Лексические ошибки. Презентация на тему лексические нормы Лексические нормы нормативное сочетание слов презентация




1. Понятие лексического значения 1. Женщина по отношению к рождённым ею детям. Любовь матери. Лишиться матери. Назвать кого-л. своей матерью. Жить у матери. Хорошая, плохая м. Приёмная м. Многодетная м. М. троих детей. Пойти в мать (стать похожим на мать). Неродная мать (мачеха). М. семейства (женщина, имеющая семью, детей). Крёстная м. = Крёстная. // Женщина, имеющая или имевшая детей. Стать матерью. Мать-героиня (почётное звание, присваиваемое женщине, родившей и воспитавшей 10 и более детей; женщина, имеющая это звание). Мать-одиночка (женщина, воспитывающая детей без мужа). Стилистика русского языка и культура речи4


1. Понятие лексического значения 2. Трад.-нар. О том, что является родным, близким, дорогим, представляя собой какую-л. духовную ценность. Мать-Родина. Мать-земля русская. Волга-мать. 3. Самка по отношению к своим детёнышам. М. оленёнка. Жеребёнок подбежал к матери. Стилистика русского языка и культура речи5


1. Понятие лексического значения 4. Разг. О том, от которого или в котором зарождается, образуется что-л. новое или подобное ему. Природа-мать. Мать-земля принесла новый урожай. 5. (обычно в обращении). Фам. О женщине, жене. Тебе принести, м., воды? Пошли, м., на улицу. Стилистика русского языка и культура речи6



1. Понятие лексического значения Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, Редакция 2009 года // (поиск слова) Стилистика русского языка и культура речи8














1. Ошибки, вызванные неправильным выбором слова 1.5 Неразличение паронимов Паронимы – однокоренные слова, к-рые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями (костный – костлявый, гадливость – гадость, выплатить – заплатить – оплатить). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в семантическом плане: гневливый – «склонный к гневу, легко приходящий в состояние гнева, вспыльчивый» и гневный – «охваченный гневом, рассерженный», «вызванный гневом, выражающий гнев» (Русский язык. Энциклопедия // Стилистика русского языка и культура речи15




2. Нарушение правила достаточности слов 2.2 Речевая избыточность Повторная передача одной и той же мысли Стилистика русского языка и культура речи17


2. Нарушение правила достаточности слов Ляпалиссиады – абсурдная избыточность Стилистика русского языка и культура речи18


2. Нарушение правила достаточности слов Плеоназм (от гр. pleonasmos - излишество) – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (ценные сокровища и т. п.). Стилистика русского языка и культура речи19


2. Нарушение правила достаточности слов Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос), а также соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (необычный феномен, движущий лейтмотив) (скрытая тавтология). Стилистика русского языка и культура речи20


3. Нарушение лексической сочетаемости Необходимо учитывать традиции сочетаемости слов Глубокая осень, зима, но не лето, не весна; глубокая ночь, тишина, но не утро, не день, не шум; глубокая старость, но не юность Иметь большое значение – играть важную роль – выполнять важную функцию – занимать важное место – быть неотъемлемой частью Стилистика русского языка и культура речи21




  • Как вы понимаете разные значения данных ниже слов? Докажите это одним из способов: составлением словосочетаний; подбором синонимов; развернутым толкованием значения слова. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2: если у слова два омонима, запишите еще и цифру 3.
  • Акция, бабка, блок, совет, уход, соль, ферма, такт, ток, тур, фокус, фракция, гриф, союз, наступить, некогда.

  • Прим..рять - прим..рять, ст.рожил - ст..рожил, изморос.ь - изморо..ь, плач? - плач?, впереме..ку - впереме..ку, пр..зрение - пр..зрение, с..деть - с..деть, ..юбовь - ..юбовь, брак - брак, оман - ..оман.
  • Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и подтвердите правильность написания.

  • омоформы - совпадение только отдельной формы слов: лечу(от лечить) - лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) - мой (повелит, наклонение от глагола мыть);
  • омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Ma ршак):
  • омографы - графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё): по е м - поём; п о лет - полёт; а тлас - атл а с.


1) ...И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

2) Собирался приехать к вам, да дорога дорога.

3) Вечно властен, вечно молод

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

4) Ваши принципы просты.

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.


Выберите паронимы, необходимые в данных контекстах. Объясните свой выбор.

1. Он не любил работать и вел (праздничный - праздный) образ жизни. 2.(Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Всё лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 4. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 5. Девочка (одела - надела) маскарадный костюм. 6. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины.



  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу

  • Тест.

Задания, проверяющие владение лексическими нормами:

  • 1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

2) Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.

3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.

4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.

  • 2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом pa згребал на дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) "Вот мы и приехали домой", - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.


  • 3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЕ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

3) Вокруг этого населенного пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

  • 4. В каком предложении вместо снова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра с три.

2) Здесь нельзя хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества.

3) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство, угрожавшее жизни людей.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.


  • 5. Значение какого слова определено неверно?

1) СУВЕНИР - подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.

2) ТОРЕЦ - боковая сторона дома.

3) УНИКАЛЬНЫЙ - редкий, единственный в своём роде.

4) ЗАУРЯДНЫЙ - приметный, обращающий на себя внимание.

  • 6. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?

1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.

2) Малышей … потеплее.

3) Дедушка взял газету и … очки.

4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

  • 7. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?

1)успешными

2) преуспевающими

3) удачными

4) плодотворными.


  • Ответы:
  • I : 4. Предоставить используется в значении "дать, отдать что-либо в чьё-то распоряжение, разрешить кому-либо сделать что-то, обеспечить кого-либо чем-то", предоставить возможность, предоставить средства, предоставить (кому) выбирать способ
  • 2: 1. Будний - относительное прилагательное, антоним слова выходной (день), будничный - качественное прилагательное, близкое по значению словам повседневный, обычный, непарадный, рутинный.
  • 3:3. Враждебный - качественное прилагательное, синоним слов неприязненный, недружелюбный; вражеский - относительное прилагательное, означающее принадлежащий к лагерю врагов.
  • 4: 2. Относительное прилагательное взрывчатый, в отличие от прилагательного взрывной, указывает на химический состав ве­щества.
  • 5: 4. Заурядный означает обыкновенный, ничем не выделяющийся.
  • 6: 2. Глагол одеть употребляется в конструкции одеть кого (+ как, во что), надеть - в конструкции надеть что (на кого)
  • 7: 2. Остальные прилагательные (в том числе и успешный), по нормам литературного языка, не сочетаются с одушевлёнными существительными.

  • Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении фразеологических оборотов. Исправьте и перепишите.
  • 1). Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений. 2) Этот роман сыграл большое воспитательное значение.3) Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 4) Базаров заявляет, что песня Николая Петровича уже пропета. 5) Известие о приезде ревизор а привело городничего в тупик. 6) Члены бригады, занявшей первенство, были награждены ценными подарками. 7) В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам.

  • П. 73,74, 80, упражнения 135,136.

Нормы словоупотребления Лексические нормы, или как еще их можно назвать, нормы словоупотребления, в литературном русском языке заключаются в следующем: 1. слово должно употребляться с учетом его лексического значения; 2. слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности); 3. слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.




Классификация лексических ошибок 1. Непонимание значения слова Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов 4. Многословие Многословие 5. Лексическая неполнота высказывания Лексическая неполнота высказывания 6. Употребление слов с ограниченной сферой распространения Употребление слов с ограниченной сферой распространения 7. Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы


1.Непонимание значения слова 1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова: Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.


1.Непонимание значения слова 1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики (значения). Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке.


1.Непонимание значения слова 1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика). Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик- тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.


1.Непонимание значения слова 1.4. Неправильное употребление паронимов. Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение. Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.


2. Лексическая сочетаемость При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д. Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.


2. Лексическая сочетаемость Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо... В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон.оксюморон. В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости


Оксюморон Оксюморон (греч. буквально остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, образующее новое смысловое целое, например "грустная радость" (С. А. Есенин). Оксюморон обогащает смысл и усиливает эмоциональность художественной речи, позволяя раскрывать единство противоположностей, целостную противоречивость явлений жизни: Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. (А. Ахматова). Мы любим всё и жар холодных числ, И дар божественных видений. (А. Блок).


3.1. Употребление синонимов Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально- стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.


3.2. Употребление омонимов Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.


3.3. Употребление многозначных слов Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. Но бывает и иначе. Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.


4. Многословие Встречаются следующие виды многословия: 1. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.


4. Многословие 2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте. Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".


4. Многословие 3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы. Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.


4. Многословие 4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно- именным сочетанием: бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку. Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.



5. Лексическая неполнота высказывания Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: "... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду". Так получается - "страница телевидения".


6.1. Новые слова Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: "ямочный ремонт" - это ремонт ям.


6.2. Устаревшие слова Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, - должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны. Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.


6.3. Устаревшие слова Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения. Пример: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор - начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор - нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.


6.4. Слова иноязычного происхождения Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово. Пример: Работа конференции лимитируется из- за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать - установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.


6.5. Диалектизмы Диалектизмы - слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка. Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка - соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.


6.6. Разговорные и просторечные слова Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие - слово, грамматическая форма или оборот, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа. Пример: У меня совсем худая куртка. Худой(разг.) - дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.


6.7. Профессиональные жаргонизмы Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка - в речи журналистов - ляп; руль - в речи шоферов - баранка. Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.


6.8. Профессиональные жаргонизмы По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов - своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара - дом.


7.1. Фразеологизмы Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот - при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.


7.1. Фразеологизмы 1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов 1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов. 2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма. Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение "напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого", употреблен неверно - в значении "выдумывать, плести небылицы".


7.1. Фразеологизмы 2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма 1) Грамматическое видоизменение фразеологизма. Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет. Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я). В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.


7.1. Фразеологизмы 2) Лексическое видоизменение фразеологизма. Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу. Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой. Пример: Все возвращается на спирали своя!.. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.


7.1. Фразеологизмы 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.




7.2. Клише и штампы Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. Пример: При голосовании поднялся лес рук.


7.2. Клише и штампы Разновидностью штампов являются универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками: работа - повседневная, уровень - высокий, поддержка - горячая. Многочисленны публицистические штампы (труженики полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест).


7.2. Клише и штампы Клише - речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют своё значение. Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания! Kто последний?).



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Константин Георгиевич Паустовский – писатель Лексические нормы русского языка

2 слайд

Описание слайда:

Орфоэпическая разминка Спишите, расставьте ударение в словах: Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный

3 слайд

Описание слайда:

НОРМЫ ЯЗЫКА Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов. Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы) Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка. Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6 слайд

Описание слайда:

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

7 слайд

Описание слайда:

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял ПИДЖАК, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что ЕГО предположение оказалось правильным.

8 слайд

Описание слайда:

Устный тренинг 6 4 1 7 11 3 2 8 ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ № ОШИБКИ 1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро. 8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

9 слайд

Описание слайда:

Устный тренинг Сегодня выдался очень прекрасный день. Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. Прейскурант цен вывешен на доске.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

1.Смешение паронимов. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение – значимость, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

12 слайд

Описание слайда:

2. Тавтология и плеоназм. Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

13 слайд

Описание слайда:

3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово "себя").

14 слайд

Описание слайда:

4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое".

15 слайд

Описание слайда:

5. Нарушение единства стиля Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

16 слайд

Описание слайда:

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы. Примеры употребления

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры) Неправильно - Правильно 1) играет значение - имеет значение 2) имеет роль - играет роль 3) львиная часть - львиная доля, большая часть 4) приподнять занавес над этой историей - приподнять завесу 5) проходит красной линией - проходит красной нитью 6) качество желает много лучшего - оставляет желать много лучшего 7) пускать туман в глаза - напустить туману, пускать пыль в глаза 8) показывать образец другим - показывать пример, служить образцом 9) поднять тост - поднять бокал, провозгласить тост 10) тратить нервы - тратить силы, трепать нервы, портить нервы 11) одержать успехи - одержать победу, добиться успехов 12) пока суть да дело - пока суд да дело 13) скрипя сердцем - скрепя сердце 14) придавать внимание - придавать значение, уделять внимание 15) производить воздействие - производить действие, оказывать воздействие 16) внушать сомнения - внушать опасения, вызывать сомнение 17) заслужить известность - добиться известности 18) имеет интерес для нас - имеет значение, представляет интерес 19) уморил червячка – заморил червячка 20) чаша терпения лопнула - переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» Тип урока: комбинированный Метод проведения: практический, частично-поисковый

Выполнила Жулега В.В., преподаватель русского языка и литературы

ГАУ «Колледж предпринимательства»

г. Калининград


Цели урока:

  • обучающие : знакомить с лексическими нормами русского литературного языка, отрабатывать умения правильно употреблять в речи лексические единицы и исправлять речевые ошибки, строить высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка
  • развивающие : способствовать развитию выразительной речи, формировать логическое мышление при выполнении самостоятельной работы, развивать коммуникативную компетенцию
  • воспитательные : способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, формировать речевую культуру, воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к художественному слову

План открытого урока по учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

Тип урока : комбинированный

Метод проведения: практический, частично-поисковый

Оснащение урока: видеопроектор, презентация урока, раздаточный материал

МПС: Русский язык и литература

«Система гласных и согласных звуков русского языка»

«Слово – центральная единица языка».

«Лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы».

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

« Слова как части речи»

«Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

«Язык и речь»

«Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

Ход урока

Наименование структурного элемента урока

Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку (явка, наличие письменных принадлежностей)

Время

Начальная мотивация

Деятельность преподавателя

Актуализация знаний обучающихся

Орфоэпическая минутка

Терминологическая разминка

Практическая работа по формированию лексических умений

Отмечает отсутствующих, объясняет ход проведения урока, предъявляет требования

Деятельность обучающихся

Готовятся к занятию, распределяются по группам, выбирают «капитана»

Сообщение новых знаний

Паронимы и их употребление

(вставить пропущенное слово)

Синонимы и их употребление

Диалектные слова

(подобрать к общеупотребительным словам синонимы диалектных слов)

Говорит об актуальности. Комментирует эпиграф к уроку

Закрепление материала

Тестовое задание

Предлагает «озвучить» текст, соблюдая нормы литературного произношения

Предлагает найти соответствия между понятием и определением, дает пояснительный комментарий

Предлагает составить словосочетания, комментирует и контролирует выполнение задания

Конечная мотивация

Дает теоретический материал, предлагает выполнить практические задания, комментирует и контролирует их выполнение, подводит итог практической работы

Готовятся в группах, отвечают у доски

Работают в группах, дают ответы, сверяют с эталоном

Раздает индивидуальные тестовые задания. По итогам выполнения дает правильные ответы

Работают в группах, дают ответы, проводят взаимопроверку и самопроверку по эталону ответов, заполняют оценочные листы

Подведение итогов урока.

Оценка работы в группах

Говорит о значимости темы урока

Домашнее задание

Выполняют задания. Получают варианты ответов, проверяют себя

Подводит итог урока, анализирует работу групп, выставляет оценки

Предлагает подготовить презентации по теме: «Происхождение фразеологизмов»

Записывают домашнее задание в тетрадь

Преподаватель _____________________ Жулега В.В.



Эпиграф

«… Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести »

В. Шефнер


«Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах.

Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства . Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята . У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод . Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столяры - украинцы . Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.


Терминологическая разминка

1. слова, связанные с особенностями какой-либо специальности - ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

2. Словарный запас, лексика - ЛЕКСИКОН

3. Новые слова – НЕОЛОГИЗМЫ

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений ИСТОРИЗМЫ

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение - СИНОНИМЫ

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия – АРХАИЗМЫ

7. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение – ОМОНИМЫ

8. Слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – АНТОНИМЫ

9. Наука, изучающая лексическое значение слов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ


«Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)


Составьте словосочетания.

1. Стая а. верблюдов

2. Табун б. коров

3. Караван в. любопытных

4. Отара г. демонстрантов

5. Косяк д. овец

6. Стадо е. рыбы

7. Толпа ж. пчёл

8. Колонна з. голубей

9. Рой и. лошадей

10.Группа к. туристов.


Эталон ответа

1. Стая з. голубей

2. Табун и. лошадей

3. Караван а. верблюдов

4. Отара д. овец

5. Косяк е. рыбы

6. Стадо б. коров

7. Толпа в. любопытных

8. Колонна г. демонстрантов

9. Рой ж. пчёл

10. Группа к. туристов.


Культура речи и литературные нормы употребления слов.

ОДЕТЬ НАДЕТЬ

(кого-то) (на себя)

  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)

ЗАПОМНИТЬ:

  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:

ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ

НАДЕТЬ – СНЯТЬ

  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ

Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть

1. Мама __________ чехол на чемодан

2. Девочка ______________ куклу

3. Старший брат __________ сестру

4. Сегодня девочка ________ новые туфли

5. Брат ______________ часы на руку.

6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка»

7. Бабушка ___________ внука

8. Бабушка ______________ новое пальто

9. Космонавт ______________ скафандр.

10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.


ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан

2. Девочка ОДЕЛА куклу

3. Старший брат ОДЕЛ сестру

4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли

5. Брат НАДЕЛ часы на руку.

6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка»

7. Бабушка ОДЕЛА внука

8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто

9. Космонавт НАДЕЛ скафандр.

10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.


ПАРОНИМЫ (от греч. para - рядом и onyma - имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Адресант-отправитель

Адресат – получатель

Эмигрант – выезжающий из страны

иммигрант – въезжающий в страну

Экспорт-вывоз товаров

Импорт – ввоз товаров

Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой



Диалектные слова это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Синонимы это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.


Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть б) рукотерник

3. Прятки в) утирка

4. Юркнуть г) слаборукий

5. Полотенце д) ротан

6. Драчливый е) брунжать, жундеть

7. Носовой платок ж) мызнуть

8. Крикливый человек з) пуховка

9. Колокольчик и) хоронушки, ловички

10.Гриб-дождевик к)позвонок



ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть е) брунжать, жундеть

3. Прятки и) хоронушки, ловички

4. Юркнуть ж) мызнуть

5. Полотенце б) рукотерник

6. Драчливый г) слаборукий

7. Носовой платок в) утирка

8. Крикливый человек д) ротан

9. Колокольчик к) позвонок

10.Гриб-дождевик з) пуховка


1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) тщетно

Б) тщательно

В) бессмысленно

Г) напрасно


2. укажите слово, имеющее омоним

А) успех

Б) острый

В) топить

Г) сидеть


3. какое из четырёх слов относится к устаревшим?

А) парусник

Б) стражник

В) рубеж

Г) дозор


4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»?

А) конкурс

Б) вакансия

В) аукцион

Г) сделка


5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»?

А) экстравагантный

Б) эксцентричный

В) феерический

Г) фамильярный


6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО»

А) апатия

Б) антипатия

В) скептицизм

Г) пессимизм


7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»?

А) кураж

Б) мираж

В) ажиотаж

Г) антураж


8. Значение какого слова определено неверно?

А) адресант – лицо, отправляющее письмо

Б) аукцион – публичная распродажа

В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения

Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи


9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство

Б) глухой к просьбам

В) глухой согласный

Г) глухой старик


10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?

А) рутина –новаторство

Б) отрицание – утверждение

В) мудрый – глупый

Г) абстрактный - секретный


Критерии оценивания работы в группах

«5» - 38-39 правильных ответов

«4» - 31-37 правильных ответов

«3» - 21-30 правильных ответов


Домашнее задание

Подготовить презентацию «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА»