Церковь большая полянка. Московский григориевский храм в дербицах

У храма святителя Григория Неокесарийского в Москве — редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью, и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени «породнился» с Московским Кремлем...

На строительство и украшение этого денег не жалел.

Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке .


Саша Митрахович 14.04.2017 12:18


Место, где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землей. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что ее строили по распоряжению великого князя Московского Василия Темного, внука . По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведет храм — на том месте, с которого увидит по возвращении стены , а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдет.

Свое обещание Василий Темный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года — в день . Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый — тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году дал добро на строительство нового, каменного, храма.

Красная церковь

Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен .

Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному , а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский .

Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил , в присутствии уже нового государя .

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.


Саша Митрахович 14.04.2017 12:47


Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел. Наполеоновские солдаты, славившиеся своим умением устраивать где ни попадя конюшни, — и те оберегали его от огня московского пожара. Главному разорению храм подвергся от своих. Впрочем — не снесли, хотя и порывались.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

А потом начался XX век. И если еще в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного — молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, позже канонизированная Церковью, — то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжелые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожалел даже захватчик-иноземец.

В 1922 году из Красной церкви в Москве изъяли многие ценности. В попытке спасти настенные росписи, — совет общины принял решение:

«произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения».

А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил ее снести, потому что она якобы мешала пешеходам — перекрывала тротуар Полянки до самой проезжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться... сквозным проходом. Как ни крути, все же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм Григория Неокесарийского закрыли совсем.

В 1960-е годы храм на Большой Полянке сильно обветшал. Приличествующий ей вид вернули реставраторы, после чего она наконец получила статус памятника истории и культуры.

Возвращение Храма на Большой Полянке в лоно Церкви

Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нем возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация, главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас «скопировали» с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле .

30 ноября 1996 года, в день памяти о, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Саша Митрахович 14.04.2017 13:19


Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы...

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией, создатели церкви Григория Неокесарийского придерживались, может быть, даже несколько архаизирующей линии.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль...

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи. Деликатно «архаизировав» композицию, создатели храма вовсю «отыгрались» на оформлении. Одни изразцы, не потерявшие до сих пор своего блеска, чего стоят! Двумя поясами-фризами (нижний разорван арками порталов) пересекают они первый ярус колокольни. Широким, как праздничный рушник, полотном пролегают под карнизом самого храма — эта пятиглавая пирамида кокошников словно вырастает из изразцового разнотравья.

Общее впечатление поддерживают небольшие, незаметные на первый взгляд, изразцовые вставки, белокаменная резьба порталов и общее декоративное исполнение фасадов, в котором специалисты усматривают элементы костромских традиций: и даже абсолютно «новодельные» (никогда их там не было) часы на колокольне как-то по-своему «вписались» в общий орнамент.


Саша Митрахович 14.04.2017 13:32


Можно только представлять себе, каким был интерьер храм Григория Неокесарийского в те времена, когда он являлся «царским храмом». Безбожная, в прямом и переносном смысле, реквизиция оставила потомкам мало шансов увидеть первозданную красоту церкви. Только росписи сводов невозможно было реквизировать.

Открывает храм богато украшенный входной портал в нижнем ярусе колокольни. Его оформление — своего рода перекличка с растительным орнаментом изразцов на фасаде; здесь та же яркая, насыщенная цветовая гамма — красный, желтый, зеленый, синий своих исконных, природных оттенков. Этот портал — напоминание о том, что входим мы не в простой храм, а — в монарший.

Внешнее ощущение «малости» церкви Григория Неокесарийского несколько стушевывается, поглощенное симфонией красок. И лишь внутри по-настоящему понимаешь всю камерность сооружения. Низкий, тяжеловесный крестовый свод трапезной напоминает нам о древних архитектурных приемах, когда строить широкие помещения без внутренних опор еще не умели.

По правую и по левую руку — входы в приделы Григория Богослова и Боголюбской иконы Божией Матери. Зрительно они несколько «корректируют» замкнутость внутреннего объема в сторону его увеличения, однако не стоит забывать, что изначально этих приделов не существовало и трапезная казалась еще тесней. Впрочем, это вполне в старых традициях русского храмового зодчества — камерность, внутренняя замкнутость церкви более располагает к молитве, к размышлениям о вечном и о бренности земного существования...

Яркий, охряный, украшенный премудрыми узорами храм Св. Григория Неокесарийского построен в середине XVII века. Находится на Большой Полянке (знаменитой своими купеческими особнячками замоскворецкой улице), недалеко от станции метро "Полянка". Храм состоит из трех основных частей: шатровая колокольня соединяется трапезной с четвериком, увенчанным горкой кокошников и пятиглавием. Красивейшие декоративные убранства - белокаменные и кирпичные фигурные детали - наличники, порталы, карнизы. Фасады колокольни и четверика обрамлены поясом из девяти тысяч многоцветных изразцов рисунка "павлинье око" автора Степана Иванова по прозвищу Полубес.

По преданию, храм Св. Григория Неокесарийского "в Дербицах" был заложен в честь возвращения из татарского плена великого князя Василия II. Князь, находясь в неволе, дал обет: если удастся освободиться, велит построить храм на том месте, откуда увидит Москву, во имя святого, память которого совершается в этот день. Это произошло 17 (30) ноября 1445 года - в день празднования памяти Святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Именно отсюда открывается вид на купола Кремля. Тогда, измученный пленом и долгой дорогой Великий князь, узрев их, восславил Бога за спасение.

Документально же церковь известна с 1632 года. Первоначально она была деревянной. С середины XVII века настоятель храма Андрей Савинов - духовник государя Алексея Михайловича, на деньги из государственной казны отстраивает церковь в камне. Известно, что не без его влияния вдовый Алексей Михайлович выбрал в невесты 20-ти летнюю Наталию Нарышкину. До сих пор в литературе можно прочесть, будто венчание, а затем и крещение их первенца, Петра I, состоялись в церкви Григория Неокесарийского, хотя историки утверждают, что все это происходило в Кремлевском Соборе. Строительство храма еще не было завершено после смерти царя, настоятель же ее, Андрей Савинов, был сослан в монастырь. В числе прегрешений ему вменялось и строительство храма без патриаршего благословения. Однако сам патриарх впоследствии благословляет достроить храм и освящает его.

Внутреннее убранство храма не менее благолепно. Стены расписывали костромичи, переяславцы. Иконы в храме - кисти Ушакова, Зиновьева. Особый статус храму придавало наличие "царского места".

За три с лишним века храм дважды переживал разорение: в войну 1812 года и 30-е годы XX века. В 1994 г. храм был освящен вновь. Ныне главная святыня храма - чудотворная Боголюбская икона Богоматери. Здесь же хранятся и другие чтимые реликвии, в том числе мощи св. Григория Неокесарийского, Тихона Задонского, Митрофания Воронежского и других святых.

Храм в честь святителя Григория Неокесарийского, что находится в Москве на Полянке, имеет очень древнюю историю. Первоначально он был срублен из дерева по приказу князя Василия II по прозвищу Темный. Согласно легенде, сделано это было в знак благодарности Небесам за избавление от татарского пленения.

Легенда о постройке храма

Сегодня от того деревянного сооружения не осталось и следа. На его месте возвышается величественный каменный храм. Но еще тогда, когда это место представляло собой пустырь, князь Василий, пребывая в Орде, поклялся Богу, что на том месте, с которого увидит Московский кремль, построит храм и освятит его в честь того святого, память которого будет праздноваться в тот день. Увидеть крепостные стены столицы ему было суждено 30 ноября 1445 года. По православному календарю в этот день празднуется память святителя Григория Чудотворца из Новой Кесарии. Это обстоятельство и определило судьбу будущей церкви, известной сейчас как храм на Полянке Григория Неокесарийского.

Новое строительство

Деревянная церковь простояла до XVII века. В 1669-1679 годах подле нее вырастает каменный храм. Произошло это по инициативе царского духовника, священника Андрея Савинова при помощи государевых пожертвований. Церковное благословение на постройку дал а вот освящать законченный храм Григория Неокесарийского пришлось уже патриарху Иоакиму. Строительством руководили лучшие зодчие, каких удалось найти на то время. История сохранила для потомков их имена: Карп Губа и Иоанн Кузнечик.

Архитектура и декор церкви

В архитектурном отношении в храме Григория Неокесарийского отразилась стандартная для того времени московская практика церковного строительства, предполагающая пятиглавие и шатрового типа колокольню. Декорирование храма было выполнено с помощью изразцов и Авторство их принадлежит человеку, которого мы также знаем по имени. Им был знаменитый в то время гончар Степан Полубес.

К разработке проекта храма в отношении того, что сейчас назвали бы дизайном, приложил руку сам царь Алексей Михайлович. Именно он распорядился выкрасить храм Григория Неокесарийского в красный цвет под кирпич, а шатер покрыть белилами и бирюзой. В итоге церковь получилась настолько красивой, что в народе ее так и прозвали - Красная церковь. Иконостас писали царские художники и иконописцы, руководил которыми небезызвестный Симон Ушаков. Его авторству в этом проекте принадлежит, например, образ Божией Матери «Елеуса-Киккская». Разумеется, сейчас он находится не в храме, а среди экспонатов Третьяковской галереи.

Церковь и царская семья

В этом же храме венчался с Натальей Нарышкиной в 1671 году. В нем же которому суждено будет впоследствии стать императором Петром Великим. Даже сегодня еще в храме Григория Неокесарийского хранится купель, в которой крестили будущего государя-реформатора. В принципе, такое внимание к храму царской семьи было вполне объяснимо, так как его настоятелем традиционно был духовник царя, а сам храм имел статус придворного.

Церковь в войну 1812 года

Во время событий 1812 года храм на Полянке Григория Неокесарийского также отличился. Если в отношении прочих церквей французы позволяли себе акты вандализма и сожгли многие культовые сооружения наравне с обычными домами, то в данном случае они повели себя беспрецедентно. А именно: в храме Григория Неокесарийского дежурили солдаты, в задачу которых входила защита здания от разграбления и от огня. Французские бойцы носили в ведрах воду, чтобы уберечь его от повреждения пожаром, опустошившим столицу. По этому поводу Наполеон сокрушался, говоря, что если бы только это было возможно, он положил бы эту церковь на ладонь и отвез в Париж.

Революция

Но чего не сделали интервенты-французы, то с успехом осуществили русские коммунисты. В течение 22 лет после революции 1917 года в храме Григория Неокесарийского продолжали совершаться богослужения. Но в 1939 году его закрыли и наполовину разрушили. Последний настоятель был убит на Бутовском полигоне.

Возвращение верующим

В руки верующих храм вернулся только в 1994 году. Тогда же были возобновлены богослужения. К 1996 году храм был восстановлен в достаточной степени, чтобы его можно было освятить, что и случилось при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В храме покоятся мощи, если верить официальным источникам, самого патрона церкви - святителя Григория Неокесарийского. Их передал общине прихода в 1998 году.

Храм сегодня

В настоящее время, кроме этой святыни, в данном храме имеются частицы мощей множества других святых, что представляет определенную ценность в глазах верующих. Кроме основного престола в честь указанного отца церкви, функционируют еще два - в память святителя Григория Богослова и в честь иконы Божией Матери «Боголюбской». Настоятелем церкви в данный момент является епископ на покое Иероним (Чернышов).

Храм Григория Неокесарийского на Полянке: расписание и адрес

Проще всего добраться до храма со станции метро «Полянка». Полный адрес прихода следующий: улица Большая Полянка, д. 29А.

Что касается расписания, то богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам.

В субботу:

  • 09:00 - утреня, литургия.
  • 17:00 - всенощное бдение.

В воскресенье:

  • 09:30 - литургия.

Более подробное расписание храма Григория Неокесарийского нужно уточнять в церкви, так как оно ежемесячно обновляется.

Пробегая на днях по Полянке, не удержалась и щелкнула пару раз красивейший храм Григория Неокесарийского. Фотографии получились отвратительными, но все равно решила сделать пост для своего дневника, потому как об этом храме на ли ру почти нет информации.

Одна из самых красивых в Москве церквей, во имя Святого Григория Неокесарийского, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка.
В древней Москве праздник этого святого связан с тем, что 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.
В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.
Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.
Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.
Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре
Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», - красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.
И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен - московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад.

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года.
К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

Материал цтируется по

Это было в 1999 году. Как-то раз мы были в гостях у моего одноклассника и друга, Михаила Народицкого. Михаил, его супруга Елена, дочь Марина и тёща Татьяна Васильевна являются прихожанами храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке. Они рассказали нам о том, что храм, в который они ходят, теперь полностью отреставрирован, в нём имеется даже рака для мощей Святителя, а вот сами мощи обрести никак не удаётся. За ними обращались в разные места, о которых говорили, что там они пребывают, ездили даже в Испанию, но все напрасно.

A.Savin , CC BY-SA 2.5

Разговор запомнился. Спустя некоторое время мы уехали в Лондон.

Успенская церковь на Найтсбридж

По воскресеньям мы ходили на литургию в лондонскую церковь Успения Божией Матери и Всех Святых на Найтсбридж. В тот день служил владыка Антоний, митрополит Сурожский. В храме было принято во время литургии упоминать всех святых, «честные мощи коих пребывают в храме». Неожиданно мы услышали, что владыка среди других имен назвал имя святителя Григория Неокесарийского.

Сразу же после службы мы подошли к владыке Антонию и рассказали ему про московский храм Григория Неокесарийского и про сложности с обретением мощей. Владыка сказал, что маленькая частичка мощей запаяна в аналойной иконе храма, но он обязательно посмотрит еще и в другом месте, в котором, возможно, имеется другая частица мощей Святителя.

Прошло много недель, владыка Антоний болел, редко появлялся, на наши осторожные вопросы говорил, что ищет и молится, просил набраться терпения и подождать.

Я вскоре снова оказался в Москве, зашёл к своим друзьям и поведал им об обнаружении мощей в лондонском храме. Они очень обрадовались, быстро организовали письмо-запрос настоятеля храма на Полянке игумена (ныне епископа) Иеронима (Чернышова), адресованный владыке Антонию.

В эти дни позвонила моя жена, Татьяна, и радостно сообщила, что была в Успенской церкви, и владыка Антоний подтвердил, что нашёл мощи и готов их передать. Татьяна спросила владыку, как можно организовать передачу, он ответил, что бывает так, что мощи перевозят не только священнослужители, но и мирские люди, и он готов передать частичку мощей нам, чтобы мы отвезли её в Москву.


Павел Петров , CC BY-SA 3.0

Перед отъездом в красном углу квартиры я обнаружил и захватил с собой в Лондон мешочек для просфор, вышитый нашей православной знакомой Наталией Гулая.

Передача мощей

С нетерпением мы дождались воскресенья 13 июня 1999 г. После литургии мы смиренно подошли к владыке Антонию, он попросил нас немного подождать, удалился в алтарь, вернулся и передал нам частицу мощей.

Вы не можете представить себе те чувства, которые охватили в этот момент не только мою семью и меня, но и многих присутствующих в церкви, которые знали о нашей просьбе и всячески помогали и сопереживали нам. Мы стали благодарить владыку, на что он сказал: «Это не я сделал, а Господь»


Александра, прихожанка Успенского храма на Найтсбридж , CC BY-SA 3.0

Мы положили частичку в приготовленный мешочек, сердечно поблагодарили владыку за его доброту, и он на память сфотографировался с нами.

Это была последняя встреча с владыкой Антонием митрополитом Сурожским, который во многом изменил нашу жизнь и, я знаю, судьбы многих других.

Встреча святыни

Спустя две недели мы уехали из Лондона. В Шереметьево нас встретил настоятель храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке Иероним (Чернышов) с представителем Патриархии и принял мощи. Мы попросили вернуть нам мешочек в память об этом событии, что он и сделал после торжеств.

Вечером 29 ноября 1999 г., в канун памяти Григория Неокесарийского, в московском храме Святителя на Полянке Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжественное всенощное бдение, во время которого встретил святыню.

Мы благодарны Господу за то, что он подарил нам возможность быть причастными к этим событиям, а также иметь счастье слышать голос владыки Антония митрополита Сурожского, посещать его четверговые чтения, принять его доброту, помощь и благословение.

Татьяна, Юлия и Павел Петровы, прихожане храма «Храма Большое Вознесение»

Москва, Лондон, 1999 год

Фотогалерея




День памяти Святителя

Храм свт. Григория на Полянке

Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Полянке) - один из красивейших храмов Москвы.

Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца.

История мощей

Частица мощей свт. Григория Неокесарийского была подарена царицей Параскевой Феодоровной (супругой царя Ивана V) князю Григорию Волконскому, который в 1811 году передал её в храм.

После Октябрьского переворота мощи пропали, а храм был закрыт.

Возрождение храма

В 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим.

С 1994 года в храме святителя Григория Неокесарийского возобновлены богослужения, а к 1996 году храм был окончательно восстановлен: фасады выкрашены красно-оранжевой краской - суриком, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты.

Альфа банк пожертвовал средства на раку для мощей Святителя.