Игорь Борисович Чубайс: биография. Игорь Чубайс: никакой победы Кремля над Украиной не будет Братья чубайсы кто они

Игорь Чубайс.

Я все ждал-ждал,когда же везде и гордо называющий себя «историком» А. Дюков наконец выскажется о чём-либо после переезда своего фонда в новый офис, - как он сам же пишет: «поближе к Кремлю», т.е. поближе к его же, Дюкова, кормушке, разумеется. Сомневаться в том, что в нынешних условиях без прямой или опосредованной финансовой поддержки властей какой-то не слишком известный «исторический фонд» может себе позволить вдруг получить целый офис в центре столицы, могут уж только очень наивные люди. Но не будем слишком отвлекаться от темы. На этот раз объектом новых хамских нападок Дюкова стал социологи философ Игорь Борисович Чубайс, то есть старший брат того самого рыжего Чубайса… Игорь Борисович дал развернутое интервью радио «Комсомольской правды», - того самого радио, которому охотно дает интервью и сам Дюков. Например, новообращенному сталинисту Анатолию Вассерману, над псевдоисторическими изысками которого уже не один год потешается весь Интернет, - однако, разоблачительская мания Дюкова носит узко-направленный и избирательный характер и не распространяется на его, так сказать, «товарищей по оружию».

Вот место из выступления И.Б.Чубайса, которое так возмутило Александра Рашидеовича своей предполагаемой нелепостью. Оно было процитировано им в блоге с выразительной характеристикой «нереальный бред », а также «невероятное что-то»:

«Степан Бандера очень был уважаем Че Геварой, они вступили в переписку. Фидель Кастро вместе в Че Геварой, со своими друзьями в декабре 56-го года высадился на Кубе. Он шел из Мексики на шхуне на Кубу. На эту шхуну был приглашен Бандера, но он не успел, потому что было сложно переехать все границы. И Бандера был постоянно в переписке. И Гевара говорит, что он никогда бы не взял гарнизон Санта-Клара (это один из крупных кубинских городов). Он маленькой группой атаковал и взял город Санта-Клара без подсказок Степана Бандеры. И Степан Бандера вместе со своими командирами в Германии собирались, прорабатывали эту операцию и передавали Че, как действовать. И Фидель Кастро сказал, что без помощи украинских повстанцев они бы дальше Сьерра-Маэстра не пошли.

Огромное количество документов про Бандеру, про Шушкевича и…

Хочу сказать еще одну деталь, которая кажется мне любопытной. Когда кубинские революционеры вошли в Гавану, Че Гевара предлагал сделать украинский язык вторым государственным языком Кубы. Он пригласил Бандеру на Кубу. И именно поэтому в 59-м году наш агент убил Бандеру в Мюнхене, потому что Хрущев понимал, что Куба может повернуть не в ту сторону».

http:// www. kp. ru/ radio/ stenography/47142/ .

Читателю вообще-то сразу следовало пояснить, что уважаемый И.Б. не является историком, историческими исследованиями не занимается и никогда ими не занимался. Разумеется, он говорит в том числе (и не только в этом, но и в других своих выступлениях) вещи, исторически необоснованные и несостоятельные. Именно дело профессионалов-историков, с опорой на источники и исследования, тактично указывать такому автору на какие-то возникающие от незнания им исторической методологии неправильности и ошибки, а не бросаться с ходу его шельмовать. К И. Чубайсу, как историософу, основная претензия может быть выдвинута в том, что он, бывает, идеализирует старую, дореволюционную Россию, в тот же время аргументировано и жестко критикуя «красный проект».Но его авторитет как философа и социолога сомнений не вызывает, и в полемике с ним неуважительный тон абсолютно не допустим.

Что же произошло в разбираемом случае? Дюкову достаточно было немного «погуглить», чтобы понять, что Чубайс в этом сюжете не излагал какие-то свои фантазии, а только пересказал статью некоей Александры Юрьевны Шелковенко, позиционирующей себя как «писательница и политик», «Че Гевара и Степан Бандера: правда и вымыслы».

Нет сомнений, что статья Шелковенко - "фейк", при том топорный, и ссылки в ней - липовые, не надо быть "семи пядей во лбу", чтобы это понять - имена Че и Бандеры не совместимы, и Игорь Чубайс,так сказать, "попался на приманку" (почему так получилось, объясню в следующий раз), но всегда важна корректность в полемике.

И́горь Бори́сович Чуба́йс (род. 26 апреля 1947, Берлин) - российский философ и социолог, доктор философских наукстарший брат анатолия чубайса. Автор многих научных и публицистических работ. Инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «россиеведение». Декан первого в России факультета россиеведения в Институте социальных наук. Член правления Союза литераторов России.
Биография

Родился 26 апреля 1947 года в Берлине. Отец - Борис Матвеевич Чубайс (15 февраля 1918 года - 9 октября 2000 года) - участник Великой Отечественной войны, полковник, после выхода на пенсию преподаватель марксизма-ленинизма Ленинградского горного института. Мать - Раиса Ефимовна Сагал (15 сентября 1918 года - 7 сентября 2004). После окончания войны Борис Чубайс вместе с женой некоторое время жили в побеждённой Германии. Потом дивизию, где служил отец Игоря, расквартировали в Лядищах (Борисов). Там родился его младший брат - Анатолий Борисович Чубайс. В начале 1960-х семья переехала из Борисова в Одессу.

В 1972 году окончил философский факультет Ленинградского государственного университета.

Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии академии наук СССР в Москве, после предупреждения о невозможности обучения беспартийных.

В 1978 году закончил аспирантуру Института социологии, защитил кандидатскую диссертацию о польской социологии телевидения.

С 1980 по 1997 - доцент кафедры философии ГИТИСа.(попробовал бы он тогда сказать про "не было блокады"-тут же бы карьера и закончилась в дурке)

В 1987-1990 годах был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В 1988-1990 годах являлся членом Московского Народного фронта. В 1989 году был исключён из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».
В 1990 году Игорь Борисович стал «отцом-основателем» Демократической платформы в КПСС, а затем (после недолгого пребывания в Республиканской партии) входил в бюро Политсовета Народной партии России.
В марте 1990 года баллотировался в депутаты Моссовета, но проиграл.
Весной-летом 1991 года присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий «Демократическая Москва» и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства «Демократической России».

Главный редактор журнала (альманаха) «Новые вехи».
В 2000 году защитил докторскую диссертацию по проблеме новой российской идеи и идентичности.
В 2006-2007 годах - ведущий программ радио «Говорит Москва»
Активный член созданного в декабре 2006 года Фонда «Возвращение»
В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». С 2010 года ведущий нескольких радиопередач на радиостанции Русская служба новостей.
Ведет программу «Время Ч» на Радио Комсомольская правда.

В настоящее время:
директор Межвузовского центра по изучению России в составе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
декан факультета россиеведения Института социальных наук.
член редколлегии журнала «Посев».

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Востоке Украины» .Оригинал взят у asteroid_belt в Игорь Чубайс: Блокады Ленинграда не было

Сегодня все мы отмечаем 72-ю годовщину окончательного снятия блокады Ленинграда. Но, некоторым, судя по всему, неймётся к памятной дате высказать своё альтернативное мнение. Например, вчера 26 января Игорь Чубайс в эфире передачи "Отношение к истории России" на радио "Говорит Москва" заявил следующее.


Игорь Чубайс : - ...например, Виктор Правдюк, допустим, который показал, что никакой блокады не было ...
Армен Гаспарян : - Совсем?
Игорь Чубайс : - Не было блокады Ленинграда, была осада. Это - разные вещи , чтобы Вы знали, понимаете? Вот блокады Ленинграда не было.

Вот сама передача, все могут оценить сами - где-то с шестой минуты начиная .

Далее Гаспарян интересуется, осознаёт ли Чубайс, что упомянутый историк противоречит не только большинству других историков, но даже ставке Гитлера, в приказах которого фигурирует как раз слово "блокада". Чубайса, понятное дело, ничего не смущает. Раз в Ленинград можно было проехать по "Дороге Жизни", то это никакая и не блокада, считает Игорь Борисович.

Произведём неожиданное для Игоря Борисовича действие - откроем какой-нибудь словарь!

В —1990 годах был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В —1990 годах являлся членом Московского Народного фронта. В 1989 году был исключён из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».

В 1990 году Игорь Борисович стал «отцом-основателем» Демократической платформы в КПСС, а затем (после недолгого пребывания в Республиканской партии) входил в бюро Политсовета Народной партии России.

В марте 1990 года баллотировался в депутаты Моссовета , но проиграл

И́горь Бори́сович Чуба́йс (род. 26 апреля , Берлин) - российский философ и социолог, доктор философских наук. Автор многих научных и публицистических работ. Инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «россиеведение». Декан первого в России факультета россиеведения в Институте социальных наук. Член правления Союза литераторов России.

Биография

Весной-летом 1991 года присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий «Демократическая Москва» и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства «Демократической России ».

Главный редактор журнала (альманаха) «Новые вехи ».

Активный член созданного в декабре 2006 года Фонда «Возвращение» .

В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти ».

С 2010 года ведущий нескольких радиопередач на радиостанции Русская служба новостей .

Ведет программу «Время Ч» на Радио Комсомольская правда .

В настоящее время:

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Востоке Украины» .

Семья

Женат. Дочь окончила юридический факультет Института экономики и права .

Библиография

  • «От Русской идеи - к идее новой России» ()
  • «Россия в поисках себя» ()
  • Учебник «Отечествоведение», , вместе с группой сотрудников
  • «Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами», Москва: АиФ Принт, Столица-Принт, 2005 ISBN 5-94736-074-8 , 5-98132-071-0. Награждена премией «Словесность» Союза литераторов РФ.

Цитаты

Напишите отзыв о статье "Чубайс, Игорь Борисович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чубайс, Игорь Борисович

Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l"armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.
– Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом.
Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт.
Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.

(р. 26.04.1947) - спец. в обл. диалектики, социол., филос. России; канд. филос. наук, доц. Род. в Берлине.

В 1972 окончил филос. ф-т ЛГУ. Преподавал филос. в Ленингр. высшем художеств.-промышленном училище им. Мухиной.

В 1978 окончил асп. ИСИ АН СССР. С 1978 по 1980 - мл. н. с. этого ин-та, с 1980 по 1997 - ст. преп., доц. кафедры филос. ГИТИСа.

С 1997 - доц. кафедры соц. филос. Росс. ун-та дружбы народов.

С 1998 - директор Межвузовского центра по изучению России, гл. ред. ж. "Новые Вехи". Канд. дисс. - "Воздействие телевидения на формирование общественного мнения.

На материалах ПНР и СССР" (1979). С 1980 занимался проблемами диалектики.

В 1984 написал кн. "Курс лекций по диалектике", к-рая вышла через шесть лет в изд-ве "Прогресс" на англ. яз. В кн., как утверждает Ч., он стремился быть свободным от идеологии, материал излагался в форме диалога, законы и категории диалектики раскрывались на материале искусства и литературы.

Ч. занимается проблемами россиеведения.

Соч.: Курс лекций по философии марксизма (диалектический материализм). (Депонир.). М., 1987; Диалектический материализм, (на англ. яз.) М., 1990; Россия в поисках себя. М., 1998. Чубайс, Игорь Борисович Директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов (г. Москва); родился 26 апреля 1947 г.; образование - высшее, кандидат философских наук; работал доцентом кафедры философии Российской Академии театрального искусства (ранее - ГИТИС); в 1987-1990 годах был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений "Перестройка" и "Перестройка-88"; в 1988-1990 годах являлся членом Московского Народного фронта; стал "отцом-основателем" Демократической платформы в КПСС (1990), а затем (после недолгого пребывания в Республиканской партии) входил в бюро Политсовета Народной партии России; весной-летом 1991 г. присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий "Демократическая Москва" и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства "Демократической России"; издавал альманах "Новые вехи"; автор книги "От Русской идеи - к идее новой России" (1996). В отличие от брата Анатолия, И. Чубайс всегда был радикалом.

Исключен из КПСС "за деятельность, направленную на раскол партии". По собственному признанию, после августа 1991 г. разочаровался в демократическом движении, считает, что Б. Ельцин "добил его" (движение).

Отказался от политической деятельности и углубился в философию.

Убежден в необходимости формирования в России нового мировоззрения, иной системы ценностей.

Негативно относится к политике, проводимой российской властью, считая ее "единой номенклатурной компанией", которая "подводит страну к социальному взрыву".

Игорь Чубайс: "В советское время я ощущал национальное давление и никогда бы публично не сказал, что я - еврей"

Евгений КУДРЯЦ

Беседа с публицистом и россиеведом Игорем Чубайсом

Наш сегодняшний гость Игорь Борисович Чубайс - российский философ и социолог, доктор философских наук, автор многих научных и публицистических работ. Инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «Россиеведение». Декан первого в России факультета россиеведения в Институте социальных наук. Член правления Союза литераторов России. Участник многих политических ток-шоу на различных российских телеканалах, где всегда занимает жесткую антикремлевскую позицию, за что постоянно подвергается остракизму и критике со стороны ведущих и политических оппонентов. Ярый противник политики России по отношению к Украине, в связи с событиями на Донбассе и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, которое он считает аннексией. 26 апреля Игорю Чубайсу исполнилось 70 лет. Накануне этой даты с юбиляром побеседовал наш корреспондент.

- Игорь Борисович, вы родились в Берлине, так что вполне символично и закономерно, что накануне юбилея вы даете интервью именно изданию, которое выходит в столице Германии. Расскажите, пожалуйста, немного о своих детских годах.

В Берлине я прожил ровно год. Мой отец (Борис Матвеевич Чубайс, 1918-2000. - Е.К.) после окончания войны продолжал служить в армии. Он воевал с первого дня, а последний день войны встретил в Праге. Потом он служил в Европе: в Венгрии, в Германии, куда перевез из Москвы свою жену - мою маму. В 1947 г. родился я и первые шаги делал по немецкой земле. Вообще, я много раз был в Германии, но уже во времена перестройки: гостем на съездах Социал-демократической партии в Западном Берлине и Бремене, несколько месяцев работал в Центре по изучению Восточной Европы в Бременском университете, на радио «Свобода» в Мюнхене…

- А кем была ваша мама?

С мамой (Раиса Ефимовна Сагал, 1918-2004. - Е.К.) у меня, увы, были очень сложные отношения. Ее уже давно нет, но я вспоминаю эти трудности до сих пор… Мама со своими родителями приехала в Москву из Могилева в раннем детстве, окончила здесь школу и институт, потом вышла замуж за моего отца, ставшего к тому времени профессиональным военным, и в 1940 г. они уехали в Литву, оккупированную Красной армией. Когда началась война, маме удалось бежать из Алитуса и вернуться в Москву, а отец, как я уже говорил, воевал. После окончания войны родители разъезжали по воинским частям, вдалеке от крупных городов. Потом папа учился в Москве в Академии им. Ленина, затем мы жили в Белоруссии, потом - в Одессе и во Львове. Я еще не сказал, что отец окончил адъюнктуру - военную аспирантуру - и защитил кандидатскую диссертацию, после чего работал на кафедре в военном вузе. Последнее место его работы - заведующий кафедрой марксизма-ленинизма в одном из вузов Ленинграда.

- А у вашей мамы была какая-либо профессия?

- У нее было высшее экономическое образование, но она очень недолго работала по специальности, потому что семья постоянно переезжала.

- Могли бы вы сравнить антисемитизм во времена СССР и в постперестроечное время? В этой связи можно вспомнить недавние вполне одиозные и недвусмысленные высказывания депутатов Государственной думы РФ Петра Толстого и Виталия Милонова. Как вы считаете: с тех пор что-то в этом вопросе принципиально изменилось?

Вы знаете, вообще жизнь в СССР, как многие догадываются, это ситуация, когда вас заставляют быть несвободным человеком в несвободном государстве. Самое острое воспоминание в этом ряду - 21 августа 1968 г., оккупация Чехословакии. 23 августа я вышел протестовать на площадь перед обкомом партии в Одессе. Именно в политическом отношении я испытывал предельно жесткое давление. Что касается национального вопроса, здесь многое зависело от семьи. Моя мама - еврейка, у папы предки - прибалты, русские и евреи, но поскольку он был политработником, национальный вопрос у нас вообще не звучал, и я оставался вне этой темы. Контекст и рефрен был такой: «Мы - советские люди», хотя полностью избежать проблемы не удавалось…

- В чем же конкретно это выразилось?

Вспоминаю далекий 1952 г. Мне было всего пять лет, но произошедшее навсегда осталось в памяти. Мы жили в Москве, отец учился в академии, в это время началась борьба с космополитизмом, затронувшая очень многих людей… Брат моей мамы, дядя Боря, - красивый и крепкий мужчина, проработавший всю войну на военном заводе, а после войны - мастер на автозаводе им. Лихачёва, который тогда носил имя Сталина. Дядя Боря пришел к нам и… плакал, говоря о том, что его теперь сошлют. Он не знал, что будет дальше. Эта картина надолго засела у меня в памяти. Но все обошлось: его не сослали, а через некоторое время борьба с космополитизмом закончилась. Отец все это как-то демпфировал, и я привык к тому, что он - абсолютно честен и справедлив. У меня эта проблема выразилась весьма своеобразно: в советское время я ощущал национальное давление и никогда бы публично не сказал, что я - еврей, я бы ушел от такого разговора.

- В советское время вообще не было принято афишировать национальность, тем более тем, кто относился к национальным меньшинствам. Но почему-то на излете СССР - в 1990-е - наступил некий всплеск антисемитизма, когда появились чернорубашечники, Макашов, Баркашов, РНЕ и им подобные черносотенные организации. Чем вы это можете объяснить?

Я это все ощущал немного иначе. Национальная проблема для меня выражалась в том, что я бы ни с кем не стал это обсуждать. Когда ты ничего не можешь изменить, проблема уходит в подсознание. Но во время перестройки происходило другое: это не было взрывом какого-то антисемитизма или национализма. По головам людей 70 лет ходил тоталитарно-цензурный каток, который не давал ничему расти, и вдруг этот пресс убрали, и оказалось, что мы различаемся по национальности. Стали проявляться самые разные вещи, о которых прежде вообще нельзя было говорить. Оказалось, что у нас есть секс, что в советское время отрицалось. Проявилось и что-то национальное: еврейское и антиеврейское, семитское и антисемитское.

- А что происходит сегодня в этом вопросе?

Если говорить о сегодняшнем дне, то, на мой взгляд, никакого государственного антисемитизма теперь нет, это надо признать. Сегодня еврей в России может занимать любую должность, и никто не будет ограничивать его из-за того, что он еврей. Правда, существует ограниченный бытовой антисемитизм. Проблема в другом: наше квазигосударство, созданное в 1917 г., постоянно находится в кризисе. Выйти из кризиса можно либо демонтировав всю систему, либо найдя «козла отпущения». Вся история СССР и пост-СССР - это история борьбы с антисоветчиками, с контрреволюционерами, с диссидентами, с сионистами - кто только не мешал нашей любимой родине построить рай на земле. Но рай так и не построили. И сегодня мы находимся в ситуации, когда кризис крайне обострился, вполне возможно, что в ближайшем будущем произойдут изменения всей госсистемы. Но пока власть непрерывно выдумывает каких-то врагов - иностранных агентов, национал-предателей… Закрытость системы - это страшная опасность, это показатель ее деградации.

Это значит, что наши идеи никто не принимает и «их» идеи нам принять запрещено. В таком контексте возобновляется попытка возродить старую «игру» в антисемита. Петр Толстой, которого я немного знаю, так как не раз участвовал в его телепрограммах, - человек очень странных взглядов. Всем понятно, что абсолютное большинство людей, выкрикивающих: «Слава Путину!», - просто продажные и коррумпированные лжецы, которые таким образом себя страхуют. Но говорят, что Толстой - другой человек, что он это (речь о фразе Толстого о «выскочивших из-за черты оседлости с наганом в 17-м году». - Е. К.) выкрикнул, а Володин (председатель Госдумы РФ. - Е.К.) его поддержал. Похоже, происходит прочистка старой технологии на новом витке кризиса.

- Насколько я знаю, вы являетесь автором термина «россиеведение». Вы можете немного рассказать нашим читателям об этом?

Да, с удовольствием. Но должен уточнить, что, к сожалению, автор этого термина - не я. В большинстве стран мира система образования решает три задачи: специальные знания, используемые в конкретной профессии; знания для общего развития (например, изучение иностранного языка) и, условно говоря, идеологическое или патриотическое воспитание. Американцы изучают американоведение (American Studies), в Индии изучают индиеведение, в Австралии - австралиеведение. В Евросоюзе, где вы живете, есть не очень распространенный курс, который называется «европоведение». В этом смысле «россиеведение» - это общая традиция. А само это понятие ввел Дмитрий Иванович Менделеев - не только химик, но и россиевед. Правда, в советское время его работы по россиеведению не издавались, любое знание о стране, кроме марксизма, изуродованного ленинизмом, пресекалось. Россиеведение - это совокупность всех социальных наук, которые изучают Россию: литературоведение, этнография, статистика России и, конечно, история России и ее философия. Поскольку у меня философское образование и я все время занимался социальными проблемами, то после краха советской системы в 1991 г. я решил не идти во власть, хотя многих там знал и поэтому лично предупредил Бориса Ельцина о покушении в январе 1991 г. Туда пошел мой брат (Анатолий Чубайс; государственно-политическую деятельность брата Игорь Чубайс не одобряет и с ним не общается. - Е.К.), и я наивно думал, что он все сделает, поэтому решил вернуться в науку и занялся россиеведением.

Если по-настоящему изучать Россию, очень многое проясняется. Становится понятно, что система, в которой мы живем сто лет, - тупиковая и бессмысленная, ее необходимо как можно скорее демонтировать. Сознавая эту ситуацию, власти ввели в школах не россиеведение, а «основы православной культуры», т.е. изучение России, но в отраженном свете - через православие. Православие и Россия - вещи близкие, но вовсе не синонимичные. 15 лет назад я получил заказ из Калининградской области от Лазаря Фуксона, который тогда был начальником областного управления образования. Лазарь понимал, что Калининград находится на отшибе, поэтому там нужно укреплять чувство родины. Он прочитал некоторые мои работы и заказал учебник «Отечествоведение», который я написал. По нему обучались в 42 школах, но потом в Калининграде сменился губернатор и, соответственно, все это «безобразие» прекратилось.

Тема вашей кандидатской диссертации - «Воздействие телевидения на формирование общественного мнения на материалах ПНР и СССР» - сегодня не просто актуальна, но и вообще - тема № 1. Я смотрю российские политические ток-шоу, и у меня создается ощущение, что есть специальная методика, в соответствии с которой люди в студии начинают говорить одновременно, из-за чего растет напряжение и при этом телезрители вообще теряют какую-то нить повествования. Вы принимаете участие в подобных программах и все видите изнутри…

Да, существует ряд приемов, которые хорошо заметны мне как человеку, профессионально занимавшемуся социологией телевидения и бывающему на отечественных телеканалах. Могу назвать некоторые из них. Мало кто знает, что «масссовка» в студии полностью управляема: сзади прячется режиссер зала, который дает команду: «хлопать» или «гудеть и не одобрять» и т.д. Так за «реакцию общества» выдается жесткая цензурная линия, причем массовка, в отличие от экспертов-оппонентов, получает за это деньги. При этом учитываются и другие телеправила…

- Какие, например?

Если участники ток-шоу в один голос начнут кричать «Слава Путину!», через пять минут зрители выключат телевизоры: на это будет невозможно смотреть. Но смотреть программу можно, если два-три эксперта пытаются оппонировать и высказывать альтернативную точку зрения. Однако когда вы высказываетесь против, вам постоянно мешают, вас сбивают. Вы оказываетесь в сложном положении. Хотя мне удавалось в прямом эфире гаркнуть «Слава Украине!» или, чем я до сих пор горжусь, разоблачить несколько фальсификаций.

Один раз со мной рядом посадили кагэбэшного генерала Здановича, который стал меня заговаривать. Тогда я пару минут в полный голос повторял: «Это - цензура КГБ! Это - цензура КГБ». Он не знал, как реагировать - продолжать или прекратить, и чем больше он говорил, тем дольше оказывался в глупом положении. Еще один метод, который тоже используется: когда вы говорите в полный голос и довольно убедительно, в ходе трансляции передачи можно снизить громкость вашего голоса и пустить какую-то звуковую помеху. Я иногда начинаю выступление предупреждением: «Мне не дадут сказать, меня сейчас будут глушить», после чего ведущий вынужден дать мне хотя бы минуту, но при этом он все равно меня сбивает.

- Следующая тема касается внесистемной оппозиции, хотя этот термин не всем нравится. Как вы думаете, почему в 2011 г. «Болотная» «захлебнулась»? С тех пор прошло почти шесть лет, и уже можно делать какие-то выводы…

Я думаю, что создать в субтоталитарном государстве независимое и мощное гражданское движение почти невозможно. Правда, уже лет восемь я веду гражданский дискуссионный клуб «Россия». Нам регулярно приходится менять помещение, к нам приходила полиция, меня выводили на улицу, но мы приняли определенные правила, которые позволяют самосохраняться. А вот создать какое-то политическое объединение чрезвычайно сложно, потому что это сфера контроля ФСБ. Без этих трех букв государство не может существовать. Кроме того, в наши головы вбито большое недоверие почти на подсознательном уровне, и, с кем бы я ни общался, я всегда думаю: «А может быть, он не совсем искренен?»

С человеком нужно очень долго поддерживать отношения, чтобы возникло доверие… Совсем недавно я пришел к печальному выводу: один из тех, с кем я дружил еще во время перестройки, кто много лет был в демократическом движении, и мне казалось, что мы вместе, выполнял «определенное поручение». Конечно, у меня по этому поводу нет никаких документов, но я в этом уверен и меня никто не переубедит, потому что такую глупость, которую этот человек сегодня говорит об Украине, может сказать только тот, кто находится «при исполнении».

- В прошлом году вы издали сборник статей под названием «Чубайс против Путина». Насколько реальным, по-вашему, является рейтинг Путина, достигающий космических 86%? Есть ли в российском обществе реальная поддержка президента со стороны огромной части населения либо это - сплошные выдумки и кремлевская пропаганда?

- Когда речь идет об официальных цифрах, заявлениях и обещаниях, доверять можно только тому, что проверяемо. Поэтому я не доверяю тому, что нельзя проверить. Власти могут сказать все, что захотят, и самый страшный пример, который подтверждает мои слова, это то, что произошло в середине февраля и не вызвало большого резонанса.

- О чем идет речь?

Важно другое: у нас изучается не общественное мнение, а эффективность пропаганды, и это - совсем иная субстанция. Речь здесь идет не об углубленных представлениях людей, имеющих определенный уровень подготовки, а о пропагандистском манипулировании. В действительности социология показывает, что минимум 15% населения России не удается одурачить. Интересно, что самые высокие проценты за «Единую Россию» дают наиболее депрессивные регионы, потому что местное начальство знает: если люди проголосуют за «Единую Россию», то хоть гармошку в клуб пришлют, а если нет, то неизвестно, что потом будет с этим начальством. Цифра 86% «за» мало о чем говорит. Напомню, что за неделю до расстрела Чаушеску его рейтинг был 96%.

"Еврейская панорама", Берлин

ИЗ ДОСЬЕ

Игорь Чубайс родился 26 апреля 1947 г. в Берлине. Отец - участник Великой Отечественной войны, полковник, после выхода на пенсию преподавал марксизм-ленинизм в Ленинградском горном институте. После окончания войны Борис Чубайс вместе с женой некоторое время жил в побежденной Германии. Потом дивизию, где служил отец Игоря, расквартировали в Лядищах (Борисов). Там родился его младший брат - Анатолий Чубайс. В начале 1960-х семья Чубайсов переехала из Борисова в Одессу.

В 1972 г. Игорь Чубайс окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии Академии наук СССР в Москве после предупреждения о невозможности обучения беспартийных.

С 1980 по 1997 г. - доцент кафедры философии ГИТИСа.

В 1987-1990 гг. был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В 1990 г. был исключен из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».

В 1990 г. Игорь Борисович стал одним из «отцов-основателей» «Демократической платформы» в КПСС, а после ее преобразования в Республиканскую партию стал ее сопредседателем. Позднее был сопредседателем Народной партии России.

Главный редактор альманаха «Новые вехи».

В 2000 г. защитил докторскую диссертацию о проблеме российской идеи и идентичности.

В 2006-2007 гг. - ведущий программ на радио «Говорит Москва».

Активный член созданного в декабре 2006 г. фонда «Возвращение».

В марте 2010 г. подписал обращение оппозиции «Путин должен уйти».

В 2010-2012 гг. - ведущий нескольких радиопередач на радиостанции «Русская служба новостей». Позднее - ведущий программы «Время Ч» на радио «Комсомольская правда».

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Востоке Украины».

Регулярный участник программ русской редакции Радио «Свобода». В настоящее время - профессор Института мировых цивилизаций. Автор 300 статей и около 20 книг по проблемам россиеведения. Его монография «Как нам понимать свою страну» в 2016 г. была переведена на немецкий язык и издана в ФРГ.

Интересна статья?