Поэзия А. А

Анализ стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу»

Вероятно, многие из нас сначала запомнили эти проникновенные строки как слова известного романса, и только позже узнали, что это стихи Фета. Они необычайно музыкальны, как и многие другие стихи этого поэта. Неуловимые движения души, мгновенные состояния природы – это находится на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки. Когда читаешь первую строфу, сразу возникает отчетливое ощущение соприкосновения с чьей-то напряженной внутренней жизнью, сильным чувством, тревожащим человека. Какое это чувство, читатель может только догадываться, о чем хочет сказать герой – тайна. Все неясно и трепетно, все ускользает от точных определений. Как передается нам ощущение тревоги, волнения, неопределенности? В первой строфе присутствуют только глаголы и местоимения. Местоимения ничего не называют, а только указывают. Неопределенно в стихотворении, кто здесь действующее лицо – герой или героиня? У читателя, казалось бы, возникают одни вопросы, но ответов на них он не ищет, а с готовностью ставит себя на место лирического героя, потому что такие состояния души знакомы каждому и даже дороги. А глаголы, которых здесь достаточно много, обращены в противоположность, так как употреблены с отрицательной частицей. Действие замкнуто пространством человеческой души и остается внутри напряженным волнением. Местоимения, частицы, союзы – короткие слова, поэтому первая строфа звучит напряженно, прерывисто, беспокойно. Но в этом смятении нет хаоса – все гармония!

После музыкально выраженной тревоги, смятенности первой строфы – спокойное начало второй. Здесь все другое, все ясно и красиво: цветы, заход солнца – это природа. Темп речи замедляется, становится плавным: в первой строке 5 слов, в третьей всего 3, это после 6-7 слов первой строфы. На смену глаголам и местоимениям приходят существительные и одно прилагательное – и мы почти физически ощущаем контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы. Вечность и постоянство этого покоя подчеркнуты тем, что картина почти символична, она лишена конкретности и определенности. Мы не знаем, о каких цветах идет речь. Художественное время «лишь солнце за рощу зайдет» - неуловимый миг перехода из света в мрак. Это не конкретный пейзаж – перед нами развернута жизнь природы. Волны человеческой тревоги умиротворяются в этом океане мира и покоя. В тишине такого мира расцветает человеческое сердце, и герой даже чувствует это. Поэт усиливает метафору, словно возводит ее в квадрат: цветет не цветок, а сердце. В этих трех словах заключен опыт долгой человеческой жизни (стихотворение написано 63-летним поэтом) и глубокое философское понимание единства человека и природы, мироздания. Сердце человеческое живет и расцветает только в единстве с миром природы, сознание этого приносит герою облегчение. Об этом говорит 3 строфа: «И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной…я дрожу…». Наш слух непременно уловит эти сплошные «у», отзвуки первой строфы. Да, это снова человек с его смятением и болью, но она уже смягчена, умиротворена «влагой ночной», слиянием с природой. Последний аккорд стихотворения – повторение двух первых строк (кольцевая композиция). Но звучат они уже по-другому: соприкосновение с ночной природой как бы успокаивает смятение и тревогу, преобразует их в некое решение. К мысли об этом приводит и перестановка строк, и еще один малый, но выразительный штрих: в последних двух строках в отличие от первых присутствуют два местоимения «я», каждая строка стала самостоятельным простым предложением во главе с подлежащим, выраженным «я». Рифмы в стихе перекрестные, зарифмованы по 2-3 звука, что придает звучанию четкость, ясность. Это маленькое стихотворение – блестящий пример того, что в поэзии содержание и форма неразделимы: только вдумываясь, как, какими языковыми средствами поэт передает нам то, что хочет выразить, мы начинаем понимать глубже смысл его произведений.

В стихотворении Я тебе ничего не скажу четко выражена мысль о том, что нельзя передать словами жизнь души или тонкость чувств. Романтики не считали язык слов как средство выражения влюбленного человека, тем более поэта.

В стихотворении мы читаем: “Я тебя ничуть не встревожу”. Да, действительно, любовь поэта может не только встревожить, она способна взволновать чистое сердце избранницы своим “содроганием” и томлением.

В стихотворении Фет дает объяснение, отчего же так молчалив его лирический герой. Он показывает, что его “сердце цветет”, как ночные цветы, которые упоминаются еще в самом начале стихотворения. Именно здесь происходит то самое единство души человеческой и природы.

Особый прием, который существенно усиливает внутреннее содержание произведения, заключается в том, что Фет называет грудь лирического героя вместилищем души, эмоций и чувств, души - больной и усталой. Он весь дрожит, и неизвестно, что послужило причиной сего, то ли его душевные переживания, то ли ночная прохлада. Все это сводится к тому, что в финале стихотворения поэт зеркально отображает то, что было в самом начале: “Я тебя ничуть не встревожу, я тебе ничего не скажу”.

Сочетание идентичных по смыслу слов является важным словесно-художественным образом этого стихотворения. Неповторимое торжество души человеческой и природы выражается и в большинстве других произведений Фета при помощи уникального художественного приема, которое называют психологическим параллелизмом. Поэтому, многие другие стихотворения поэта пронизаны рвением к духовной свободе и силой любви.

Поскольку речь идет о лирике Фета, повествующей об отношении к женщине и всех чувствах, связанных с этим, стоит заметить, что на протяжении своей жизни поэт неоднократно влюблялся. То бишь, двойственность натуры романтика постоянно проявлялась в его жизни. Естественно, в поэзии он тоже часто ее выражал.

Стихотворение привлекает читателя тонкостью, натуральностью и изяществом выраженных в нем трепетных чувств. Это негромкие простые слова, которые мог высказать по настоящему влюбленный человек.

Стихотворные работы позднего творческого периода Афанасия Фета насквозь пронизаны романтизмом и философскими мотивами. Однако есть у них одна отличительная особенность. Несмотря на переполненность возвышенных чувств, рядом с ними всегда присутствует грусть и некое отчаяние. Даже между строк читатель может проследить цепочку событий, которые наводят на жизненные размышления.

Жизнь Афанасия Фета сложилась достаточно сложно. Его настоящий отец был известным человеком, однако, родился Афанасий в России. Неправильно оформленные бумаги и завещание оставили юного мальчишку без гроша. Он вынужден был зарабатывать себе на жизнь сам и, сквозь собственные амбиции, пообещал обеспечить свое достойное и денежное будущее.

Именно такая позиция поэта лишила его самого дорогого – любимого человека. Прекрасная Мария Лазич, которая любила автора, оставалась верна ему даже после откровенного разговора с Афанасием. Он поведал девушке свою мечту и объяснил причины разрыва их отношений. Через некоторое время, Мария Лазич ушла из жизни. И это событие перевернуло, можно даже сказать, убило душу Фета. Он женился на достойной женщине, купеческой дочери, однако, никогда не забывал образ своей возлюбленной.

Период позднего творчества наполнен прозрением. Поэт только теперь осознает, что богатство и любовь несравнимы. Взамен за свое предательство, поэт страдал и мучался до последнего дня. Его супруга, Мария Боткина, знала о грустном романе, который пережил Афанасий. Она всеми силами пыталась оградить его от боли, выполняла любой каприз, окружив мужчину заботой и любовью. За это, Фет был необычайно благодарен Марии. Однако ответить взаимностью не мог.

В стихотворении «Я тебе ничего не скажу … » речь идет о бывшей и о теперешней Марии. Он не желает расстраивать свою жену, поэтому, всеми силами скрывает истинные чувства, которые переполняют его душу. Он пишет, что ничего не скажет, не потревожит любящее сердце. Истинные чувства Афанасий Фет доверял только бумаге, которая могла стерпеть и утаить все.

В стихотворении читатель узнает, что только ночью, во время мечтаний и воспоминаний о бывшей возлюбленной, сердце поэта поет. Именно в такие минуты он испытывает истинное счастье и радость. Однако все эти эмоции и ощущения были настоящим секретом автора, который он бережно уберегал от своей супруги, дабы не ранить ее душу.

7 424 0

Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.

В итоге, когда молодой знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.

Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.

Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение , созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.

Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце цветет», - делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», - отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.

В этом стихотворении четко выражена мысль о том, что нельзя передать словами жизнь души или тонкость чувств. Романтики не считали язык слов как средство выражения влюбленного человека, тем более поэта.

В стихотворении мы читаем: “Я тебя ничуть не встревожу”. Да, действительно, любовь поэта может не только встревожить, она способна взволновать чистое сердце избранницы своим “содроганием” и томлением.

В стихотворении Фет дает объяснение, отчего же так молчалив его лирический герой. Он показывает, что его “сердце цветет”,

Как ночные цветы, которые упоминаются еще в самом начале стихотворения. Именно здесь происходит то самое единство души человеческой и природы.

Особый прием, который существенно усиливает внутреннее содержание произведения, заключается в том, что Фет называет грудь лирического героя вместилищем души, эмоций и чувств, души – больной и усталой. Он весь дрожит, и неизвестно, что послужило причиной сего, то ли его душевные переживания, то ли ночная прохлада. Все это сводится к тому, что в финале стихотворения поэт зеркально отображает то, что было в самом начале: “Я тебя ничуть не встревожу, я тебе ничего

Не скажу”.

Сочетание идентичных по смыслу слов является важным словесно-художественным образом этого стихотворения. Неповторимое торжество души человеческой и природы выражается и в большинстве других произведений Фета при помощи уникального художественного приема, которое называют психологическим параллелизмом. Поэтому, многие другие стихотворения поэта пронизаны рвением к духовной свободе и силой любви.

Поскольку речь идет о лирике Фета, повествующей об отношении к женщине и всех чувствах, связанных с этим, стоит заметить, что на протяжении своей жизни поэт неоднократно влюблялся. То бишь, двойственность натуры романтика постоянно проявлялась в его жизни. Естественно, в поэзии он тоже часто ее выражал.

Стихотворение привлекает читателя тонкостью, натуральностью и изяществом выраженных в нем трепетных чувств. Это негромкие простые слова, которые мог высказать по настоящему влюбленный человек.