Из истории становления экспериментальной психологии. Развитие зарубежной экспериментальной психологии История экспериментальной психологии

I.1. Предпосылки возникновения экспериментальной психологии.

Применение экспериментального метода в познании человеческой природы не представляло особой проблемы середине XIX века.

Во-вторых, многие ученые-естественники (физики, медики, биологи, физиологи) в своей практической деятельности все чаще сталкивались явлениями, понимание которых требовало конкретных знаний об устройстве человеческого организма, особенно работе его органов чувств, двигательного аппарата и мозговых механизмов .

Наконец, в-третьих, в истории философии уже были прецеденты уподобления человека более или менее сложному механическому устройству (особенно преуспели этом Жюльен Ламетри и Ренэ Декарт),так что возможность деликатного экспериментирования по отношению человеку (которое стало привычным по отношению к машине) была не такой уж одиозной . Уже с середины XVIII в. в физиологии экстенсивно применяются разнообразные экспериментальные методы: искусственное раздражение препарата или живого органа, регистрация или наблюдение вызванных этим раздражением ответов, простейшая математическая обработка получаемых данных.

I.2. Начало: физиологическая психология

В середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач Маршалл Холл (1790-857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже Пьер Флоранс (1794-1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в поведении животного. В 1861 г. французский хирург Поль Брока (18241880) предложил клинический метод: у умершего вскрывается мозг и отыскивается место его повреждения, которое считается ответственным за аномалию поведения при жизни пациента. Так Брока открыл «центр речи» ретья лобная извилина коры головного мозга, - который оказался поврежденным у мужчины, еспособным при жизни внятно говорить. В 1870 г. Густав Фритш и Эдуард Хитцинг впервые применили метод электростимуляции коры головного мозга (они проводили опыты с кроликами и собаками).

Развитие экспериментальной физиологии привело к двум важным обстоятельствам, оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени :

    Быстро увеличивался фактический материал, относящийся к различным сторонам жизнедеятельности организмов; получаемые в экспериментах данные нельзя было установить даже самым хитроумным умозрительным путем ;

    Многие жизненные процессы, ранее бывшие монопольным предметом религиозных и философских размышлений, получили новые , главным образом механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей .

Стремительно разбухающая новыми знаниями физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Герман Гельмгольц (1821-1894) от замеров скорости проведения нервных импульсов перешел к исследованиям зрения и слуха, уже став одной ногой в ту еще неведомую область, которая позже получит название психологии восприятия. Его теория восприятия цвета, до сих пор упоминаемая во всех учебниках психологии, затрагивала не только периферические аспекты, находившиеся в ведении физиологии органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (вспомним, например, роль прошлого опыта в его концепции бессознательных умозаключений). То же самое можно сказать его резонансной теории слухового восприятия.

В научной биографии Гельмгольца интересен один факт. В его экспериментальной практике огромную роль играли измерения. Вначале он измерял скорость проведения нервных импульсов на препарате isole. Затем он перешел к измерению времени реакции человека. здесь он столкнулся с большим разбросом данных не только разных, но даже одного и того же испытуемого. Такое поведение измеряемой величины не укладывалось в строгую детерминистскую схему мышления физика-физиолога, и он отказался от исследований времени реакции, посчитав эту капризную меру малодостоверной. Гениальный экспериментатор оказался в плену своего менталитета.

В истории науки такое встречается часто. Если тогда зрением и слухом занимались многие, то, пожалуй, только Эрнст Вебер (1795-1878) - немецкий физиолог, главный научный интерес которого был связан физиологией органов чувств, сосредоточился на изучении кожной кинестетической чувствительности. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие, а не отбросил его как недостоверное . Все дело в том, что, будучи настоящим экспериментатором, Вебер не только измерял пороги, получая, как мы теперь говорим, ервичные данные, но математически обрабатывал их, получая вторичные данные, не содержащиеся в самой процедуре измерения. Это особенно хорошо видно на примере его опытов кинестетической чувствительностью (сравнение веса двух небольших грузов - стандартного переменного). Оказалось, то едва ощущаемое различие между весами двух грузов неодинаково для разных стандартов. Экспериментатор мог видеть эту разницу по первичным замерам. Но Вебер не остановился на этом. Повидимому, его навык работать числами, не только со стимулами испытуемыми, заставил его сделать еще один шаг: он взял отношение едва заметного различия (то есть разницу между весами двух грузов) величине стандартного груза. И его величайшему удивлению это отношение оказалось постоянным для разных стандартов! Это открытие (позже оно стало называться законом Вебера) нельзя было сделать apriory, и оно не содержалось непосредственно ни экспериментальной процедуре, ни в результатах измерений. Это та творческая удача, которая иногда постигает думающих экспериментаторов. Благодаря работам Вебера стала очевидной не только измеримость ощущений у человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте.

Когда Вебер в свои 22 года читал лекции по физиологии на медицинском факультете Лейпцигского университета, туда поступил учиться будущий основоположник психофизики Густав Фехнер. Это был 1817 год. Идея психофизики, изучающей законы связи между психическими и физическими явлениями, родилась у Фехнера в 1850 году . Фехнер был натурой гуманитарной и находился в оппозиции к материалистическим взглядам, господствовавшим тогда в Лейпцигском университете и горячо отстаиваемым тем же Вебером. При этом он оперировал весьма высокими категориями, заявляя, что у Вселенной есть две стороны: не только «теневая», материальная, но и «светлая», духовная (Шульц Д.П., Шульц С.Э., 1998, с.79). Эта ориентация на Вселенную и была, повидимому, источником его научного вдохновения.

В конце 30-х годов он заинтересовался проблемой ощущений . И тут с ним случилось несчастье: изучая зрительные послеобразы, он смотрел на Солнце через цветные стекла и повредил себе глаза. После этого он несколько лет пребывал в тяжелой депрессии и обратился к философской мистике, особенно к проблеме соотношения физического и психического. Его выход из состояния депрессии был весьма загадочным и даже мистическим: «Однажды он увидел сон, из которого отчетливо запомнил число77. Из этого он заключил, что его выздоровление займет 77дней. Так оно и случилось». (Там же, с.80). Более того, его депрессия перешла в эйфорию. Именно на это время и приходится упомянутое выше озарение. Веберовские лекции по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, выстраданные философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон.

Аксиоматика Фехнера:

1.Ощущение нельзя измерить непосредственно; интенсивность ощущения косвенно измеряется величиной стимула.

    При пороговой величине стимула (r) интенсивность ощущения (S) равна 0.

    Величина надпорогового стимула (R) измеряется единицах порога, то есть величиной стимула при абсолютном пороге (r).

    Едва заметное изменение ощущения (Δ S ) является величиной постоянной и поэтому может служить единицей измерения любой интенсивности ощущения.

Теперь оставалось определить соотношение между единицей измерения ощущения (Δ S ) и пороговой единицей измерения стимула. Фехнер решил эту задачу чисто математическим путем. Проследим за логикой его рассуждений.

Имеем две константы: (Δ S ) (аксиома 4) и Веберово отношение Δ R/R. (Сам Фехнер писал, что, проводя свои эксперименты, он еще не знал о работе Вебера. Остается историческая загадка: то ли Фехнер лукавил, то ли на самом деле он действовал независимо. В науке, как обыденной жизни, встречается и то, другое). Одну константу можно выразить через другую:

Δ S = c (Δ R: R) (1)

Это – так называемая основная формула Фехнера. При измерении порога Δ R иΔ S – бесконечно малые величины, то есть дифференциалы:

После интегрирования получаем:

∫dS = c ∫ dR: R , или S = c lnR + C (2)

Здесь постоянные с и С неизвестны. Если S = 0 при R = r (где r – пороговая величина), то выражение (2) запишется так:

Oтсюда С = -сlnr ; подставляем его в (2) получаем:

S = c lnR -c lnr = c (lnR - 1nr)= c lnr (R: r).

Переходим к десятичным логарифмам: S = k lg (R: r) (3)

Принимаем r за единицу измерения, то есть r = 1; тогда:

S = k lg R (4)

Это и есть основной психофизический закон Фехнера . Обратите внимание, что вывод закона осуществлен средствами математики, и здесь никаких сомнений возникнуть не может.

В законе Фехнера единицей измерения является пороговая величина стимула r. Отсюда понятно, почему Фехнер большое внимание уделил тому, как определять порог. Он разработал несколько психофизических методов, которые стали классическими: метод границ, метод постоянных стимулов и метод становки. С ними вы познакомились на практических занятиях, и теперь мы можем взглянуть на эти методы с другой стороны.

Во-первых, се эти методы - сугубо лабораторные: здесь и стимулы искусственные, мало похожие на обыденные слабое касание кожи двумя иголочками, еле-еле видимое световое пятно, чуть слышимый изолированный звук); и остальные необычные условия (предельное сосредоточение на своих ощущениях, монотонное повторение одних и тех же действий, полная темнота или тишина); и раздражающее однообразие. Если такое и случается в жизни, то весьма редко, да и то в экстремальной ситуации (например, в одиночной тюремной камере). И все это необходимо для чистоты эксперимента, чтобы свести к минимуму или полностью исключить воздействие на испытуемого тех факторов, которые не имеют отношения процедуре эксперимента. Искуственность экспериментальной ситуации - неизменный атрибут любого научного эксперимента. Но она порождает не очень приятную проблему применимости лабораторных данных реальным, нелабораторным ситуациям. естественных науках эта проблема далеко не так драматична, как экспериментальной психологии. К ней мы еще вернемся немного позже.

Во-вторых, конкретная, или мгновенная величина порога сама по себе малоинтересна и едва ли информативна. Обычно порог измеряется ради чего-то. Например, по его величине мы можем судить чувствительности человека к данным воздействиям: чем ниже порог, тем выше чувствительность; сравнивая пороги, полученные разное время одного и того же испытуемого, мы можем судить об их динамике во времени или зависимости от определенных условий; сравнивая пороги разных испытуемых, можно оценить диапазон индивидуальных различий чувствительности для данной модальности, т.п. Другими словами, контекст, в котором применяется лабораторный метод, значительно расширяет его смысловой объем, значит его прагматическую ценность. Именно этот контекстуальный фактор сделал фехнеровские методы мощным инструментом для решения других, уже нефехнеровских проблем не только психофизике, но общей психологии.

    РОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

У истоков экспериментальной псих ологии стоял еще один выдающийся немецкий ученый - Вильгельм Вундт (1832-1920). Он тоже родился в семье пастора, получил медицинское образование, знал анатомию, физиологию, физику и химию. С 1857 по 1864 годы работал лаборантом у Гельмгольца (о нем уже упоминалось). У Вундта была своя домашняя лаборатория. Занимаясь в это время физиологией, он приходит к мысли о психологии как самостоятельной науке. Эту идею он обосновывает в своей книге «К теории чувственного восприятия», которая малыми порциями публиковалась с 1858 по 1862 год. Именно здесь впервые встречается введенный им термин экспериментальная психология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г. так как именно в этот период В.Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»). По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акту –реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.(Психодиагностика. А.С. Лучинин, 2004).

Теоретические основы науки .

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук – в первую очередь физиологии.

Предметом исследования выступило сознание. Основой концептуальных взглядов выступали эмпиризм и ассоцианизм.

Вундт считал, что сознание есть сущность психики – явление сложное и составное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он указывал, что первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание составных элементов.

Главное внимание он сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, эту систему Вундт назвал волюнтаризмом (волевой акт, хотение) – концепция, согласно которой разум обладает способностью организовывать процесс мышления, переводя его на качественно более высокий уровень.

Вундт придавал большое значение способности разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов.

Психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт – который очищен от всякого рода интерпретаций и доопытных знаний («У меня болят зубы»).

Этот опыт очищен от опосредованного опыта, который дают нам знания, и не является составляющим непосредственного переживания (мы знаем, что лес – зеленый, море – синее, небо – голубое).

Основным методом новой науки явилась интроспекция. Поскольку психология наука об опыте сознания, значит, и метод должен состоять из наблюдения над собственным сознанием.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам:

    точное определение начала (момента) эксперимента;

    наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания;

    эксперимент должен быть проверяем несколько раз;

    условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля из изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и т. д. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались из объективных оценок.

Элементы опыта сознания

Вундт обозначил следующие основные задачи экспериментальной психологии:

    проанализировать процессы сознания посредством исследования его основных элементов;

    Выяснить, как эти элементы соединяются;

    Установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.

Вундт считал, что ощущения являются первичной формой опыта. Ощущения возникают, когда на органы чувства действует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Ограниченность данной позиции в том, что он не проводил различия между ощущениями и возникающими на их основе мысленными образами.

Чувства – еще одна форма первичного опыта. Ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Причем чувства непосредственно следуют за ощущениями:

Раздражитель ощущение чувство

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств (эксперимент с метрономом).

Трехмерная модель чувств построена в системе трех измерений:

    «удовольствие – дискомфорт» (когда удары метронома ритмичные – очень частые);

    «напряжение – расслабление» (очень редкие удары, когда ждешь удара, и расслабление, наступающее после него);

    «подъем (чувств) – угасание» (частый темп ударов – медленный).

Следовательно, любое чувство располагается в некоем диапазоне трехмерного пространства.

Эмоции – это сложное соединение элементарных чувств, которые могут измерены при помощи трехмерного континуума. Таким образом, Вундт сводил эмоции к элементам мышления, но эта теория испытания временем не выдержала.

Основав лабораторию и журнал, Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике.

Он считал, что простейшие психические процессы – ощущения, восприятие, чувства, эмоции – необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. А для высших психических процессов – обучаемость, память, язык, которые связаны с аспектами культурного воспитания, нужны другие методы исследования, не экспериментальные, а заимствованные из социологии и антропологии.

Согласно Вундту, психология начинается непосредственного опыта субъекта. Само деление человеческого знания на непосредственное опосредствованное Вундт заимствовал из философии. Но он вкладывал эти понятия иной смысл. Для философа непосредственному относятся чувственное и интуитивное знание, опосредствованному - рациональное. Вундт полагал, что чувственное знание тоже может быть опосредствованным, например прошлым опытом субъекта, его ранее приобретенным знанием о воспринимаемом предмете. Восприятие, по Вундту, - это естественный процесс, целиком обусловленный тремя детерминантами:

    физической стимуляцией,

    анатомическим строением воспринимающего органа,

    прошлым опытом индивида.

Вундт выделил три базовые категории, лежащие в основе психических явлений: ощущение (sensation), восприятие (perception), чувствование (feeling). Ощущение является простейшим элементом сознательного опыта; нем фиксируется отдельное свойство воспринимаемого предмета, не предмет в целом. Такая ситуация встречается редко. Обычно органы чувств одновременно реагируют на несколько свойств предмета, поэтому в сознании одновременно присутствует множество элементарных ощущений. Объединяясь вместе, они дают новое качество восприятие целостного предмета . Отчасти такое объединение может осуществляться автоматически, пассивно, помимо воли субъекта, благодаря механизму ассоциации. Ассоциативные комплексы образуют поле восприятия. В этом поле есть часть содержания, на которую направлено внимание субъекта. И здесь Вундт вводит очень важное в его концепции понятие апперцепции.

В отличие от автоматически, пассивно протекающей перцепции, апперцепция - это произвольный акт, целиком управляемый волей субъекта. Благодаря апперцепции элементы, входящие в поле восприятия, могут группироваться и перегруппировываться волей субъекта в качественно новые целостные образования, в том числе и такие, которые ранее не встречались в опыте субъекта. Вундт называл это творческим синтезом. Не только восприятие, но и вся наша душевная жизнь складывается из динамики переходов перцепции и апперцепции друг в друга. В упомянутом издании Вундт приводит интереснейшие жизненные наблюдения и собственные экспериментальные данные, подтверждающие эту его идею.

Предмет психологического исследования, как представлял себе его Вундт, оказался довольно сложным. Даже если взять только процесс восприятия, то вырисовывается фантастически сложная картина. Действительно, каждая из трех его детерминант имеет множество возможных состояний, из которых контролировать можно только мизерную их часть. Огромно и разнообразие тех конкретных сочетаний и взаимодействий, в которые вступают эти детерминанты.

Не только в гуманитарных, но и в естественных науках путь от простого к сложному часто оказывается не столько руководящим принципом конкретного исследования, сколько способом представления его результатов для того, кто впервые знакомится с ними. И здесь возникает иллюзия, что познание текста познание описываемой в нем реальности - это одно то же, то есть путь от простого к сложному. На самом деле познание реальности начинается с осознания чего-то неизвестного, какой-то проблемы, то есть как раз чего-то сложного . В уме исследователя это сложное начинает приобретать свои конкретные очертания виде новой конструкции. В нее могут входить как уже известные, так предполагаемые, гипотетические элементы или отношения между ними.

Эксперимент как раз и призван обнаружить гипотетическое реальном. Вундт тоже руководствовался принципом от простого сложному. Но проблема для него заключалась том, что это простое должен был находить не он сам, а тот человек, психические процессы которого он изучал. Если вы хотите понять, что происходит моем сознании, когда вы показываете мне красную розу, то вас не устроит мой ответ: «вижу красную розу», потому что это не начало не середина процесса, его предсказуемый и очевидный финал. Вундт считал, что обнаружить самые начальные элементы сознания можно помощью специально тренируемого самонаблюдения, или внутренней перцепции. По существу это была разновидность метода интроспекции, начало которому было положено еще Сократом. Но оказалось, этом позже убедился сам Вундт, что даже тренированная интроспекция не способна решить поставленную им задачу.

В университетских лабораториях Вундта, созданных им для реализации своей обширной исследовательской программы, применялись разнообразные методы. Среди них особой популярностью пользовался метод времени реакции. На нем следует остановиться подробнее, тем более, что и сейчас во многих экспериментальных работах применяются различные модификации «ментальной хронометрии».

Исследуя время реакции, Вундт пытался определить временные параметры четырех выделенных им «элементов психики» - перцепции, апперцепции, опознания, и ассоциации. Собственно, только эти элементы, по убеждению Вундта, и могли быть предметом экспериментальной психологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет и задачи экспериментальной психологии

Под экспериментальной психологией понимают

1. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С. Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых и конкретных исследованиях. (М.В. Мэтлин).

3. Термин "Экспериментальная психология" используется психологами для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь, включающую его планирование и обработку данных. (Ф.Дж. МакГигана).

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей. Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Ю.М. Забродин считает, что основу экспериментального метода представляет процедура контролируемого изменения реальности с целью ее изучения, позволяющая исследователю войти с нею в непосредственный контакт.

2. История развития экспериментальной психологии

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Л. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия. Бихевиористские исследования (бихевиоризм – направление в психологии XX века, игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.), уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии. Первым мэтром эксп. психологии справедливо называют в. Вундта, основавшего в Лейпциге в 1879 году институт психологии.

Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, который в течении 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.

Во Франции Т. Рибо сформулировал представление о предмете экспериментальной психологии, которая, по его мнению должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция естественного эксперимента А.Ф. Лазурского, которую он предложил в 1910г. на I-м всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Традицию преподавания экспериментальной психологии в российских университетах ввел профессор Г.И. Челпанов. Еще в 1909/10 учебном голу он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а позже - при Московском психологическом институте (ныне - Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее - по методике эксперимента в психологии.

3. Методология экспериментальной психологии

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности. Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом . Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом.

В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия»; рисуются схемы, делаются расчеты. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений. Существует такой метод, как моделирование. В нем применяется метод аналогий, предположений, умозаключений. Моделирование используется тогда, когда нет возможности провести экспериментальное исследование. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. Экспериментально исследуется «физическая модель». При исследовании с помощью «знаково-символической» модели объект реализуется в виде сложной компьютерной программы.

Среди научных методов выделяют: наблюдение, эксп6еримент, измерение .

В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Итак, любая теория есть временное сооружение, и может быть разрушена. Отсюда - критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным. Каждая теория - всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформулировал правило: "Мы не знаем - мы можем только предполагать".

При разных подходах к выделению методов психологических исследований критерием остается тот аспект его организации, который позволяет определиться в способах исследовательского отношения к изучаемой реальности. Тогда методики рассматриваются как процедуры или «техники» сбора данных, которые могут быть включены в разные структуры исследований.

Методология – система знаний, определяющая принципы, закономерности и механизмы использования методов психологического исследования. Методология эксп. психологии, как и любой другой науки, строится на основе определенных принципов:

· Принцип детерминизма – проявление причинно-следственных связей. в нашем случае – взаимодействие психики со средой – действие внешних причин опосредуется внутренними условиями, т.е. психикой.

· Принцип единства физиологического и психического.

· Принцип единства сознания и деятельности.

· Принцип развития (принцип историзма, генетический принцип).

· Принцип объективности

· Системно-структурный принцип.

4. Психологическое измерение

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения имокружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и структуры индивидуального опыта.

Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии. как особой науки, отличной от философии и физиологии.

Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т. е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т. д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики.

Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук - биологических, технических и социальных.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня экспериментальная психология сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии - предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:
2. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
3. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
4. Принцип фальсифицируемости - предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Cпецифичные для экспериментальной психологии принципы

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Тема 1.1 . Введение в экспериментальную психологию, предмет и объект экспериментальной психологии.

В.1. История становления экспериментальной психологии как науки. Предпосылки возникновения экспериментальной психологии.

В.2. Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин).

В.3. Становление зарубежной экспериментальной психологии.

В. 4 Подходы к определению предмета экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология как наука, дает знания о методах психологического исследования, об особенностях организации и проведения эксперимента и является необходимой частью психологического образования.

Рассмотрим основные предпосылки возникновения экспериментальной психологии. Впервые в Античности представления о психике были связаны с анимизмом (от лат «анима» - дух, душа)- согласно которым у всего, что есть на свете, существует душа. Позднее материалисты-философы Демокрит, Лукреций, Эпикур, понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Древнегреческий философ Платон (427-347гг. до н.э.) считал, что душа человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Душа это нечто незримое, божественное, вечное. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей».

Ученик Платона философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе. В этот исторический период изучались многие из тех проблем, над которыми сейчас работает психологическое знание, такие как: природа ощущений, восприятие, память, разум и чувства, аффекты, психологические аспекты обучения и воспитания, природа психических состояний (сон, бодрствование), свойства темперамента, характера, поступков, патология поведения и многое другое. В античности началось накопление эмпирического знания. Древнегреческие медики Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), александрийские – Герофил и Эразистрат (III в. до н.э.), римский врач и философ Гален (130-200 гг. до н.э.) обнаружили анатомическую основу души – нервную систему, окрыли чувствительные и двигательные нервы.

В Средневековье утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Но, надо отметить тот факт, что и в этот исторический период проводились опыты. Например, первые собственные опыты проводил Авиценна. Он создал раскрашенный в разные цвета диск, при вращении которого с различной скоростью было обнаружено, что при низкой скорости цвета воспринимаются раздельными, а при увеличении скорости цвета смешиваются. Таким образом, Авиценна опытным путем установил пороги чувствительности, зависящие от интенсивности и длительности раздражителя. Авиценна также подверг экспериментальной проверке проблему взаимосвязи душевных переживаний и телесных реакций человека, пытаясь определить по вегетативным изменениям (по частоте пульса) душевное состояние людей. В своем первоначальном опыте он использовал двух баранов. Одного из баранов он кормил в обычных условиях, другого - на виду у волка привязанного рядом. Пища была одинаковой. В результате обнаружилось, что баран, кормившийся в присутствии волка, быстро исхудал и погиб.

В XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Основной идеей культуры данной эпохи является механицизм, т.е. концепция, по которой все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики, механики химии. Идея механицизма проявляется в работах итальянского физика Галилео Галилея (1564-1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642-1727). В Европе формируется наука построенная на эмпирическом изучении природы и человека, основанная на Ньютоновской и Галилеевской научной картине мира. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека.

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) предпринимает попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта. Он доказывает, что нет особого духовного начала, оно всегда есть из проявлений протяжной субстанции (материи).

Французский философ и математик Рене Декарт(1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. Декарт создает теорию, объясняющую поведение человека на основе механической модели. Декарт формирует принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности всех природных явлений.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. Он считал, что в душе человека идет непрерывная работа психических сил- бесчисленных «малых перцепций», из которых возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Джон Локк (1632- 1704) рассматривает душу человека как пассивную среду, сравнивая её с чистой доской, на которой ничего не написано.

Английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626) становится основателем индуктивно-эмпирического подхода к исследованию природы. Он выделил правила управляемого эксперимента, как вариация (изменение явления изучаемого или воздействующих факторов), репродукция (возможность повторения опыта), инверсия (проверка факта в измененных условиях), принуждение (повторение проведения опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов они не перестанут влиять на изучаемое явление), применение и другие. Джон Стюарт Милль (1806-1873) усовершенствовал индуктивно-эмпирический метод, который стал основой всей науки.

В XVIII в. немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) вводит термин «эмпирическая психология» (1732) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Он же ввел в научный оборот термин «психометрика».

Английский врач Давид Гартли (1705-1757) раскрывал закономерности образования ассоциаций с механистических позиций и пытался объяснить психические процессы с точки зрения работы организма человека как «вибраторной машины». Гартли считал, что за счет вибрации импульсы передаются по нервам из одной части тела в другие, тем самым предвосхитил многие идеи нейропсихологии.

К середине XIX в. были сформулированы основные принципы научного изучения природы человека.

Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал принцип «специфической энергии органов чувств», по которому возбуждение определенного нерва всегда вызывает ощущение, потому, что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия».

Французский хирург Поль Брока (1824-1880) предложил в 1861 году клинический метод. При вскрытии трупа мужчины, который при жизни обладал невнятной речью, Брок выявил поражение третьей лобной извилины коры головного мозга и обозначил эту часть мозга как центр речи. До сих пор закрепилось название «область Брока».

В 1870 году впервые использовали метод электростимуляции для изучения мозга. Густав Фритш и Эдуард Хитциг обнаружили, что воздействие слабыми электрическими разрядами на отдельные области коры головного мозга у животных приводит к ответным моторным реакциям - подергивание лап. Таким образом, исследования физиологов XIXв. подготовили почву для возникновения экспериментальной психологии, именно психология сделала решающий шаг к пониманию физических механизмов, лежащих в основе процессов мышления.

В России становление основ экспериментальной психологии связано с философско-методологическими основами развития науки конца XIX столетия. В отечественной психологии в дореволюционный период (1917г.) выделяют естественнонаучное и эмпирическое направления, представители которых внесли наибольший вклад в разработку и развитие проблем экспериментальной психологии. В России в этот период открываются университеты: Московский (1755), Казанский (1804), Петербургский (1819), Томский (1888).

Важное место в истории становления и развития отечественной экспериментальной психологии отводится следующим ученым.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) –основоположник отечественной научной психологии, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни.

Наиболее заметной фигурой в отечественной экспериментальной психологии начала ХХ в. можно считать Георгия Ивановича Челпанова (1862–1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Г.И. Челпанов активно внедрял экспериментально-психологические знания в подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читал курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и в семинарии при Московском психологическом институте. Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), развивал экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования. В 1893 году В.М. Бехтерев в Петербурге стал заведующим кафедрой нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. В 1907 году Бехтерев в Петербурге организовал Психоневрологический институт. Лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объясняя их, он выделил (совместно с С.Л.Франком) две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружающим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Иван Петрович Павлов (1849-1927), изучал условно рефлекторные связи в деятельности организма, является создателем учения о высшей нервной деятельности. В его учении о высшей нервной деятельности единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, где в качестве условного раздражителя выступает слово.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета, затем были устроены лаборатории «опытной психологии» в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. открылась психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. В отличие от этих лабораторий, где исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой, в Одессе профессором Н.Н. Ланге была создана психологическая лаборатория на историко-филологическом факультете. Ланге Николай Николаевич (1858-1921)- один из основоположников отечественной экспериментальной психологии, занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления.

Весомый вклад в развитие отечественной теоретической и экспериментальной психологии XX века внесли следующие ученые.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1896-1960) был автором трактовки деятельностного подхода в психологии. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности сознания, в своей работе «Принцип творческой самодеятельности» (1922г.)

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)- автор одной из трактовок деятельностного подхода в психологии, согласно которому основным предметом исследования в психологии признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Александр Романович Лурия (1902-1977) –родоначальник отечественной нейропсихологии. Особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций.

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Реализация данной концепции позволяет качественно повысить эффективность обучения. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.

По мнению В.Н. Дружинина, до начала 80-х годов XX века психологическая наука в нашей стране напоминала перевернутую пирамиду, стоящую на своей вершине. Большинство отечественных психологов занималось исследовательской и преподавательской работой, меньшая часть –прикладными разработками, объясняя это тем, что социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабатывать на жизнь преподаванием, изданием популярных книг и практикой. К этому можно добавить, что проведение психологического эксперимента – это не только длительный, но и сравнительно дорогостоящий процесс, требующий значительных финансовых трат. В условиях дефицитарного финансирования науки в целом проблема развития экспериментальной психологии является элементом более сложной совокупности социально-политических, культурно-исторических и экономических особенностей развития нашей страны.

Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную науку произошло в 60-70 х годах XIXвека в Германии.

В первой четверти XIX в. немецкий философ, педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) провозгласил психологию самостоятельной наукой, которая должна основываться на метафизике, опыте и математике. Несмотря на то, что Гербарт признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике, идеи этого ученого оказали сильнейшее влияние на взгляды основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

Немецкий физиолог, физик, философ Густав Теодор Фехнер (1801–1887) достиг во всех этих областях значительных результатов, но в историю вошел как психолог. Он стремился доказать, что душевные явления могут быть определены и измерены с такой же точностью, как и физические. В своих исследованиях он опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета Э.Г. Вебером (1795–1878) зависимость между ощущением и раздражителем. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил его имя. Исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Им были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили название «классических»: метод минимальных изменений (или метод границ), метод средней ошибки (или метод подравнивания) и метод постоянных раздражителей (или метод констант). Главный труд Фехнера «Элементы психофизики», опубликованный в 1860 г., по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Весомый вклад в развитие психологического эксперимента внес другой немецкий естествоиспытатель-Герман фон Гельмгольц (1821–1894). С помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций. До настоящего времени переиздаются его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). Его теория цветового зрения и резонансная теория слуха актуальны до сих пор. Идеи Гельмгольца о роли мышц в чувственном познании были в дальнейшем творчески развиты великим русским физиологом И.М. Сеченовым в его рефлекторной теории.

Вильгельм Вундт (1832–1920) был ученым широких интересов: психологом, физиологом, философом, языковедом. В историю психологии он вошел как организатор первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), преобразованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Из стен Лейпцигской лаборатории вышли такие выдающиеся исследователи, как Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман (Германия); Г. Холл, Дж. Кеттелл, Г. Мюнстерберг, Э. Титченер, Г. Уоррен (США); Ч. Спирмен (Англия); Б. Бурдон (Франция). Вундт, намечая перспективы построения психологии как самостоятельной науки, предполагал разработку в ней двух направлений: естественно-научного и культурно-исторического. В «Основах физиологической психологии» (1874) он указывает на необходимость использования лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы, их изучения и выяснения связей между ними. Предметом изучения в эксперименте могут быть относительно простые явления: ощущения, восприятия, эмоции, память. Однако область высших психических функций (мышление, речь, воля) эксперименту не доступна и исследуется культурно-историческим методом (через изучение мифов, обычаев, языка и т. п.). Изложение этого метода и программа соответствующего эмпирического исследования даны в десятитомном труде Вундта «Психология народов» (1900–1920). Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.

Родоначальником тестовых методик считается американец Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Однако идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Френсису Гальтону (1822–1911), объяснявшему эти различия наследственным фактором. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Для обоснования своих выводов он впервые в научной практике привлек статистические данные и в 1877 г. предложил для обработки массовых данных метод корреляций.

Внедрение статистико-математических методов в психологические исследования повышало надежность результатов и давало возможность устанавливать скрытые зависимости. С Гальтоном сотрудничал математик и биолог Карл Пирсон (1857–1936), разработавший для проверки теории Ч. Дарвина специальный статистический аппарат. В результате был тщательно разработан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен. Фишер прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента. Спирмен применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

С конца XIX века начали активно проводиться эксперименты с животными, которые сначала проводили в естественных условиях, а затем и в лабораторных. Данные эксперименты проводили Морган, Смолл, Торндайк и другие ученые.

В последнее время наиболее активно психология, основанная на постоянном обращении к эксперименту, мощно развивается в США. В отличии от большинства отечественных учебников по психологии, в американской учебной литературе каждый параграф насыщен ссылками на многочисленные эксперименты, большинство из которых проведены в последние десятилетия.

Мнения и позиции ученых относительно предмета экспериментальной психологии - неоднозначно. Вначале дадим определение экспериментальной психологии. В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение: «Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента» (Психологический словарь, ред. Давыдова).

Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов» (Психология словарь, ред. Петровского, Ярошевского) Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода» (Фресс,Пиаже). В некоторых определениях говорится о необходимости разработки методов в рамках экспериментальной психологии: «Экспериментальная психология – 1) область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики... В экспериментальной психологии разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов; 2) экспериментальный раздел общей психологии» (Крылов, Сочивко).

В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.

1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления... Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой» (В.Н.Дружинин).

2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер (Р. Готтсданкер).

3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «...вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания» (Д. Кэмпбелл).

4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии (В.Н. Дружинин). Именно этого понимания экспериментальной психологии мы будем придерживаться в дальнейшем изложении. Следует отметить, что при указанном подходе «эксперимент» понимается в самом широком объеме как любой метод психологического исследования, любой эмпирический метод. Несмотря на то, что термины «эксперимент» и «эмпирия (эмпирика)» переводятся с греческого одинаково – опыт, значения их в современной науке разные. В понятии «эксперимент» опыт рассматривается как конкретный прием исследования в точно учитываемых условиях. В понятии «эмпирика» опыт понимается как общая совокупность накопленных знаний и умений. Отсюда эмпирический метод – это любой способ получения фактических данных о действительности, основанный на человеческом опыте. Таким образом, если принять широкое толкование понятия «эксперимент», то экспериментальную психологию скорее следовало бы поименовать «эмпирической психологией». Однако в психологии термин «эмпирическая психология» имеет уже свое значение и свою историю, что не позволяет повторно использовать его в другом значении.

Тем не менее, в круг интересов экспериментальной психологии входит все большее число неэкспериментальных исследовательских приемов. И сейчас сложилась определенная традиция понимать эксперимент как частный метод эмпирического познания, а экспериментальную психологию – как совокупность множества эмпирических методов. Поскольку многие (если не большинство) эмпирических методов психологии естественным образом включают в себя измерительные процедуры и анализ результатов измерения, то в область компетенции экспериментальной психологии входят теперь и теория измерений, и знания по обработке (в первую очередь статистической) эмпирических данных.

В.В. Никандров подчеркивает, что «если говорить об экспериментальной психологии не только как о совокупности исследований психической жизни с помощью экспериментальных методов, но и как о науке, разрабатывающей эти методы, то мы сталкиваемся с проблемами теоретической проработки исследовательских приемов» (В.В. Никандров). Любой исследовательский метод есть практическая реализация принципов данной науки. А принципы – это основополагающее начало любой теории, концепции. Таким образом, каждый метод нуждается в подведении общетеоретической базы. С другой стороны, любой метод есть система процедур, операций, алгоритмов действий, формализованных правил сбора, анализа и обработки информации. Обычно эти операции и правила объединяются понятием «методика». Разработка всей методической системы есть непростая теоретическая работа, которая и совершается в рамках экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология - сравнительно молодая наука. Ее зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине XIX в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности - ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлявшееся в основном методом интроспекции, показало невозможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения экспериментальной психологии. Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную область психологических знаний, отличную от философии и физиологии, приурочено ко второй половине XIX в., когда под руководством выдающегося немецкого психолога В.Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному ее изучению, переход от метода интроспекции как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода . К этому времени относится открытие основного психофизического закона (закон Вебера-Фехнера), давшего возможность установления связи между физическими и психологическими явлениями. Основной психофизический закон показал возможность количественного измерения психических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал. С этого времени основным объектом измерения стали ощущения человека и животных (Э.Торндайк и др.), их изучение продолжалось до конца XIX в. Крупный вклад в развитие экспериментальной психологии внес В.М.Бехтерев (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению чело
века. Его работа “Общие основы рефлексологии человека” (1917) получила всемирное признание.
В конце XIX - начале XX в. экспериментальная психология начинает играть все большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал при меняться в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф.Гальтон, Д.Кеттелл). Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предметом которой являются индивидуальные различия между людьми и их группами .
На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных. Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Ф.Гальтоном. В 1884 г. он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции. Ф.Гальтон привлек к сотрудничеству таких ученых-математиков, как К.Пирсон, изобретший дисперсионный анализ, и Р.Фишер, применивший в написанной им работе “Общий интеллект, объективно определенный и измеренный” (1904) факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.
С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики. Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский ученый А.Вине. В дальнейшем этот тест А.Вине усовершенствовал вместе с Т.Симоном.
Во второй половине 1920-х гг. стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Г.Айзенк, Р.Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный аме
риканским психологом Д.Морено, множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов - учеников и последователей К.Левина.
На 1950-1960-е гг. XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психологических знаний . Создано множество психодиагностических методик, число которых продолжает увеличиваться быстрыми темпами. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также компьютерные средства .
Таким образом, экспериментальный метод стал надежным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии . Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.