905 году в результате революционных боев, зоопарк серьезно пострадал, погибли многие животные.

В 1919 зоопарк был передан в руки государственной власти. С тех пор было увеличено финансирование, территория его расширилась и появилось много новых обитателей.

Во время Второй Мировой Войны зоопарк продолжал свою деятельность. За время войны его посетило около шести миллионов человек.

Реконструкция зон парка

В конце 1960 года зоопарк был присоединен к Главному Управлению Культуры, и территория его продолжала расширяться. Постепенно покупались новые виды особей, зоны парка уже начали делиться на тематические. Не один раз проводилась реконструкцию зоопарка. Московский зоопарк становится одним из крупнейших научно-просветительным учреждением Москвы и излюбленным местом отдыха москвичей и гостей столицы.

Зоопарк находится рядом с Садовым кольцом на улице Большая Грузинская. Работает каждый день, кроме понедельника.

Внеурочное занятие по экологии для младших школьников. Конспект

Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о значении зоопарков и видовом разнообразии животных зоопарков.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о функциях и особенностях зоопарков, правилах поведения и мерах безопасности при общении с животными.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.
Возраст детей: 6 - 10 лет
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация изображений, презентации);
- практический метод (упражнение)
- игровой метод (игры, викторина).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации животных, мультимедийная установка, мультимедийная презентация.

Структура занятия:
1. Организационный этап (2 мин)
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.

Мини-беседа «Где мы находимся?»

3.1. Интерактивная беседа «Кто живет в зоопарке?»
3.2. Физкультминутка «Повадки обезьян»
3.4.Упражнение «Естественная среда обитания»
4. Контрольно-коррекционный этап (15 мин)
4.1. Интерактивная игра «Кто живет в этой клетке?»
5. Рефлексия. (5 мин)
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Чемодан».

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный этап (2 мин)
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в зоопарк, но сделаем это, не выходя из класса. На занятии мы познакомимся с различными животными, изучим их повадки, а так же узнаем, для чего создают зоопарки.

2. Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин)
Мини-беседа «Где мы находимся?»
Педагог: Ребята, попрошу вас отгадать загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
Учащийся: Зоопарк
Педагог: Конечно же, это - зоопарк. В зоопарке живут различные животные из разных стран мира. Каждый зверь уникален, некоторые из них являются редкими, занесенными в Красную книгу. Сейчас я попрошу вас всех встать со своих мест, и пройти по классу.
(По классу расставлены имитации клеток с животными, которые завешены тканью. Учащиеся могут подойти к любой клетке и снять полотно, которым завешена клетка.)
Педагог: Можете подойти к любой клетке, обратите внимание на животных, которые находятся в клетках. Этих животных можно встретить во многих зоопарка. Сегодня мы с вами познакомимся с каждым из них.
Педагог: Ребята, а может среди этих животных есть ваши любимые?
(учащиеся отвечают на вопрос)
И так, начнем.

3. Операционно-познавательный этап (20 мин)
3.1. Интерактивная беседа «Кто живет в зоопарке»
На протяжении беседы демонстрируется презентация (приложение 1)
Педагог: Ребята, кто из вас знает, что же такое зоопарк?
Учащийся: Уникальный музей живой природы.
Учащийся: Учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации.
Учащийся: Это место, куда приходят люди вместе со своими близкими и друзьями, чтобы отдохнуть от городского шума и ежедневной бытовой суеты.
Педагог: Хорошо, все, что вы назвали правильно. Согласно «Биологическому энциклопедическому словарю» зоопарк представляет собой научно-просветительское учреждение, в задачи которого входят демонстрация разнообразия животного мира, распространение знаний о природе, пропаганда охраны животных и сохранение генофонда редких и исчезающих видов животных .
Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе. То есть зоопарки - это генетические банки по сохранению редких и исчезающих видов животных путем содержания конкретных особей с целью получения от них потомства и дальнейшего развития их популяций в неволе.
Педагог: В зоопарках собраны животные со всех уголков мира, любое животное уникально, у каждого свои особенности и повадки. Сейчас мы с вами более подробно познакомимся с некоторыми животными. А начнем наше знакомство с такого удивительного животного как нутрия (болотный бобр).
Нутрия - млекопитающее отряда грызунов, внешне напоминающее крысу.


Нутрия способна находиться под водой 10 минут.
Плохие зрение и обоняние компенсируются острым слухом.
Внешняя неуклюжесть нутрии обманчива: в случае необходимости она передвигается довольно быстро.
Мех нутрии очень высоко ценится в звероводческих хозяйствах и меховой индустрии в целом.
Содержать нутрий в зоопарках, не так-то просто. Так как эти животные ведут полуводный образ жизни, то им необходимо наличие воды в вольере, в которой они смогут плескаться.
Педагог: О каком животном идет речь. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает даже на взрослых особей. Что это за звери?
Учащийся: Лиса.


Педагог: Правильно, это все про лису. Хоть лиса сама хищник, но на нее так же охотятся многие звери. На ваших столах лежат конверты, попрошу вас, их открыть. Там как видите, лежат рисунки хвостов, ваша задача найти хвостик, который принадлежит лисе.


(каждый учащийся поднимает рисунок с правильным хвостиком, педагог проверяет правильность выполнения задания)
Хвост для лисы очень важный орган. Во время бега он помогает ей держать равновесие, а зимой служит дополнительной защитой от холода.
Лисы очень активные, поэтому для содержания лис необходимо много пространства. Создать необходимые условия очень сложно. Вольер должен быть просторным, с различными возвышенностями и ямками, для того чтобы животное много двигалось.
Педагог: Есть еще в зоопарках животные, которые привыкли жить там, где холодно, за северным полярным кругом. Знаете ли вы таких животных?
Учащийся: Белый медведь, северный олень, морж и тюлень.
Педагог: Хорошо, есть еще один зверь, который живет рядом с белым медведем, питается тем, что не съел медведь. Что же это за зверь?
Учащийся: Песец.


Педагог: Песец - это очень интересный зверь. Он всеяден, что, помогает ему выжить в диких условиях, а теплый мех защищает от холода. Молодняк покидает своих родителей в конце осени или начале зимы, это примерно через 4 месяца после рождения. Но к следующему лету они возвращаются к своим родителям и помогают воспитывать их новое потомство.
Создать условия для жизни песца в вольере не очень сложно, им необходимо всего лишь наличие свободного пространства и тень.
Педагог: Следующего зверя попробуйте угадать по глазам, возьмите со столов конверт с цифрой 2, там лежат рисунки глаз животных и краткое описание животного. Вам необходимо прочитать описание, догадаться о каком животном идет речь, и найти рисунок его глаз. На выполнение задания дается 2 минуты.


(каждый учащийся поднимает рисунок с правильными глазами, педагог проверяет правильность выполнения задания)
Педагог: Молодцы ребята, правильно ответили. Это хамелеон. Любое животное, которое может менять цвет и смотреть одновременно в двух направлениях, стоит того, чтобы узнать о нем побольше. Вооруженный своим длинным языком, хамелеон, возможно, является одной из самых интересных рептилий на нашей планете.
Большинство хамелеонов меняют цвет от коричневого до зеленого и черного, но некоторые могут становиться практически любого цвета. Изменение может произойти менее чем за 20 секунд. Хамелеоны рождаются со специальными клетками с цветовым пигментом внутри. Эти клетки лежит слоями под внешней кожей хамелеона. Они называются хроматофоры. Верхний слой хроматофор имеет красный или желтый пигмент, нижний – голубой или белый.
Когда эти клетки меняются, меняется и цвет кожи хамелеона. Хроматофоры меняются, получая сигнал от мозга. Этот сигнал «говорит» клеткам расшириться или сократиться. Из-за этого пигменты смешиваются, как краска. Химикат под названием меланин также помогает хамелеону менять цвет. Волокна меланина могут распространяться, словно паутина через слои пигментных клеток, и их присутствие заставляет кожу потемнеть.
Многие люди думают, что хамелеоны меняют цвет, чтобы слиться с задним фоном. Исследования показали, что менять цвет хамелеона заставляет настроение, свет и температура. Иногда смена цвета может «успокоить» хамелеона, а иногда она помогает особям общаться между собой.
Для содержания хамелеонов в неволе необходимо наличие в террариуме большого количества веток, обязательно должен быть подогрев, а так же наличие песка.

3.2. Физкультминутка «Повадки обезьян»
Педагог: Сейчас мы немного отдохнём. И на несколько минут превратимся в обезьян - самых распространенных обитателей зоопарков. Они очень активны, с весьма любопытными повадками. Попрошу всех встать со своих мест, внимательно слушать и повторять за мной.
Вот проснулась обезьяна: раз, два, три. (потираем глаза)
Потянулась обезьяна: раз, два, три. (потянулись вверх)
И пошла искать покушать: раз, два, три. (ходьба на месте)
Перед ней большая пальма: раз, два, три. (смотрим вверх)
А на пальме там бананы: раз, два, три. (тянем ручки вверх)
Нужно пальму потрясти: раз, два, три. (трясем «пальму»)
Вот упали все бананы: раз, два, три. (смотрим вниз)
Мы подними по банану: раз, два, три. (приседаем)
И, конечно, мы их съели: раз, два, три. (гладим животик)
Молодцы, ребята, немного отдохнули, размялись, можем продолжать работать.
Во время физкультминутки, я думаю, многие из вас заметили, что у приматов повадки во многом похожи на человеческое поведение.

3.3.Упражнение «Естественная среда обитания»
Правила упражнения:
Учащиеся образуют две команды в произвольном порядке, каждой из которых раздаются конверты с заданием (приложение 2). Им необходимо разделить животных по месту обитания: жители Африки и жители Республики Беларусь. В качестве подсказок на картинках изображены животные в естественных условиях (на изображении могут быть: леса, скалы, растительность типичная для той либо иной местности). На выполнение задания отводится 5 минут. По окончанию времени, педагог проверяет правильность выполнения задания.
Педагог: Для дальнейшей работы вам необходимо объединиться в две команды: «Хищники» и «Травоядные». Каждой команде я раздам конверты с разными заданиями. Ваша задача «расселить» животных по местам их обитания. Ведь в зоопарке живут животные из разных уголков земного шара, а ведь у каждого зверя есть свой «дом». На выполнение задания у вас есть 5 минут. Время пошло.
Педагог: И так, давайте посмотрим, как вы справились с заданием.
(каждая команда называет животных и места их обитания, по мере необходимости педагог корректирует ответы учащихся)
Педагог: Вы все очень хорошо справились с заданием. Поэтому мы переходим к следующему этапу нашей экскурсии.

4. Контрольно-коррекционный этап (15 мин)
4.1. Интерактивная игра «Кто живет в этой клетке?»
Правила игры:
Игра проходит в несколько раундов. В первом раунде учащимся необходимо найти ответ на загадку о животном (подойти к клетке с ответом). Педагог зачитывает загадки, корректирует «ответы» учащихся. Когда учащиеся отгадывают последнюю загадку, они подходят к клетке, в которой находится табличка с заданием. Игра переходит в следующий тур. Во втором туре, учащимся необходимо самостоятельно находить ответы на задания, которые написанные на табличке. Правильный ответ приведет к следующему животному. Игра продолжается до тех пор, пока учащиеся не найдут табличку с изображение парты. Это будет обозначать, что они могут присесть на свои места.

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня много говорили о животных, об их повадках, питании, естественной среде обитания. Сейчас мы поиграем, ваша задача слушать меня очень внимательно и выполнять все действия.
Ход игры
Раунд 1. «Кто я?»
Педагог: Ребята, сейчас попрошу вас встать. У нас в классе помимо больших клеток есть еще и маленькие, в которых тоже обитают различные животные. Ваша задача подойти к клетке с тем животным, о котором будет идти речь.
1. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(осел)


2. В Зоопарке мы видали
Экзотические дали:
Попугаев и мартышек,
Крокодилов, белых мишек,
А в воде, раскрывши рот,
Удивлял всех …
(бегемот)


3. В южных странах мы живём,
Любим все бананы.
И без них не проживём,
Мы же - …
(обезьяны)


4. Высокий очень этот зверь
И не войдёт в квартиры дверь.
Его ты в гости не зови,
А лучше сам к нему сходи.
Он в зоопарке, милый брат,
Тебя увидеть всегда рад.
(жираф)


5. Если есть я захочу -
Никуда я не скачу,
А залезу, как в нору,
В сумку к маме - …
(кенгуру)


6. Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(белка).


Раунд 2 «В какой клетке?»
Педагог: Очень хорошо, сейчас обратите внимание на клетку с белкой. Видите, в клетке что-то лежит. Попрошу вас достать из клетки табличку с заданием и прочитать, что там написано.
Клетка с белкой
Мозг этого животного весит 5 килограммов, сердце - 20-30 килограммов. Оно бьется с частотой 30 ударов в минуту. Чтобы прокормить такую «махину», ему приходится искать еду и есть большую часть суток, не меньше 20 часов. В сутки он съедает от 45 до 450 килограммов растительной пищи, выпивает от 100 до 300 литров воды. (СЛОН)


Клетка со слоном
Эти животные обрели плохую репутацию из-за едкого вещества со стойким неприятным запахом, выделяемого анальными железами. Этот секрет они могут выбрызгивать на расстояние до 6 м, но делают это они только в целях самозащиты и с предупреждением - сначала животное поднимает хвост и топает ногами, предупреждая неприятеля, что у него еще есть шанс убежать. (СКУНС)


Клетка со скунсом
Ресницы этих животных состоят из двух рядов. Природа сделала это с целью защитить глаза от песков пустыни. Они так же могут сомкнуть ноздри и губы, чтобы не пропустить песок внутрь. Это животное может выпивать до 7 литров воды в день. (ВЕРБЛЮД)


Клетка с верблюдом
Это самый большой грызун из всех известных.Для общения между собой эти животные используют разные звуки, они напоминают лай собаки, хрюканье, мурлыканье, свист, визжание. Они умеют нырять и задерживать дыхание под водой до 5 минут. (КАПИБАРА)