Брак пред господом, или для чего нужно венчание в церкви. Венчание

1. Изменилось ли что-нибудь в вашей семейной жизни после венчания?

2. Что бы вы пожелали молодым людям, вступающим в брак?

«КАК НЕ НАДО»

Сергей и Елена МАДЕЕВЫ.
Общий стаж совместной жизни – 10 лет. До венчания в браке прожили чуть больше трёх лет. Трое детей.

Сергей Фёдорович, директор собственного предприятия ООО «РСУ», пос. Сангар:


1. После семья стала более дружной и воцерковлённой. До этого я был очень раздражительный, ревнивый, старался повернуть всё в свою сторону, из-за чего случались серьёзные скандалы в семье. Слава Богу, Он повернул нас обоих к Себе лицом. Честное слово, жить стало намного легче.
2. Молодым людям желаю веры в Бога. Что бы ни было, любите, верьте и терпите друг друга. Перед браком не нужно обманывать и хитрить, так или иначе всё тайное станет явным. Мне кажется, лучше не торопиться с венчанием, это очень серьёзный шаг в жизни. Но расписаться обязательно нужно.

Елена Валерьевна, адвокат:

1. Если честно, мы пример – «как не надо». Разница в возрасте семь лет «в мою пользу» и двое детей от первого брака. Сошлись в день моего в суде. Жили, даже не собираясь быть вместе. Первые полтора года просто, что называется, «встречались». Конечно, это очень обидно для женщины, но я считала, что не имею права на большее… Да и вообще не собиралась второй раз выходить замуж!

Каждый из нас имел собственные представления о христианстве, Боге, вере, Церкви. Однажды мы на пасхальную службу ходили в разные храмы. Когда я приняла решение уехать, в том числе от Сергея, он помог собраться, проводил в порт. Плакала сама, плакали дети. Но я была убеждена, что через месяц он найдёт другую, без прошлого, детей, возрастного мезальянса. Я жертвовала собой и берегла себя одновременно. А он, видимо, берёг себя. От меня… Во всяком случае, оба тогда считали, что мы – не пара.

Через три месяца разлуки поняла, что мученицы из меня не получилось. Я сдалась, он приехал, стали строить семью. До этого нам жилось как-то проще, легче. Первое время «настоящей» семейной жизни мы задыхались от отчаяния. Ничего не выходило! Муж страдал от ревности, я – от ярости из-за его ревности. Хотя, в общем, мы чувствовали себя счастливыми, дети тоже. Но не было ощущения надёжности. Мучило чувство, что вот-вот всё кончится, и уйдёт моё небывалое женское счастье…

С самого начала мы хотели заключить союз только перед Богом. Великим постом в монастырском храме на исповеди я призналась отцу Леониду, что не собираемся регистрировать брак, а желаем сразу венчаться… у меня не случилось. Под угрозой отлучения от Святой Чаши я сделала мужу… предложение оформить отношения в ЗАГСе. Мы расписались, муж поважнел, я поменяла паспорт. На этом изменения кончились. Остались ревность, гнев, ярость и… любовь. Мы с нетерпением ждали отпуска, чтобы, наконец, повенчаться. Храма у нас в посёлке тогда ещё не было.

И вот Господь соединил нас в таинстве венчания. Сразу пропала ревность, появилось что-то другое… тёплое… настоящее. Мы стали одной плотью. Венчание дало уверенность, нежность, осознание важности семьи и понятие о её бесконечности. Я поняла, что можно любить глубоко и честно. У нас общие интересы. Родилась дочь. Конечно, остались проблемы, бывают конфликты. А так как мой гнев, в отличие от его ревности, «мне верен» и после венчания, ссоры наши весьма зрелищны, просто китайский фейерверк! Как муж это терпит, не знаю. Думаю, что и он тоже не знает. Знает Бог, взявший нас под Свою защиту. Порой бывает трудно, но помогает совет священника, данный на исповеди. Да и как можно долго «дуться», если вместе – в храм, вместе – к Причастию?

2. Что пожелать молодым, вступающим в брак? Счастья! Слушайте своё сердце, Господь знает кому, когда и что дать. Если молодые люди – верующие, им легче жить, легче сохранить любовь. А если ещё нет веры, то пожелать можно её обретения, потому что встретить Бога – значит, найти смысл жизни. Хочется, чтобы молодые люди, создающие семьи, помнили: жизнь – штука короткая, проплакать, «прострадать» её – дело нехитрое. Легко гордиться собой, выяснять отношения, сводить счёты. Куда сложнее сделать друг друга счастливыми, живя так, будто завтра может не наступить.

А ещё я всем желаю детей, много и здоровых! Детей, которые будут расти рядом с любящими их и друг друга родителями.

«НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА»

Юрий Викторович и Ольга Аркадьевна ЛАРИОНОВЫ.
30 лет супружеской жизни. Венчались после 25 лет брака. Двое детей, двое внуков.

Юрий Викторович, технический директор ООО «КопирТехСервис», пос. Жатай:
1. Мы венчались, когда ещё только начали в церковь ходить, и глубокого понимания не было, что это за таинство. Просто знали, что грех – жить невенчанными, что только брак, благословлённый Богом, – настоящий. Уже потом я прочитал слова апостола «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) и понял, что если отношения между двумя людьми строятся на вере в Бога, то она укрепляет их союз. А тогда больше чувствовал, что такова обязанность всех православных семей – НАДО венчаться. Конечно, за столько лет совместной жизни мы притерпелись друг к другу, знали, у кого какие слабости, и всё равно что-то изменилось. Не сразу, но у меня появилось более глубокое отношение к жене, понимание, что она и есть та половина, которую мне Господь предназначил, Богом благословенная. А ещё появилась уверенность, что и в жизни вечной мы будем вместе. Отец Алексий венчал нас в Никольском храме покаянным чином – ни фаты, ни торжеств, в полутёмном храме горели свечи… Нам подарили иконы, батюшка объяснил, что именно семья – путь нашего спасения.

2. Я бы пожелал всем венчаться, только без веры, думаю, не стоит этого делать. Зачем? Обряд красивый совершить и надеяться, что всё теперь пойдёт хорошо? Этого не будет! Главное – жить с Богом, хранить любовь, а по вере каждому и дано будет.

Ольга Аркадьевна, медсестра в детской поликлинике пос. Жатай:
1. Всё изменилось! – отношение к мужу, работе, детям. Мы более терпимыми стали, ответственными. Кажется, что на тебя сверху Господь смотрит. Муж у меня всегда был очень хорошим, а после венчания, мне кажется, стал ещё мягче, спокойнее, терпеливее. Повенчавшись, мы стали сильнее чувствовать, что в трудных ситуациях жизни нам всегда Господь помогает.

Во время венчания я испытывала ОГРОМНОЕ волнение. Думала, поймут ли меня дети, окружающие? В храме было лишь несколько прихожан. Но они так нас поддержали, так тепло поздравили, накрыли стол… Меня поразило то, как люди нас понимают, как тепло относятся. Было очень приятно! И очень ответственно. Робела, ведь батюшка сидел с нами за столом, а я многого, что касается веры и церковной жизни, не знала. Ещё нас поздравили дети.
2. Дочь наша, когда замуж выходила, сразу венчалась, сын женат, но не венчан, хотя они и в храм ходят с сыном и причащаются. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они повенчались, ведь если двое людей вместе живут и не венчаны, Божия благодать им не такая даётся, и молитвы не так доходят до Господа. Я бы пожелала всем венчаться. Ну, а житейские пожелания обычные: ценить друг друга и уважать.

СЛОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергей Егорович и Татьяна Кирилловна ШИШИГИНЫ.
Стаж семейной жизни – 13 лет, в венчанном браке – 4 года. Четверо детей.

Сергей Егорович, журналист:
1. Самое главное – стало спокойнее на душе.

2. Я желаю молодым быть терпимыми. Готовьтесь – рано или поздно настанут времена, когда потребуется проявить терпение. И жене, и мужу. Даже когда будете ссориться, никогда не переходите ту черту, после которой невозможно вернуться.

Татьяна Кирилловна, тренер по художественной гимнастике:
1. Жизнь изменилась. Но перемены эти – не внешнего характера, поэтому порой кажется, что всё осталось, как прежде. Это не то, что вот, мол, повенчались после девяти лет совместной жизни, и вдруг появилась особая ответственность перед Богом за наш брак.

Надо понимать, что венчание – таинство, в котором Господь непостижимым для нас образом входит в повседневную жизнь и незаметно управляет ею. А проявляется это в критических ситуациях. К примеру, муж трижды виноват и четырежды не прав, а ты такая вся в праведном гневе отвернулась, не разговариваешь и думаешь: «Ну всё, тропинки затоптаны!» И вдруг в голову залетает мысль, и потихоньку разворачивает тебя лицом к нему. И ты уже думаешь, что не так уж он виноват, а может, даже в чём-то прав. А если ещё хорошенько подумать, то оказывается, что ты сама была когда-то не права, а сейчас пожинаешь плоды своей дурости, которая после венчания, увы, никуда не девается.

Я читала, что влюблённый видит в любимом человеке образ, который замыслил о нём Господь. Но в процессе совместной жизни этот образ затуманивается, и ты уже видишь своего спутника как бы в кривом зеркале, где отражаются его недостатки. А если ещё у самой недостатков вагон, то жизнь в браке становится довольно сложным предприятием. Но в таинстве венчания человек обретает способность заново открывать возлюбленного, и сам становится ближе к первоначальному образу. В семейной жизни всякое бывает: болезни детей, бытовые неурядицы или просто дурное настроение. А мы ведь такие, какие есть – обыкновенные. И бывает трудно «носить бремена друг друга». Если в вашем союзе есть Господь как источник сил, то брак становится успешным. Лично я на себе это очень ощущаю и порой думаю: как мы раньше жили невенчанные?

2. Я желаю молодым быть открытыми и искренними друг с другом, творческими в совместной жизни, внимательными и заботливыми.

КОГДА БОГ – СВИДЕТЕЛЬ

Александр и Анжела БОЛДАКОВЫ.
Общий супружеский стаж – 7,5 лет. В законном браке до венчания . Двое детей.

Александр Васильевич, начальник производственной базы нефтегазовой строительной компании:
1. Внешне ничего не изменилось, но внутренне…

До венчания я чувствовал неуверенность в браке. Возможно потому, что это у меня была вторая попытка. Мы жили вместе уже пять лет, а регистрироваться не спешили. Я думал: «Зачем? По сути, это и есть гражданский брак. Ведь что такое ЗАГС? Зал актов гражданского состояния. Значит, и брак, заключённый там, – гражданский».

Но мы с женой – воцерковлённые люди, а потому приходится отчитываться за дела свои скорбные. Каждый раз на исповеди священник ставил вопрос: «Женат?» – «Да» – «Венчанный?» – «Нет» – «А почему?» И уже выглядели несерьёзно. Надо было определяться. Вот мы и определились. А после венчания появилась уверенность. Я обрёл душевное равновесие. Все колебания просто улетели. Почему и говорят «ТАИНСТВО венчания» – священник призывает Бога в свидетели того, что мы с женой даём друг другу обет верности. Между нашими обещаниями присутствует Сам Господь. И это меняет всё.
2. У меня две взрослые дочери от первого брака, обе вышли замуж. Одним из условий для того, чтобы получить родительское благословение, было венчание. Моё пожелание всем: только венчаться! Раз и навсегда. Думайте, прежде чем принять решение, а дальше – совет да любовь.

Анжела, юрист:

1. Мы какое-то время даже в браке не состояли – сожительствовали просто. Муж всё не решался оформить отношения. Сначала меня это вполне устраивало, а потом, когда дети родились, обидно стало. Хотя я, если честно, и за собой оставляла право выбора. В Евангелии же читала: «Что Господь сочетал, того человек да не разлучит», и мне всё казалось – раз Бог нас не сподобил венчаться, значит, мы не созданы друг для друга. Такие лукавые мысли в голову лезли. Я не боялась мужа потерять, была уверена в нём. Это он долго во мне сомневался.

Мы познакомились в храме, муж уже был прихожанином, а я ещё только воцерковлялась. А потом вместе начали делать шаги в вере, и стали друг другу ближе. Духовную литературу читали и постепенно «созрели» к венчанию. Некоторые сначала венчаются, потом узнают, что это такое, мы же сначала всё узнали, а потом венчались.

Переживания были сильные во время таинства. Слёзы сами лились, настолько глубокие чувства я испытывала. И после этого у нас обоих очень изменилось отношение к браку, трудностям, ссорам. Мы стали более сдержанными, терпимыми. У меня твёрдая убеждённость есть: если Господь сподобил венчаться, то теперь до конца вместе – либо в рай, либо в ад. Даже несмотря на то, что Церковь даёт право разводиться при определённых обстоятельствах, я хочу, если, не дай Бог, что-то случится, не разводиться с мужем, нести общий крест, чашу радости и печали испить вместе до конца.

После венчания во мне всё, что я теоретически знала, укрепилось, живой жизнью забилось. Я молиться стала иначе. Раньше всё больше о детях молилась. А молитвы святым о супружеской жизни оставляла на потом. Теперь молюсь мученикам Адриану и Наталии, благоверному князю Петру и княгине Февронии, мученикам Симону, Гурию и Авиву, и вместе с мужем мы читаем молитву по соглашению супругов.

2. Я бы пожелала всем любить не себя в семье, а саму семью. Молодёжь эмоциональна, она поначалу всё равно шишек набьёт, но надо стараться не эмоциями руководствоваться, а разумом. Желательно иметь духовного наставника, который бы объяснил: брак – это настолько серьёзно, что грех измены приравнивается к убийству. Начинайте совместную жизнь с убеждением, что ваша семья – единый организм и разрушать его нельзя ни при каких обстоятельствах!

«СОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ» СЕМЬЯ

Сергей Анатольевич ТАШМАКОВ и Ольга Иосифовна ПАШКЕВИЧ.
Общий стаж брака – 21 год. Повенчались через восемнадцать лет. Одна дочь и два внука.

Сергей Анатольевич, сотрудник Республиканского ипотечного агентства:

1. Вопрос о венчании для меня не стоял, пока я не стал воцерковлённым, но срок этого события отодвигал. К окончательному решению подтолкнула смерть отца. Мои родители прожили в браке почти сорок лет и всё время думали повенчаться, но так и не собрались. Я не хотел повторять их ошибки.

После венчания появилось ощущение того, что теперь мы с супругой одно неделимое целое.
2. Молодым я советую относиться друг к другу смиренно, не обращать внимания на мелочи, а ценить любовь, потому что жизнь такая короткая!

Ольга Иосифовна, доцент Якутского высшего командного речного училища (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта:

1. Когда женились, мы с Сергеем не были даже крещёными. Он покрестился спустя два года, а я – через десять лет. Повенчались, как я шутила, в год совершеннолетия нашей семьи.

Мысль об этом появилась у меня, когда мы присутствовали на таинстве брака наших знакомых. Муж моё предложение отверг, сказал, что повенчаемся, если проживём вместе тридцать лет. Тогда я на него немножко обиделась, но после поняла, что он был прав, потому что я восприняла только внешнюю, обрядовую сторону и просто хотела устроить себе праздник.

Хотя мы и молились дома, но церковь посещали редко, постов не соблюдали, не исповедовались и не причащались. Нельзя сказать, что наша семья была абсолютно счастливой. Случались ссоры, непонимание. А несколько лет назад мы оказались в очень сложной ситуации. В июле должен был родиться наш первый внук. За неделю до срока дочь положили на сохранение, и в тот же день у свёкра произошёл инсульт. Надежды на то, что выживет, не было. Вот тогда-то я и стала регулярно ходить на церковные службы. Через неделю благополучно появился на свет внук, и в тот же день отец мужа открыл глаза, а вскоре к нему вернулась речь.

В ситуацию, когда близкие постоянно нуждались в моей помощи и приходилось делать многое в ущерб своим интересам, я попала впервые. Надежда была только на Бога. Тогда-то постом и молитвой подготовилась к исповеди и причастилась.

Я начала замечать, что в храм люди приходят семьями, с детьми, что их объединяет общая молитва. Хотелось, чтобы рядом со мной тоже был муж. После смерти отца Сергей стал постоянно ходить в церковь. Венчание прошло скромно, свидетелем был наш зять. И всё-таки получился прекрасный день. Я не надеялась на чудо, на то, что сразу же в семье исчезнут разногласия, но появилась уверенность: теперь мой муж станет мне родным и по духу. Так и вышло.
2. Как-то одна знакомая сказала: «Что ты всё в церковь ходишь. Ведь у тебя всё хорошо!» Мне кажется, в том-то и беда, что люди идут в храм, когда им уже совсем плохо. Поэтому молодым я хочу пожелать любить друг друга и быть благодарными Богу за то, что он помог им встретиться. Ведь Бог ждёт от нас не только молитв о помощи, но и нашей благодарности и, конечно, любви.

СОЕДИНЕНИЕ «В ПЛОТЬ ЕДИНУ»

Иерей Виктор и Вероника БЛИНОВЫ.
Вместе 10 лет. В браке до венчания прожили около пяти. Есть дочь.

Отец Виктор, священник градоякутского Преображенского собора:

1. Когда у человека в сердце рождается любовь, он стремится быть вместе с возлюбленной. Именно поэтому появляется семья. Наша – не исключение.
Когда мы с женой пришли к вере, нам, естественно, захотелось получить благословение Божие. Ведь семья – это не только мы вдвоём, но и весь наш род. Во время подготовки к венчанию и после него произошла большая переоценка взаимоотношений, потому что в таинстве брака два разных человека соединяются воедино. Человек, осознанно приступающий к венчанию, понимает, что в нём создаётся новая (домашняя) церковь, а Церковь Христова – это люди, объединённые Духом Святым, главный плод Которого есть любовь. Наша любовь стала более зрелой, в чём я стараюсь каждый день признаваться жене.

2. Желаю молодым парам любви, доверия и уважения, а тем, кто уже укрепился в вере, – Божьего благословения. Главное в семейной жизни, на мой взгляд, это когда каждый готов ради другого поступиться своими личными желаниями и амбициями.

Вероника Геннадьевна, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), аспирантка IV курса Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ:

С супругом мы познакомились на дружеских посиделках. Свадьбу сыграли через год, когда я закончила первый курс юридического факультета, а мой будущий муж – второй. Изменения в семье начались ещё до венчания, с приходом в Церковь. Для нас церковный брак стал своеобразным этапом духовной жизни, когда мы пришли к пониманию, что без Божьего благословения христианская семья существовать не может. Но сначала был довольно долгий период воцерковления, когда наша семья, после крещения мужа, влилась в число прихожан Никольского собора. Затем супруг стал чтецом, а я с дочерью в свободное время помогала по храму. К открытию церкви мы уже были достаточно уверенной в себе христианской семьёй, и архиепископ Герман спросил, а не задумывались ли мы о венчании? Честно скажу, на тот момент не задумывались. Но благодаря словам Владыки о том, что церковный брак благословляет сам Господь, мы стали всё чаще обсуждать эту тему и пришли к его необходимости.

Именно после венчания в моих отношениях с мужем особых изменений не было. Но они постоянно происходят по мере духовного роста (как я дерзко надеюсь). Венчание помогло нам стать полноценной христианской семьёй, соединило нас Божьим промыслом.
Естественно, людям неверующим это священнодейство непонятно, и практической необходимости в нём нет. Известно, что во многих ведущих странах церковный брак столь же легитимен, как и гражданский (официально зарегистрированный в государственных органах). В России до революции долго единственной возможной формой создания семьи был церковный брак. В советское время венчание в церкви лишилось официального признания. Семейный кодекс РФ признаёт только брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния. На мой взгляд, это вполне закономерно и не должно вызывать противоречий в обществе. Церковь – не государственный институт и не должна подменять собой его органы, она, скорее, оказывает влияние на общество опосредованно, через духовную жизнь прихожан. Но для православного христианина церковный брак – единственная возможность соединить свою жизнь с любимым человеком, поскольку всё для верующего связано с Богом и без него немыслимо.

Протоиерей Владимир Воробьёв пишет: «Брак есть некий дар любви неразрушимой, Божественный дар любви… Это не юридическая категория и не юридический акт – это момент духовной жизни. Поэтому таинство брака православными воспринимается как момент принятия благодати Божией, как момент совершения некоего чуда соединения…»

К такому пониманию брака готовит Церковь своих прихожан и в этом его отличие от брака гражданского. На мой взгляд, церковное венчание ни в коей мере не должно быть блажью, данью моде. К пониманию необходимости церковного брака надо прийти. Люди, формально подходящие к венчанию, попросту не воспримут его духовный смысл, не станут семьёй в той полноте, к которой призывает нас Господь. Для православных людей их соединение «в плоть едину» происходит во время совершения таинства, через совместную Евхаристию и вхождение новой семьи в Церковь.

2. Сказать: давайте все венчайтесь и будет вам счастье, я не могу. Таинство есть таинство, только для избранных – христиан то бишь… причём воцерковлённых.

Подготовили Ирина ДМИТРИЕВА,
Ариадна БОРИСОВА

Как мужа и жены, так и жениха и невесты в церкви. Еще со времен Древней Руси любая молодая пара должна была обязательно сочетаться узами брака в храме. Молодые возлагали на себя ответственность перед Господом и Церковью, поклявшись хранить ниспосланный свыше союз всю жизнь. Сегодня же это необязательная процедура. Молодые люди, которые знают, для чего нужно самостоятельно принимают решение в необходимости этого таинства.

Прежде всего, для этого надо быть искренним со своим партнером и с самим собой. Ни в коем случае нельзя венчаться только лишь потому, что это составляющая а также из-за нынешней моды на эту процедуру!

венчание в церкви?

Это нужно для Божьего благословления заключенного брака. Супруги, посвященные в таинство венчания, получают Божью благодать, что помогает им построить единый союз мыслей и любви. Но, пожалуй, самой главной целью, для чего нужно венчание в церкви, является духовное слияние души и тела двух любящих сердец и, конечно же, прививание будущим или уже имеющимся детям христианской морали. Кроме этого, венчание предполагает надежду двух любящих людей друг на друга и, естественно, на Господа.

Многие люди, не совсем ясно понимающие, для чего нужно венчание в церкви, ошибочно полагают, что это непременная гарантия семейного благополучия и счастья, а также полное избавление от житейских тягот. Это совсем не так! Венчание не дает никаких семейных благ и поблажек. Считается, что венчающиеся души должны самостоятельно пройти все испытания, уготованные им судьбой, и решить все спорные моменты. Запомните, венчание - это аттестат ваших созревших чувств! Люди, которые решились на это таинство, должны осознавать всю ответственность за свою лодку любви.

Что необходимо знать?

1. Венчающиеся должны прекрасно осознавать, что предполагается один раз и на целую жизнь.

2. Считается, что новая жизнь, которая наступает после венчания, предполагает полное очищение от грехов и внутреннее обновление человеческой души, поэтому перед таинством оба причащаются и исповедуются во время литургии.

3. Молодые постятся в течение трех дней перед таинством. Желательно во время поста не заниматься сексом (и онанизмом), думать только о духовном.

4. У невесты должно быть заготовлено специальное платье для венчания (особого пошива, не оголяющее спину, плечи и руки до локтей). Кроме того, оно не должно быть ярким, красным и темным. Невесте нельзя прятать лицо, поскольку она открыта перед Богом и своим возлюбленным. Наряд жениха - тот же, что и на свадьбе.

5. Существует специальный календарь венчаний. В нем рассчитаны дни, по которым, согласно церковным правилам, проводятся таинства венчаний. Указаны и дни, в которые ни в коем случае нельзя этого делать.

6. Время, которое затрачивается на данную процедуру, обычно не превышает сорока минут. Это нужно иметь в виду всем, кто собирается пригласить на таинство друзей и родственников.

Тема статьи: венчание в православной церкви – правила. И мне хотелось бы рассказать Вам о венчания не просто, как о красивом обряде, а как о таинстве, которое может необъяснимым и неведомым для «человеков» образом повлиять на всю Вашу жизнь. И не только на Вашу, но и на жизнь Ваших детей.

Моя бабушка говорила мне, что люди венчаются не для себя даже, а для своих детей. Ведь в таинстве венчания пара благословляется на рождение и воспитание детей.

В статье я расскажу Вам о таинстве венчания в православной церкви доступным языком. И обязательно отвечу на все-все вопросы, которые возникают при подготовке к венчанию. Также в статье Вы найдете видео с ответами священника на все волнующие Вас вопросы о венчании.

Обратите внимание на слово «таинство». Именно это слово призвано подсказать, что не стоит венчаться, если Вы делаете это не осознанно, а по настоянию родителей или из-за того, что это модно или так принято. Венчание — это одно из семи таинств православной церкви, наряду с крещением, причащением, священством.

Мы все слышали выражение: «Браки заключаются на небесах». Но нам некогда задуматься о том, какая в этих словах сокрыта тайна и важное сообщение дня нас.
Мы все хотим жить долго и счастливо со своими любимыми, но пренебрегаем такой простой и доступной возможностью получить освящение своего союза. Для этого нужно всего лишь серьёзно, осознанно и вдумчиво подготовиться к венчанию.

Что нужно сделать перед венчанием?

Итак, как же правильно подготовиться к венчанию? Паре обязательно нужно до венчания причаститься. Сделать это можно накануне или в сам день венчания на утренней литургии (утренней службе). Венчание обычно совершается сразу после литургии.

Ко причастию нужно подготовиться: 3 дня поститься, прочитать специальные молитвы — Последование ко Святому Причащению, исповедаться. Вот и ответ на вопрос, нужно ли поститься перед венчанием? Если молодые будут причащаться в день венчания, то пост перед венчанием (точнее, перед причастием), нужен.

Что нужно для венчания в церкви?

Нужно до венчания заранее купить:

  • Иконы Спасителя и Божией Матери (иконы должны быть освященные, поэтому лучше их покупать не в магазине, а в Храме),
  • Венчальные свечи (красивые венчальные свечи можно также купить в Храме).
  • 2 полотенца (рушника), одно для постилания под ноги жениха и невесты, а другое — для оборачивания рук жениха и невесты,
  • Обручальные кольца.

Кто может быть свидетелем на венчании?

Раньше свидетелей на венчании называли поручителями и воспреемниками. Они должны были наставлять молодых. Поэтому в свидетели брали, как правило, опытных, семейных людей. Сейчас чаще в свидетели берут своих друзей. Венчание без свидетелей, по желанию молодых, также возможно.

В какие дни можно венчаться?

Основные правила, которые необходимо соблюсти, такие. Нельзя венчаться в дни всех 4-х постов, а также в среду, пятницу и субботу. Также есть еще несколько дней в году, когда не совершается венчание.

После окончания венчания раздается колокольный звон в честь рождения новой семьи и гости поздравляют молодых.

Венчание в церкви – правила. ВИДЕО Ответы на вопросы протоиерея Павла

Узнайте ответы на все еще оставшиеся вопросы, чтобы оставить позади переживания, связанные с подготовкой к венчанию, из этого короткого видео. На вопросы отвечает протоиерей Павел.

Какие кольца нужны для венчания в церкви?

Раньше было принято покупать кольца для венчания - золотое для жениха и серебряное для невесты. Золотое кольцо жениха символизировало блеск Солнца, а серебряное жены - свет Луны, сияющей отраженным светом.

Теперь часто покупают оба кольца — золотые. Кольца также могут быть украшены драгоценными камнями.

Как правильно выбрать наряд для невесты?

Какое должно быть платье для венчания в церкви? Платье нужно выбирать светлое, не облегающее и длиной не выше колена. Плечи, руки, декольте не должны быть оголены. Если платье с открытыми плечами, используйте накидку.

Голова должна быть покрыта. Можно использовать фату, платок или накидку с капюшоном. В руках у невесты на венчании не букетик цветов, а венчальная свеча.

Не стоит делать слишком яркий макияж. Обувь лучше выбрать не на очень высоком каблуке, потому что церемония венчания может длится около часа.

У молодых и у свидетелей должны быть нательные крестики.

Сообщите о правилах одежды на венчании своим гостям. Женщины и девушки должны быть в платьях с прикрытыми коленями и плечами. А также с покрытой головой.

Как праздновать венчание? Поздравление с венчанием. Что дарят на венчание?

Таинство венчания проходит радостно и торжественно. Принято после окончания таинства праздник продолжить за столом. Но так как отмечается духовный праздник, пир должен быть скромен и тих. С этой точки зрения лучше разнести во времени день свадьбы и день венчания.

В поздравлении с венчанием обычно желают спасения для души, поздравляют с Божьим благословением, желают жить долго и счастливо, заботиться друг о друге, любить и беречь. Желают мира и душевного равновесия. Подарки тоже лучше дарить духовные, например, иконки или духовные книги.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты?

Если Вы уже женаты, неважно сколько лет, и пришли к обоюдному решению обвенчаться, поздравляю Вас. Это очень полезно, и для Вас, и для Ваших детей. Наш духовный отец говорит, что венчание даже больше важно для детей. потому что при венчании родители благословляются на рождение и воспитание детей.

Для Вас самих венчание тоже очень ценно, потому что теперь Вы будете жить не в блуде, а в законном браке, заключенном на небесах. И теперь сам Бог благословит Ваш союз.

Для венчания Вам понадобятся все атрибуты, описанные выше в этой статье — иконы Спасителя и Божией Матери, 2 свечи, полотенца (рушники), кольца. Кольца могут быть те же, что Вы носите сейчас. Нужно заранее договориться с батюшкой о дате и времени. Подготовиться ко причастию (3 дня поститься, вычитать последование ко Святому Причащению, исповедаться). Причаститься можно в день венчания или раньше. Можно пригласить на венчание свидетелей. Но можно венчаться и без них.

Когда венчание не совершается?

Таинство венчания не может быть совершено:

  • Если жених или невеста о не крещенные и не собираются креститься перед венчанием,
  • Если жених или невеста объявляют, что они атеисты,
  • Если выясняется, что жениха или невесту вынудили прийти на венчание родители или кто-то еще,
  • Если жених или невеста уже трижды были обвенчаны (допускается венчаться только 3 раза, причем для того, чтобы расторгнуть венчание должна быть веская причина, например, измена одного из супругов),
  • Если жених и невеста состоит в браке с другим (другой), в гражданском или церковном. Прежде нужно расторгнуть брак гражданский и получить разрешение архиерея на расторжение церковного брака.
  • Если жених и невеста состоят в кровном родстве.

Еще часто спрашивают, можно ли венчаться тем, кто состоит в гражданском браке, не зарегистрированном в ЗАГСе. В общем церковь не очень приветствует гражданские браки, но все же признает их. Тем более, что законы брака по церковным канонам и по гражданскому законодательству отличаются. Однако в некоторых церквях просят предоставить Свидетельство о браке.

Я очень надеюсь, что в этой статье «Венчание в православной церкви – правила» Вы нашли ответы на свои вопросы. Если всё же вопросы у Вас остались, задавайте их в комментариях. Если я не буду знать точного ответа, ч спрошу у своего духовного отца.

Желаю всем радоваться жизни, даже дождю и хлебу, любить и быть любимыми!

О Таинстве Брака (Венчании)

«одной плотью» (1 Кор.7:2). (1 Кор.7:9).

– Апостол Павел пишет: (1 Тим.5:14).

О Таинстве Брака (Венчании)

16.1. Что такое брак в церковном понимании?

– Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

16.2. Обязательно ли венчаться?

– Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам – тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

16.3. Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?

– Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт.2:24; Мф.19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9).

16.4. Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:22,23). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение.

Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог.

Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8,9). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле.

16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

– Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак?

– Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

– В России до 1721 года запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. На венчание православного человека с лицом другого христианского вероисповедования требуется разрешение правящего архиерея. Если же хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (например, мусульманство, иудаизм, буддизм) или является сектантом, то такой брак Православная Церковь не венчает, если только они не переходят в Православие.

Когда само супружество должно быть освящено священническим покровом и благословением, как можно назвать супружеством то, где нет согласия в вере? Каждая религия откладывает свой особенный отпечаток на культуру и мировоззрение своих представителей, даже на таких, которые не являются ее вдохновенными исповедниками.

16.9. Как записаться на венчание?

– Для этого надо обратиться в свечную лавку или договориться непосредственно со священником о времени совершения Таинства.

16.10. Когда венчание не совершается?

– венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

16.11. Можно ли венчаться беременной?

– Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

16.12. Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

– Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

16.13. Обязательно ли иметь благословение родителей на церковный брак?

– Отсутствие родительского благословения прискорбно, но это не может препятствовать венчанию. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника одного из супругов.

16.14. Допускает ли Церковь второй брак?

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор.7:39) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим.5:14).

По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак.

16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

– Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

– По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод?

– Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение.

Венчаться или нет? Сейчас или «двадцать лет спустя»? В городе или в деревне? Можно ли венчаться беременным? Приглашать ли на Венчание родителей, детей, крёстных? Эти и другие – многочисленные и разнообразные – вопросы стабильно, из года в год, кочуют по сайту, не теряя своей остроты и актуальности. Попробуем ответить хотя бы на некоторые их них.

Зачем нужно венчаться?

Венчание – это богослужение, во время которого совершается одно из семи церковных таинств - Таинство Брака. В «Православном катехизисе» святителя Филарета Московского (церковном учебнике, вот уже почти сто лет не имеющем конкурентов по простому и точному изложению основ православной веры) дано такое определение Венчания:

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32)»

Отсюда очевидно, во время венчания жених и невеста получают особую благодать для своей супружеской жизни во всех её аспектах, в том числе – рождении и воспитании детей. Соответственно, венчаться люди приходят тогда, когда чувствуют необходимость в благословении своего семейного союза и готовность к восприятию этих даров.

Иногда возникает вопрос: а что меняется в жизни супругов после Венчания? Все отвечают на него по-разному. Чья-то жизнь ощутимо меняется к лучшему, кто-то никаких изменений не видит, а некоторые жалеют, что взяли на себя дополнительную ответственность и лишние обязательства. Почему так происходит, если благодать во время Таинства изливается на всех одинаково?

Основных причин тут две: исходная мотивация (и внутреннее состояние молодоженов) при подготовке к Венчанию и последующее их отношение к полученным в Таинстве дарам. Любым даром можно воспользоваться или не воспользоваться, забросив его в дальний угол своей жизни – может когда потом и понадобится. А если полученный дар по небрежности был утерян, то неудивительно, что жизнь потерявших полученное ничем не отличается от жизни пока не получивших дара.

Мифы о Венчании

Мифов о Венчании много, они живучи и разнообразны. Вот, пожалуй, самые топовые на сегодняшний день.

Миф № 1. Венчание – это модно.

Миф не соответствует действительности. На самом деле сейчас очень модно с умным видом рассуждать о том, что Венчание – это модно. Людей, грешащих этим занятием, настолько много, и ведут они себя порой так агрессивно в своей «просветительской» деятельности, что остается только удивляться - это что, один из способов самоутвердиться?

Миф № 2. Венчаться могут только люди очень глубоко верующие .

Продолжение мифа предыдущего, высказывается в контексте «ну уж вы-то точно венчаться не имеете права, потому что редко молитесь, мало поститесь и вообще – веруете недостаточно глубоко!». Заниматься замерами глубины, ширины и высоты чьей-либо веры – дело неблагодарное и опасное, тем более что в конечном итоге каждому придется отвечать в первую очередь за себя. Перечень же препятствий к Венчанию такого пункта, как «недостаточная глубина веры», не содержит.

Миф № 3. Венчаться в начале семейной жизни – это слишком рано. Надо прожить вместе лет 10-15, убедиться в серьезности своих намерений.

Убедиться в подлинности чувств и серьезности намерений, безусловно, нужно. И сделать это логичнее не только до Венчания, но и до похода в ЗАГС, рождения общих детей и совместного вступления в ипотеку. А если хочется устроить друг другу испытательный срок лет на пять (а почему именно пять? не три, не десять, не пятнадцать? да и после серебряной свадьбы некоторые разводятся!) под тяжестью сомнений и по причине взаимного недоверия – может и начинать не стОит?

Миф № 4. Венчаться не в начале семейной жизни – слишком поздно.

Венчаться никогда не поздно!

Миф № 5. Настоящий брак - это только брак венчанный. Семьи, ограничившиеся только регистрацией в ЗАГСе, живут во грехе.

Миф не соответствует учению Церкви, однако до сих пор поддерживается некоторыми церковнослужителями. Особенно остро проблема стояла в 90-х годах – так, что выносилась на обсуждение Синода. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (под словами «гражданский брак» подразумевается брак, зарегистрированный в ЗАГСе между гражданами).

Протоиерей Владимир Воробьев в своих «Лекциях о Таинстве брака» также развенчивает этот миф: «Недопустимо и нелепо говорить, что невенчанный брак - это блуд. Если кто-нибудь скажет вам такое по неразумию, то помните, что это не церковное учение. То, что говорил Господь о браке, то, что говорил о браке ап. Павел, находится в прямом противоречии с этим учением. Церковь всегда принимала брак как некое законное семейное устроение жизни. Этому браку Церковь всегда воздавала должное и считала этот брак вполне достойным и неукорительным способом жизни. И греха в этом Церковь никогда не видела. Просто брак может быть церковным и не церковным, но это брак, а не блуд. Блуд есть сожительство вне брака, незаконное сожительство, т. е. сожительство людей, которые не желают иметь семью, не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят оформить законно свои отношения.»

Как подготовиться к Венчанию?

В первую очередь надо в полной мере осознать, что такое Венчание, что оно человеку даёт и к чему обязывает. Тут и литература в помощь (мне особенно нравятся на эту тему книги «Таинство любви» митрополита Антония Сурожского и «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна), и предварительные беседы в храмах (в некоторых городских церквях жениху и невесте рекомендуется походить на огласительные беседы), и собственный жизненный и молитвенный опыт каждого.

К любому серьёзному событию в своей жизни христиане готовятся исповедью и Причастием – обычно делается это и перед Венчанием. Иногда возникает вопрос: причащаться ли в день Венчания, или накануне, заранее? Здесь оба варианта правильные, у каждого свои плюсы.

Традиция совместного Причащения жениха и невесты в день свадьбы уходит корнями в те далекие времена, когда Венчания как отдельного церковного таинства еще не существовало. Чинопоследование Венчания стало складываться довольно поздно - только в 9 веке, когда очередной византийский император издал указ о том, что только церковный брак считается законным. До этого несколько сотен лет христиане женились достаточно просто: во время главной службы – Литургии - объявлялись мужем с женой перед лицом Церкви и совместно причащались. Теперь же, года Церковь была вынуждена взять на себя функции ЗАГСа, Таинство Брака было отделено от Литургии.

Сегодня о тех далеких временах напоминает церемония «общей чаши» во время Венчания и похвальное стремление некоторых молодожёнов причащаться именно в день свадьбы. Однако чем больше хлопот по организации свадьбы осталось на женихе и невесте, тем меньше у них возможности в полной мере подготовиться к такому Причастию (несколько дней попоститься, прочесть «Последование к Причастию» и исповедаться) – лучше при подобных обстоятельствах причаститься заранее.

Нет жесткого требования исповедоваться и причащаться именно в том храме, где состоится Венчание, но обычно удобнее сделать именно так.

Что касается функций ЗАГСа, то сейчас в нашей стране Церковь их не выполняет – с тех самых пор, как при советской власти было отделена от государства. Поэтому браки регистрируются – и получают юридический статус – в ЗАГСе до Венчания. Не то чтобы категорически нельзя было венчать без штампа в паспорте – в порядке исключения иногда венчают, но идут на это священники крайней неохотно. Лучше такую неоднозначную ситуацию не создавать, и спланировать Венчание либо в день регистрации в ЗАГСе, либо после него, а документы, подтверждающие зарегистрированный брак – паспорта и свидетельство о браке – захватить с собой на Венчание.

Кроме того, для Венчания понадобится приобрести заранее:

· Венчальные иконы – традиционно это выполненные в одном стиле иконы Иисуса Христа и Богородицы, они могут быть совсем новыми – купленными или выполненными на заказ, или же семейными иконами, передаваемыми из поколения в поколение;

· две больших венчальных свечи (подойдут и просто церковные большие – чтобы хватило на сорок минут, а можно купить специальные для Венчания – они всячески украшены и продаются сразу парой);

· белый рушник (он же плат, он же подножие), на который жених и невеста встают во время Венчания – их можно сшить-расшить самим (вышивка и кружева по краям не возбраняются), можно заказать, или достать из бабушкиных сундуков, у кого таковые имеются, или просто купить готовый (они продаются в церковных лавках).

Не буду напоминать о том, что у венчающихся должны быть надеты нательные крестики - православные христиане обычно вообще их не снимают. Обручальные кольца к свадьбе купить тоже все догадываются сами. Кольца могут быть любыми – хоть золотыми, хоть серебряными, хоть оловянными. Количество и качество камней и прочих украшений также регламентируется только вкусом брачующихся. Однако если хочется в этом вопросе соблюсти традицию, то одно кольцо приобретается золотое, а другое серебряное.

Не лишним будет перед Венчанием еще раз прочесть те фрагменты из Библии, которые читаются во время этого Таинства: Евангелие от Иоанна (глава 2) и Послание Апостола Павла к Ефесянам (глава 5). Хотя еще полезнее ознакомиться со всеми сюжетами Библии (пусть даже в пересказе) – во время венчального богослужения неоднократно упоминаются и ветхозаветные семьи: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль. Подготовленному человеку смысл происходящего будет понятнее.

Выбрать время и место

Креститься можно в любой день, а вот насчет Венчания существуют некоторые ограничения. Таинство Венчания не совершается:

· во время многодневных постов (таких в году четыре: Рождественский пост всегда с 28 ноября по 6 января, Успенский пост с 14 по 27 августа, Великий и Петров пост зависят от даты, на которую в текущем году приходится праздник Пасхи, ориентировочно Великий - это март-апрель, Петров - с июня по 11 июля);

· во время масленицы (она же называется сырная седмица);

· во время Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) и Святок (с 7 по 19 января);

· накануне постных дней - среды и пятницы, и накануне воскресения, то есть по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

· накануне двунадесятых и великих праздников;

· накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Поэтому дату надо выбирать внимательно, записываться в храм заранее (особенно если не совсем понятно, когда там престольные праздники) – чтобы забронировать более удобное время Венчания - сейчас в храмах Екатеринбурга Венчания совершаются индивидуально (нехорошая практика одновременно венчать по несколько пар ушла в прошлое вместе с жестким дефицитом храмов и священников).

Выбирать храм для Венчания проще всего тем, кто уже является постоянным прихожанином конкретного храма – в этом случае там же и Венчаются. Остальным есть над чем подумать: не Венчают обычно (за редкими исключениями) только в монастырских храмах, остальные же – большие и маленькие, в центре и на окраинах – к вашим услугам. У каждого есть своим плюсы: в большом соборе торжественнее, гостей поместится больше и можно заказать колокольный звон для полноты картины; в маленьком храме уютнее и народу не-свадебного ходит меньше. Скажу лишь, что лозунг «только не в кладбищенской церкви!» - мелкое суеверие, не имеющее отношения ни к праздничности самого венчания, ни к благополучности дальнейшей семейной жизни.

В некоторых храмах отдельно спрашивают, нужен ли при Венчании хор. Нужен! Конечно, святости Таинства от отсутствия певчих не убавится, но в красоте потеря будет существенной.

Вопрос про фото- и видеосъёмку во время Венчания также надо уточнить заранее – её разрешают не везде, хотя ничего крамольного в ней нет. Но мы помним про то, куда ходят со своим уставом, и куда не ходят, поэтому проще сразу записываться на Венчание туда, где разрешат мелькать фотографу, если нужны венчальные фотографии.

Чинопоследование Таинства Брака: пошаговая детализация

Церковный чин бракосочетания состоит из двух отдельных частей: обручения (то есть обмена обручальными кольцами) и венчания. Первая часть – обручение - подготовительная, а вторая – собственно венчание - главная, тайносовершительная. Венчание – богослужение очень красивое и зрелищное, в том числе и потому, что жених с невестой не просто пассивно слушают молитвы, а сами являются активными участниками: обмениваются кольцами, отвечают на вопросы священника, совершают крестный ход в венцах, стараются в самом прямом смысле испить до дна общую чашу.

Обручение

Этот этап бракосочетания знаком даже тем, кто ни разу не был на Венчании, поскольку именно обмен обручальными кольцами между женихом и невестой прижился в советских ЗАГСах как центральное событие церемонии заключения брака между двумя гражданами СССР. В таком же виде перекочевала церемония в ЗАГСы РФ.

Обручение – это на самом деле отдельный обряд, в древности совершался заранее, иногда задолго до самой свадьбы. На Западе он так и остался сам по себе, трансформировавшись в современную помолвку. У нас с 18 века обручение и Венчание совершаются одновременно.

Церковное обручение – и, собственно, всё чинопоследование Венчания – начинается с того, что священник благословляет жениха и невесту зажжёнными свечами. Эти свечи – венчальные – будущие супруги должны держать в руках практически до конца службы, лишь иногда расставаясь с ними ненадолго (в таких случаях их временно можно доверить шаферам).

Затем священник выносит из алтаря освящённые обручальные кольца (они же называются перстни). По традиции кольцо жениха (которое он в процессе обмена кольцами отдает невесте, так что в итоге – после обручения - это будет кольцо жены) было золотым, кольцо невесты – серебряным.

Почему именно так? Есть несколько версий, одна из них, например, в том, что золотой перстень подчеркивает главенство мужа. Согласно другой золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом.

Взяв золотое кольцо, священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя ) рабе Божией (имя )" . При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над женихом и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и трижды крестит им невесту, произнося: "Обручается раба Божия (имя ) рабу Божию (имя ) " и ей также надевает кольцо на безымянный палец правой руки.

Итак, сначала у жениха золотой перстень, а у невесты серебряный. Затем они обмениваются кольцами три раза – то есть каждый раз дарят кольца друг другу в знак любви и далеко идущих намерений, а священник дважды возвращает кольца обратно – каждому своё – как бы говоря: «подумайте хорошенько, дело-то серьёзное!» В третий раз уже кольца остаются у новых хозяев – у жениха серебряное, у невесты золотое. Обмен кольцами символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь, высочайшую степень взаимного доверия.

Всем известно, что «обручальное кольцо – не простое украшенье». Это знак вечности, бесконечности и непрерывности брачного союза – так мы сейчас воспринимаем символику колец. Хотя есть и более практичное и приземленное толкование – его митрополит Антоний Сурожский приводит в книге «Таинство Любви»:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются , потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…” И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.» (при такой трактовке сейчас логично было бы заменить обмен кольцами на обмен сим-картами и паролями от электронной почты).

После обмена кольцами священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение обрученным. Вообще Венчание – это такое богослужение, которое полностью посвящено молитвам о двух людях: женихе и невесте. Еще время от времени упоминаются «воспитавшие их родители», но в общем и целом – всё о молодых и для молодых.

Венчание

Обрученные жених и невеста выходят на середину храма и встают на разостланный белый рушник. Прежде, чем приступить к Венчанию, которое, как и любое Таинство, не может совершаться насильно и требует добровольности участия, священник спрашивает жениха и невесту (по очереди), действительно ли они хотят и могут вступить в брак друг с другом.

Сначала задается вопрос жениху: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» (что в переводе с церковно-славянского означает «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"), на что жених должен ответить «Имам, честный отче».

Следующий вопрос звучит так: «Не обещался ли еси иной невесте?» (тут, я думаю, и переводить не надо – и так всё понятно). Если жених отвечает: «Не обещахся, честный отче », то те же два вопроса задаются и невесте. Убедившись, что и невеста не возражает против вступления в брак, священник начинает Венчание.

После молитвы о женихе и невесте наступает главный момент Таинства: выносятся венцы, и священник возлагает венец на голову жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ». Затем возлагает венец на невесту с такими же словами.

«Возлагаются» венцы или буквально – надеваются на голову и жениху, и невесте, или же шаферам приходится их держать над головами молодожёнов всё то время, пока венцы должны быть «возложенными» - а это не так уж мало! Поэтому рост и спортивная подготовка шаферов должны быть соответствующими, особенно если заранее ясно, что причёска (или шляпа, или фата) невесты не позволит надеть венец ей на голову.

Увенчанные жених и невеста благословляются трижды со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я » (в церковно-славянском языке слово «я» означает «их»). Это и есть кульминация чинопоследования венчания.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и поговорить о венцах. Христианство пришло к нам из средиземноморской страны, где была традиция наряжаться по праздникам в цветочные венки. Жених и невеста тоже в свой праздник – заключение брака – надевали такие венки. И Венчание там происходило (некоторые утверждают, что так оно и есть до сих пор – подтвердить или опровергнуть не могу) возложением на жениха не невесту цветочных венков-венцов, которые в наших снежных краях трансформировались в специальные венцы, больше похожие на царские короны, чем на венки из цветов.

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют несколько символических значений. В первую очередь это Царские венцы: жених и невеста становятся друг для друга (и для своих будущих детей) царем и царицей, возглавляя новую ячейку общества.

Другое символическое значение венцов не такое радостное, но не менее важное: это м ученические венцы, символизирующие не-безоблачность семейной жизни, где каждому из супругов придется проявить немалое терпение, смирение и любовь. «Претерпевший же до конца - спасётся».

Как и на любом другом богослужении, на Венчании читаются Евангелие и Апостол на церковно-славянском языке. Это два фрагмента из Библии, посвященные браку и семейной жизни: из послания Апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стихи с 20 по 33) и из Евангелия от Иоанна (глава 2, стихи с 1 по 11). В Евангелии рассказывается о самом первом чуде, совершенном Иисусом Христом – превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в послании Апостола Павла – о взаимоотношениях мужа и жены.

После молитвы о брачующихся, где им испрашивается мир и единодушие вплоть до «маститой старости», и пения «Отче наш» священник выносит чашу вина (обычно это церковный корец – маленький специальный ковшик). Жених и невеста трижды по очереди испивают из этой чаши. Начинае - опять же – жених, поэтому всё, что после третьего раза останется, придется допивать невесте – чаша должна быть выпита до дна.

Символика общей чаши столь же богата и красива, как символика венцов и обручальных колец. В самом широком смысле – это чаша общей жизни и судьбы, теперь одной на двоих, которая должна быть испита супругами до дна, со всеми её радостями и бедами (и все, что по каким-то причинам недопил один из них, придётся расхлёбывать другому). В контексте только что прочитанного Евангелия чаша с вином является напоминанием о том, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской. В исторической же ретроспективе она символизирует евхаристическую чащу – то есть ту, из которой христиане причащаются во время Литургии. Это неудивительно – Венчание как отдельное Таинство сложилось достаточно поздно – в девятом веке. До этого жених и невеста начинали совместную жизнь с благословения и совместного Причастия - бракосочетание совершалось во время Литургии.

После того, как невеста справится с остатками вина и осушит общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных и покрывает их епитрахилью, как бы связывая перед Богом. С этого начинается торжественное шествие вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие, символизирующее жизненный путь новой семьи, в центре которого должно быть Слово Божие.

Во время троекратного обхождения аналоя поются три тропаря. Первый из них: «Исаия, ликуй...» - радостный, в нём напоминается о Божественном благословении чадорождения и о том, что Богородица является покровительницей брака.

Второй - «Святии мученицы...» - более минорный, он как бы отсылает нас к одному из толкований венцов и венчания – венчаются не только на царство, но и на мученичество, на подвиг. Подвиг семейной жизни будет трудным – простых и лёгких браков не бывает, но он может быть победным, как был победным подвиг мучеников.

В третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как надежда и помощь мужу и жене во всех обстоятельствах их жизни.

После этого маленького крестного хода (замечу в скобках, что в шествии участвуют только священник и молодожены, если венцы на них надеты; если же венцы всё это время держат шаферы, то придётся и им тоже троекратно обходить аналой вместе с брачующимися) венцы снимаются.

По принятой сегодня практике сразу же после заключительных молитв венчания читается молитва на разрешение венцов «в восьмой день». В названии этой разрешительной молитвы запечатлена стародавняя традиция: когда-то Таинство Брака совершалось как бы во времени: после венчания молодые еще целую неделю ходили в церковь в брачных нарядах и носили те самые цветочные венки-венцы (фактически свадьба праздновалась семь дней – как Пасха!). Традиция эта со временем отмерла, а название до сих пор осталось.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, где благословляет их венчальными иконами (во время богослужения иконы находятся в алтаре). Заключительный аккорд праздника – массовое поздравление молодоженов с вручением цветов и подарков и неизменным исполнением «многолетия».

Дресс-код и фейс-контроль

Кого можно пригласить на Венчание в качестве гостей? Всех, кого хочется жениху и невесте! Слухи о том, что кто-то из родственников новобрачных (родители, крёстные, дети-внуки) не может присутствовать на Венчании, никакой почвы под собой не имеют. Для бабушек в храмах есть скамейки, хотя обычно все про них забывают.

Иногда возникает вопрос, что надевать невесте, особенно если Венчание происходит значительно позже регистрации брака и всех свадебных торжеств. В этом случае белое свадебное платье вовсе не обязательно, хотя совершенно точно невеста (как и все остальные пришедшие дамы) должна быть НЕ в брюках и с покрытой головой (фата, шляпа, платок и так далее – выбор огромен). Так же в храм не принято ходить в мини и с открытыми плечами. Ну и обувь выбираем так, чтобы в ней можно было долго стоять без ущерба для здоровья.

Церковно-канонические препятствия к Венчанию

1. Препятствием к Венчанию является близкая степень родства жениха и невесты, как кровного (вплоть до четвертой степени) так и некровного (например, два брата не могут взять в жёны двух сестёр).

2. Венчание невозможно, если кто-то из будущих супругов не крёщен или объявляет себя атеистом. В некоторых случаях возможно венчание с христианами других конфессий. Вот что написано на эту тему в «Основах социальной концепции РПЦ»:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.»

3. Не допустимо заключение брака с человеком, фактически состоящем в браке с другим лицом (по этой причине перед Венчание просят предъявить паспорта или свидетельство о браке).

4. Препятствием является и духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крёстными родителями и крестниками. По этому поводу можно вспомнить поучительный эпизод из жития святой равноапостольной княгини Ольги, которая приехала в Константинополь креститься и неожиданно получила предложение руки и сердца от греческого царя-императора. Повторное замужество в её планы не входило, но и ссориться с императором, обижая его отказом, было опасно. Тогда Ольга сказала: «Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о супружестве, ибо не велено не крещеной жене сочетаться с христианским мужем». А перед самым Крещением Ольга попросила, чтобы сам царь стал её крёстным. Польщенный царь согласился, а когда через некоторое время он повторно завел речь о свадьбе, Ольга возмутилась: «Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь!» Расстались они в хороших отношениях, но не женатыми.

5. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Как говорится, последняя у попа жена, и та попадья.

6. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

7. Временным препятствием к участию женщин в любых церковных Таинствах – в том числе и Венчании – являются «критические дни» и первые сорок дней после родов.

А вот беременность никаких ограничений для участия в церковных таинствах – в том числе и Таинстве Венчания – не накладывает. Разве только беременной невесте будет тяжеловато стоять во время Венчания (гости могут и присесть в таком случае, а вот невесте и свидетельнице надо реально оценивать свои силы).

Вместо заключения

В Венчальном евангельском чтении рассказывается о чуде в Кане Галилейской – самом первом чуде Христа, вышедшего на проповедь, совершенном именно на свадьбе. Этот сюжет наполнен удивительной и прекрасной символикой. Вино здесь - символ любви. Обычное вино, как и обычная человеческая любовь, может оскудеть. Иногда её не хватает для брака, и это становится настоящей трагедией. Но в жизни всегда есть место чуду: Господь может создать новое вино, новую любовь, которой будет так много, что уже никогда не случится в ней недостачи, и которая будет такой, как описывал Апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13, 4–8)