Конспект образовательной деятельности "что значат наши имена". Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена Конспект занятия имя старшей группе

Методическая разработка.
Предмет: Окружающий мир
Класс ­3
УМК « Школа 21 века»
Учитель: Братанова Тамара Александровна,
МБОУ « Ташебинская НОШ» Республика Хакасия
Тема урока: Имя, отчество, фамилия.
Цели и задачи:
 познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий,
со значением имени для человека.
 развивать познавательные и творческие способности детей,
 формировать чувство сопричастности и позитивного
психологического микроклимата в группах;
 воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё
имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и
обычаям народа.
Тип урока:
 комбинированный,
Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание
ситуации успеха, игра.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения,
ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.
Оборудование:
1. Конспект урока, презентация.
2. Компьютер
3. Сообщения детей.
4. Карточки с заданиями.
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся получат более широкое представление об истории
образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения,
словарный запас, повысят самооценку.
Формирование УУД
Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текста;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение устанавливать аналогии;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.
Личностные УУД:
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие
для всех людей правила;
формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой
поступок совершить.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке;
формируем умение определять успешность своего задания в диалоге
с учителем.
1. Организационный момент (учитель).
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
Улыбнулись друг другу и нашим гостям.
2 Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Я хочу начать урок со стихотворения Юрия Благова. Вы
внимательно слушаете и подумайте о чём пойдет речь на
сегодняшнем уроке.?
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
­ назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
­ О чём спорили родители?
­Какие имена предлагали?
­На каком имени остановились?
­ Почему было выбрано это имя? _ (варианты ответов)
К концу урока мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
2. Новый материал.
­Как вы думаете какая тема нашего урока?
Имена
Мы живём в мире имён.
Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,
Имя как сладостный дар, от родных своих получает...
Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт
Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек
приходит в этот мир, его нарекают каким­либо именем.
­ Как вы думаете, что такое имя?
Ответы уч­ся.
А вот как объясняет нам это толковый словарь.
В современном толковом словаре русского языка (чтение из
словаря)

Имя ­ наименование человека, даваемое ему при рождении и
отличающее его от других.
Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с
историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются,
исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и
понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому
прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские
имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось
человеку как примета, по которой его можно было выделить из
семьи и рода.
В одних случаях человек характеризовался по внешним
признакам или характеру, в других ­ по положению в семье, по
отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место
рождения, или вообще по сходству с каким­либо животным.
Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы
и определить, как получились эти имена.
Дети группируют на доске карточки с именами.
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. (Внешность человека)
Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)
Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
­ Ребята, на что похожи эти имена?
Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и
больше напоминают клички и прозвища. А как вы думаете, что же
произошло и почему современные русские имена совершенно
другие?
(Дети высказывают предположения.)
­Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю
Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.
­Кто может сказать, какое знаменательное событие
произошло на Руси в то время?
(Дети говорят о крещении Руси.)
До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих
богов: бога ветра, солнца, земли и т.д. Словом, люди видели богов
во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену
многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

­ А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения,
обращения в христианскую веру? Обряд крещения состоял в том,
что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они
трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и
старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские
священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так,
Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и
Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из
других языков европейских и восточных народов.
2.2 Работа с новой информацией
Наиболее популярными именами, которые родители дали
своим детям в 2015 году:
Среди мужских имен в России
традиционно лидирует имя Александр. На втором месте Максим,
затем идут Артем, Михаил, Даниил, Иван, Дмитрий, Кирилл,
Андрей и Егор.
Самыми популярными именами у новорожденных девочек стали
Софья и София. А имена Мария и Марья, которые считаются
самыми распространенными, в 2015 году заняли лишь второе
место. Следом идут Анна, Анастасия, Виктория, Елизавета,
Полина, Алиса, Дарья и Александра.
Редкие имена: Доброслав, Владамир, Святозар, Амелия, Евдокия,
Любава, Прасковья, Аксиния, Индира, Чеслава.
Итак, наши имена в основном греческого и римского
происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

2.3 Физминутка.
­Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для
этого выполним следующее задание.
Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя ­
присядьте, а если женское ­ руки поднимите вверх.
(Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Лена, Женя)
2.4 Выполнение задания на карточках.

1) ­ Перед вами карточки, на которых написаны полные и
сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина,
Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван)
­ Какое имя осталось без пары? (Нина)
­ Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.
2) Следующее задание ­ распределите имена на два столбика: имена
мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша)
Какие имен вы записали в оба столбика? (Женя, Валя, Саша)
Офтольмологическая физминутка для глаз.(Лови снежинку)
2.5Индивидуальная работа по заполнению своей ромашки:
1.На листах информация о значении имён. Прочти значение своего
имени.
2. На каждом лепестке напишите свое имя так, как называют вас
мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, а на последнем
лепестке так, как вы бы хотели, чтобы вас называли.
3. Защита своих работ. Оценивание и комментирование оценок.
Почему же в стихотворении мальчику дали имя Пётр?
2.5 Коллективная работа
­ А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь
Тань"
В первом классе восемь Тань ­
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: "Таня, встань!"
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...
­Как называют людей с одинаковым именем?
_Тёзка.
­Как же можно различить этих девочек­тёзок? (По фамилии)
­Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но
фамилию, которую носят члены его семьи.

Слово "фамилия" на латинском языке означает
"семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к
детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и
рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
­ Вот как об этом писал поэт Граудин.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва­деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаку Воинов ходил
Стрельцов сражался тоже.
***
­ Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько
предположений.)
Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также
образовались фамилии. Одни ­ от названия профессий, а другие...
Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли
некоторые фамилии.

2.5 Работа в группах
Класс делится на группы, и каждая группа получает список
фамилий.
1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский,
Рязанцев.
(От места проживания)
2 группа: Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов.
(От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или
характер).
3 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин.
(По названиям животных и растений)
4 группа: Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От
отчества)
5 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников,
Купцов, Солдатов. (От рода деятельности)
6 группа: Вознесенский, Рождественский, Успенский,
Воздвиженский.
(Служители церкви получали свои фамилии от названий
церковных праздников или тех храмов, где они служили.)
­ А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям?
Почему?
­ Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища?
­ Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные
имена и фамилии­ псевдонимы? Для чего?(Журналисты,
писатели, певцы, политики Например, Корней Чуковский -
оа Даниил Хармс - Даниил
Никол й Вас льевич Корнейчук в,
Иванович Ювачёв, Ленин - Владимир Ильич Ульянов)
иа
аа
3. Подведение итогов.
­ Соберите пословицу. Коллективно у доски.(Слова расклеены по
всему классу)

Красит, не имя, а, человека, имя, человек
Не имя красит человека, а человек имя.
Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши
имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас
зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что
каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с
чем­то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали
разные люди в разные времена.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и
знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей
страны.
­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?
­ Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?
­ Что больше всего вам запомнилось?
4.К вам на парты приземлился безликий инопланетянин,
раскрасьте его по вашему настроению и придумайте ему имя жителя
22 века
5.Оценка учителя
Спасибо за урок!
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ текста учебника, придумать историю о том,
как возникли фамилии
Пескарёв, Печников, Веселов или своя фамилия (на выбор).
2.6 Работа с учебником. (с.41­42)
­ Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и
поговорим о былинных героях.
Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". ­ Как зовут
богатырей?
­ Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие
фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев,
Попов)

­ А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?
Послушайте слова былины и ответ прояснится.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается...
­ Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")
­ Как вы думаете, зачем современному человеку отчество?

Цель: помочь детям в познании и принятии собственного имени.

Задачи:

  1. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.
  2. Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени.
  3. Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
  4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, 3 ключа, замок, рисунок с тенью одного ключа, солнышко грустное и веселое, лучи с начальной буквой имени, символ “право на имя”, клубочек, кукла Правик, книжки – сказки, нестандартное оборудование, карточка, на которой написаны имена, конверты с заданиями.

Предварительная работа: украшение начальной буквы имени, беседа разговор “Как обращаться вежливо друг к другу”, “Что обозначают наши имена”.

Словарная работа:Конвенция”, “Право”, “ Право на имя”.

Дети заходят и садятся на коврик.

– Ребятки, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Таня, Вася, Коля, Миша.

– Что обозначают эти слова? (имена)

– А у вас есть имя?

– Кто дал вам имя? (родители)

Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

– А когда дают ребенку имя? (когда рождается)

– Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

– Одно из этих прав – право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется “Конвенция о правах ребенка”. Это очень важный документ. Здесь записано: ст.7 Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.

– Значит какое есть у вас право? (право на имя)

– Вот об этом праве мы сегодня поговорим. А поможет мне наш Правик. А где же он? Куда мог уйти?

(Звучит аудиозапись)

“Ха-ха-ха! Потеряли Правика? Не укараулили своего верного друга? Так вам и надо! Решили узнать о своих правах? Стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела делаете. Мне это не нравится, поэтому вашего друга я закрыла в спальню. Пусть там сидит, может без него, вы снова станете плохими, как я! Ну, а если все-таки он вам нужен, то пройдите испытания на моих полянках. Если мне ваши ответы понравятся, то получите ключи. Соберите 3 ключа. Один из них подойдет к замку. Пока, пока, Шапокляк”.

– Вы, ребятки, поняли, где наш Правик? (высказывания детей)

– Что же будем делать? (спасать Правика)

– Вы запомнили, что необходимо сделать, чтобы спасти Правика? (дети воспроизводят услышанное).

– Тогда вперед! (идем с песней “Если с другом вышел путь”)

– А вот и первая полянка. Присаживайтесь. Что же приготовила нам Шапокляк? (открываю конверт и читаю вопросы)

  1. У вас у всех есть имя. А для чего оно вам?
  2. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит.

(Дети называют значение своего имени).

Аня – благодать, милостивая; Лиза – Божья помощь; Юля – июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; Даниил – мой Бог судья; Егор – земледелец; Петя – камень; Антон – вступающий в бой; Ваня – милость Божья; Кирилл – маленький господин и т. д.

Молодцы, как думаете, мы заработали первый ключик? (да)

– Вот мы дошли до второй поляны. На этой поляне Шапокляк приготовила два задания: одно трудное, а другое чуть – чуть полегче. Подумайте, кто какое задание будет делать:

  1. Трудное – составить из частей картинку, угадать какое это произведение и назвать имя главного героя.
  2. Полегче – по обложкам книг узнать название произведения и назвать имена героев.

Взаимопроверка выполненных заданий. Молодцы, и с этим заданием справились, получайте второй ключ.

– А чтобы добраться до 3 поляны , нам необходимо пройти через препятствие – широкий ров. Как нам это лучше сделать, ведь не все дети смогут перепрыгнут через ров? (решение проблемной ситуации) (Один ребенок перепрыгивает через ров, кладет через него доску, которая лежит на другом берегу, и все дети переходят по доске на другую сторону). Молодцы, какие вы дружные дети!

– Ребятки, на полянку заглянуло солнышко, но оно очень грустное. Как, вы думаете, почему? (ответы-предположения детей)

– Солнышко сказало мне, что оно не может запомнить имена детей из нашей группы, поэтому оно грустное, а если бы у меня были лучики с вашей буквой имени, то стало бы веселей.

– А вы хотите, чтобы оно было всегда веселое? Давайте подарим солнышку лучики с начальной буквой нашего имени. (выкладывают лучи к солнышку, переворачиваю солнышко с веселым лицом).

– Какое стало солнышко? (дети называют прилагательные)

– Теперь солнышко будет к нам заглядывать чаще, оно очень обрадовалось и подарило вам такой золотой клубочек. Он откроет вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (да)

Игра “Клубочек”

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Солнечный клубок мы размотали,
Тянется к нам солнечная нить.
Хорошо, что можно,
Хорошо, что можно
Каждому по солнцу подарить!
Каждому по солнцу подарить!

– Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

  • Не дразниться;
  • Не придумывать клички;
  • Обращаться друг к другу вежливо, ласково;
  • К взрослым обращаться по имени, отчеству;
  • Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения. Молодцы, получайте еще ключик.

– Сколько ключей собрали? Сколько надо было? Чтобы быстрее открыть замок, у вас есть подсказка-тень ключа, который подойдет к замку. (дети находят по тени ключ и открывают замок, находят Правика)

– Какое доброе дело сделали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? Правик вам приготовил конверт. Хотите посмотреть, что там? (смотрят) в конверте лежат картинки с цветами.

Каждому имени подходит определенный цветок. Хотите узнать, какие цветы подходят к вашему имени? Об этом поговорим на следующем занятии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 п.Горноуральский

Подготовила и провела воспитатель 1 кв.категории Иванова Елена Александровна

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

« Наши имена и фамилии»

Цель : дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Ход:

    Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад.
    Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей?
    (По внешнему виду, по одежде, по имени)

    У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля? Я Саша. Я Катя. Я Дима.) Как красиво звучат ваши имена!

    Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка?
    Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские,
    девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вы
    растешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрос лым, ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать, по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши ро дители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надю ша, Наденька и т. д.) .

У каждого, имени есть своя древняя история. Существует словарь рус ских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозна чает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, роди тели тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.

Людмила (милая людям)

Владимир (борец за мир)

Береги свое имя с молоду!

Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.

- Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Пав
лика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?

- Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждо го было имя, чтобы различить друг друга. Но людей становилось все больше
и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаро вы, в селе Веселушки жили Веселовы.

Придумывали фамилий и по профессиям, У кузнеца фамилия Кузне цов, у столяра - Столяров, у плотника – Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д. Фамилии исстари переходят от отца.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку
исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий лич ность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое приду
мают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от
отца.

    Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)

    У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут
    уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Алек сандровна и т.д.

Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважитель но. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дру желюбно.

- Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у
каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)

Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразните их, при думывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит чело века, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые зна ют все.

Александр – великий поэт А. Пушкин.

Валентина – первая женщина – космонавт В. Терешкова.

Петр – государь русской земли Петр I

Владимир – великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.

Вы вырастете, и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.

Конспект внеклассного мероприятия

Тайна имени

Кучеренко Елена Александровна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ гимназия №399
Красносельского района Санкт-Петербурга

Работа предназначена воспитателям группы продлённого дня, учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий. Занятие проходит в форме игры.

Цель: познакомить с историей происхождения имён, их значением.

Ход занятия

Дети встают в круг и проводят приветствие «Солнышко» под музыку (можно выбрать любую спокойную мелодию) и рассаживаются по группам за столы.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что они обозначают? Предположите.

Первак, Вторак,Чернавка.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Прочитайте текст.

Жили -были мужик да баба. Родился у них первый сын. Назвали они его -Первак. Потом второй - Вторак. Через несколько лет появилась на свет доченька. Назвали они её Чернавка. Волосы у неё были чёрные, как смола. Жили они дружно, помогали друг другу.

Воспитатель: Догадались? Что обозначают слова написанные на доске? (имена людей). Как поняли, почему на Руси так давали людям такие имена?

Раньше на Руси давали числовые имена, иногда по внешнему виду, по характеру-Добр, Смел, имена по году времени - Зим, Мороз.

Позже в истории русских имён было время, когда их выбирали по церковным святцам.

Воспитатель: Определите тему занятия? Что хотите узнать?

Поставьте цель.

Тема: Тайна имени.

Цель: узнать о происхождении разных имён.

Воспитатель: Нет ни одного человека на земле безымянным. У каждого своё имя. Сегодня будем играть в группах. Вспомните правила групповой работы.

Воспитатель: Игра начинается.

1 задание. Многие герои сказок имеют непростые имена. Угадайте их и объясните, почему их так назвали?

1команда.

В чашечке тюльпана на зелёном листке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего на один дюйм. Как зовут эту девочку? (Дюёмовочка)

2 команда.

Девочка, беленькая как снежок, и кругленькая, как коиок, говорит старикам:»Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена». Как зовут эту девочку? (Снегурочка)

Воспитатель: Какие ещё говорящие имена литературных героев знаете?

Воспитатель: Когда дети маленькие их называют сокращёнными именами, а вырастают полными.

2задание.

Подберите полные имена.

1 команда. 2команда.

Митя- Оля-

Петя- Витя-

Марина- Максим-

Воспитатель: У всех имён изменилось полное имя? С какой буквы написали пару имён?

3 задание.

Воспитатель: Называют ли вас родители ласковыми именами?

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка.

Побежали в лавочку и купили прянички.

Воспитатель: Как по разному в отрывке называли девочку? Можно утверждать, что это одно имя, но сказано по разному, ласково?

А умеете вы называть своих друзей по разному? Кто больше подберёт имён по разному?

1 команда.

Татьяна (Танечка, Танюша, Танюха, Тата, Танюсенька т.д)

2 команда.

Василий(Васятка, Васенька, Васятушка, Васечка, Васянька и т.д.)

4 задание.

Воспитатель: На уроках русского языка вы изучили правило написание имён. Вспомните его. Где нужна большая буква? Выберите.

1 команда.

Собирала (М,м)аргаритка (М,м) маргартики на горе.

На виду честного (Л,л)юда трусит с горки ехать (Л,л)юда.

2 команда.

(П,п)оля убежала с (П,п)оля и встретила (С,с)ерёжку, который нашёл её (С,с)ерёжку. А у (С, с) ани с горки сами мчаться (С, с) ани.

Воспитатель: Как красивы наши имена. Но, нередко в нашей жизни мы используем не имена, а "клички". И они нам не всегда приятны и даже иногда унижают человека.

Но, ещё в старину люди на Руси придумывали шутилки-дразнилки.

Подготовленные ученики читают.

Андрей-воробей, Мишка-еловая шишка,

Не гоняй голубей, Сергей-воробей.

Голуби бояться, Лев,Лёвка,

На крышу не садятся. Умная головка.

Воспитатель: Задумывались вы над тем, откуда пришли ваши имена и что они обозначают. Хотите узнать.

Каждый ребёнок получает конверт, где написано, из какого языка мира пришло его имя и что оно обозначает.

Воспитатель: Подошла к концу наша игра. Интересно вам было? Что нового узнали? Добились цели, которую ставили перед игрой. Что хотите ещё узнать об именах?

Прожить без дружбы можно,

Но только очень сложно.

Вокруг тоска и скука,

Когда нет рядом друга.

Тогда так одиноко

И на душе тревога…

Поэтому желаю всем

Побольше истинных друзей.

Воспитатель: Молодцы!

Программное содержание:

  • Формировать у детей элементарные представления о правах.
  • Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
  • Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» - знакомство с происхождением имён.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
  • Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
  • Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Кукла Домовёнок Кузя.
Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, классической музыки, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, цветы на картоне и фломастеры на каждого ребёнка, «полянка» на большом листе бумаги, воздушный шар.

Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент – приход куклы Домовёнка Кузи. Загадывание загадки.
2. Организационный момент- игра «Ласковое имя».
3. Рассматривание глобуса.
4.Слушание плача маленького ребёнка.
5.Игра «Расшифруй имя».
6. Игра «Назови по-взрослому».
7. Д/ упражнение «Объясни значение имени.
8. Чтение стихотворения про Машу.
9. Физминутка.
10. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
11. Чтение отрывков из былины.
12. Вопросы и ответы.
13. Чтение стихотворения «8 Тань».
14. Игра «Назови родственное имя».
15. Беседа «Фамилия – что это?»
16. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».
17. Игра «Посади цветок».
18. Игра «Шарик лети»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте дети:

Воспитатель:

Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я, Домовенок Кузя, а ты кто?

Игра «Ласковое имя»

Воспитатель:

Добрый день, дети
Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.

Воспитатель показывает глобус: что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет?

Дети: Маленький ребёнок.

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики: розовый и синий.

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Домовенок Кузя загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Домовёнок Кузя.

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Игра «Расшифруй слово»

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и выложите их из палочек.

(Дети выкладывают свои имена).

Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».

Саша – Александр – мужественный, защитник.
Алёша – Алексей – помощник, защитник.
Витя – Виктор – победитель
Кирилл – Солнечный, господин, владыка.
Жора – Георгий – земледелец.
Гриша – Григорий – бодрствующий, не спящий.
Марат – Лидер
Эльмир – красивый
Лия – Антилопа
Ильмира – красивая
Данис – знание

Физминутка

В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали ?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?

Дети: Илья.

Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает ?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Показывает на Кота) .

Дети: Кот.

Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.

(Дети называют отчество)

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт) . В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
На столах лежат цветочки. Напишите на них свои фамилии и имена и посадите на лесную полянку, чтобы Кузя мог полюбоваться ими и вспомнить о нашей встрече.

(Дети пишут имена и прицепляют цветы на полянку).

Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Машенька» в нём живут такие дружные ребята.

Литература :

  1. М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».
  2. Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.
  3. Журнал «Начальная школа».