Основные черты эстетики импрессионизма в литературе. Эстетика импрессионизма в литературе Что такое импрессионизм в поэзии

5. Импрессионизм в литературе

Импрессионизм в литературе распространился в последней трети 19 – начале 20 вв.

В литературе он так и не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

Символизм стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Видимость мира пронизана бесчисленными намеками на эту скрытую сущность – таков главный постулат символизма. Но поскольку идеальное открывается поэту через видимые объекты в мгновенном впечатлении, импрессионистическая поэтика оказалась подходящим способом передачи идеального содержания. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П.Верлена «Романсы без слов», вышедший в 1874 году, когда была выставлена картина К.Моне. Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла. Он Верлен провозгласил требование «музыки прежде всего» и сам культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». А это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. В России поэтами-импрессионистами были Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский. Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов.

Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает прежде всего как особый принцип строения текста на ассоциациях слабо связанных между собой, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». В разной степени эти приемы развивали Марсель Пруст («В поисках утраченного времени», 1913–1925), Андрей Белый («Петербург», 1913–1914).

Импрессионистическая поэтика вполне подходила и под теорию натурализма. Натурализм стремился прежде всего выражать природу. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно всегда субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте. Вид предмета менялся, если герой смотрел на него в разных состоянии. Важны были описания цветов, запахов, стихий.

В прозе черты импрессионизма ярче всего проявились в новеллах Ги де Мопассана, которого принято считать наиболее выраженным писателем-импрессионистом. По собственному признанию, Мопассан стремился к конструированию субъективной «иллюзии мира» через тщательный подбор деталей и впечатлений. Но в действительности эта установка – лишь «иллюзия импрессионизма». «Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Импрессионизм был против общего, а значит предполагал отсутствие законченного сюжета, и поэтому ярче всего проявлялся новеллах, описывающих небольшое по времени, а часто и по значительности, событие.

В литературе более последовательно, чем в живописи, делались попытки обосновать импрессионизм теоретически. После романов и статей Золя и «Дневников» братьев Гонкур появились «Импрессионизм» Ж. Лафорга, «Искусство прозы» Г.Джеймса, «О искусстве» Валерия Брюсова, в разной степени приближающиеся к «поэтике впечатлений».

Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У. Пейтер в книге Ренессанс говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства. В импрессионистическом эссе оценка дается не с точки зрения известных художественных канонов, а на основе личного взгляда и вкуса автора. «Я предпочитаю чувствовать, а не понимать», - писал А. Франс.


Заключение

В моём реферате был рассмотрен импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века, а именно импрессионизм в живописи, музыке и литературе.

Мы увидели, что импрессионизм возник и сформировался в непростое время и был последним крупным художественным движением во Франции XIX века. Это помогло ему стать одним из важнейших явлений в искусстве последних столетий, положившим начало современному искусству. Несмотря на всё внутреннее разнообразие этого течения, всех его последователей - независимо от области работы, будь то музыка или живопись, - объединяло стремление к передаче эмоций, впечатлений, каждого мгновения жизни, каждого самого незначительного изменения окружающего мира. Импрессионизм отрекся от рациональности, реальности и «музейности» классического искусства и смог «открыть глаза» зрителям и слушателям на важность и прекрасную неповторимость каждого мгновения.


Библиографический список

1 Джон Ревалд. История импрессионизма. 416 с. Изд-во Республика, Москва, 2002.

2 Андреев Л.Г. Импрессионизм. М. МГУ, 1980

3 Власов В.Г. “Cтили в искусстве.” Спб., “Лита”. 1998г.

4 Корецкая И.В. Импрессионизм в поэтике и эстетике символизма. – В кн.:Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX вв. М., 1975

5 Клод Моне. Патен Сильви. - М.: Изд-во Астрель, 2002. - 175 с.

www.art-storona.ru

www.velitas.spb.ru

www.impressionism.ru

www.rebelon.narod.ru

www.ru.wikipedia.org

www.wm-painting.ru

www.krugosvet.ru


К.Дебюсси и М.Равеля, очень мал для достижения поставленной цели. И сам Д.Б.Каба­левскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произве­дении. Сочинения К.Дебюсси и М.Равеля можно очень органично включить во многие темы, заявленные в программе. Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет неперехо­димых границ" можно использовать любую часть из "Детского уголка" (в...

ИЧай­ковским. ГЛАВА III. Некоторые результаты самостоятельной опытной работы. 1. ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ. Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов опытной работы в общеобразовательной школе N 7 г.Перми. Эта работа проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков. Проанализировав...

На учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Таким образом, важнейшей характеристикой системы дополнительно художественного образования является направленность на развития творческих способностей детей и свобода в реализации педагогических инноваций. 2.2. Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и « ...

Рост числа великодушных людей за счет сокращения количества бездушных, равнодушных, малодушных - таковы должны быть результаты этой целенаправленной работы." 2.4 Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе...

Импрессионизм это один из стилей в живописи рубежа 19-20 века. Определение приобрело междисциплинарный характер: его распространяют на музыку (К.Дебюсси, М.Равель, А.Скрябин), скульптуру (О.Роден), философию (У.Джеймс, Дж.Сантаяна). В литературе он затрагивает новации как натурализма и символизма , так и их пограничных (постнатуралистических, предсимволистских, постсимволистских) стилистических образований. Несмотря на распространенность дефиниции в эпоху декаданса, ее использование для обозначения программно выразившего себя литературного стиля остается дискуссионным.

Как наименование импрессионизм восходит к выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов и т.д.» (открылась в Париже 15 апреля 1874), на которой были выставлены полотна Э.Дега, А.Гийомена, К.Моне, Б.Соризо, К.Писарро, О.Ренуара, А.Сислея, т.е. молодых художников, в 1860-е сплотившихся вокруг Э.Мане. Под No 98 в каталоге числилась работа Моне «Впечатление. Восход солнца»(1872). Экспозицию высмеял в газете «Charivari» (25 апреля) критик Л. Леруа (статья «Выставка импрессионистов»). Кличка, придуманная им, вскоре была принята ее участниками, устроившими еще семь выставок (1876-86), после чего объединение распалось.

Считавшие себя многим обязанными колоризму Э.Делакруа, Г.Коро, Дж.Констебля, У.Тернера и, в особенности,Э.Мане, французские импрессионисты, пережившие также увлечение фотографией и японской раскрашенной гравюрой, не вкладывали в слово импрессионизм программного смысла. Для них это прежде всего форма протеста против принципов академизма, восходящих к классицизму и «необузданных» фантазий художников-романтиков. Импрессионизм совмещает оригинальность личного взгляда и научность, строгость приема. Работе в студии импрессионисты противопоставляют выход на натуру и принцип «пленэра» (французский - свежий воздух), такой тип «мгновенного» пейзажа, который сосредоточен на атмосферических эффектах света - всегда новом, в чем-то неясном и текучем, отражении от предметов и поверхностей, самих по себе, без подсветки, как бы не существующих. Форма, считает импрессионизм, не должна быть предопределена требованиями сюжета, рисунка, абстрактного представления о цвете. Она неотделима от художника. Импрессионисты серией этюдов (стог сена, собор, Темза у Моне) подчеркивают движение солнечного луча, зажигающего самые разные цветовые пятна. Они начали писать семью-восемью не смешанными красками и за счет техники раздельных мазков, сополагая одну краску с другой, не ослабляли цвет, а заставляли его посредством контрастности сочетаний сиять, добивались эффекта чисто живописного впечатления, т.к. в природе, по их мнению, существуют только чистые краски, которые всегда по новому складываются в человеческом восприятии в общее, отчасти близорукое, «детское» впечатление. В импрессионизме расщепление света растворяет линию, контур, деталь. На их место становится новый тип сюжета - «характер», «настроение», «мелодия», схваченные художником без участия «мысли», «одной рукой» и доведенные до пространственного решения. В принятии относительности цвета - и поэзия конкретного темперамента, и обнажение живописной формы как симфонии, вибрации цвета.

Импрессионизм обозначил творческую проблематику, задолго до появления импрессионистских полотен ставшую крайне важной для той части европейской культуры, которая, противопоставив себя всем видам нормативности, попыталась определить самодостаточность творчества, дать его через «я» уникальной творческой личности. Он ставит вопрос о границах субъективности в творчестве. Отсюда сложность конкретного определения места импрессионизма в литературе 19 века, поскольку он может быть по-разному соотнесен и с романтизмом (открывшим в поэте летописца всеобщей изменчивости), и с натурализмом (связавшим романтическую субъективность с материальной средой и принципом телесности), и с символизмом (искавшим в заведомой субъективности объективность, «чистое искусство»). В широком смысле оправданно говорить об импрессионистичности всей романтической культуры 19 века, т.к. утверждение в ней «я» и присущей ему уникальности опирается прежде всего на конкретику личного восприятия, поставленную в зависимость от натуры художника, его темперамента. В импрессионизме физиология становится психологией, эстетическим опытом. Такой импрессионизм постепенно переносит акцент с «что говорится» на «как говорится». В нем природа становится природой творчества, проблемой самотождественности языка.

В живописи позиции классической эстетики творчества были прочнее, чем в литературе. Первый крупный романтик, Делакруа, добивается признания, когда в словесности сменилось несколько поколений романтиков, а также представление о том, какой тип романтизма - германский (музыкальный), ищущий в тайном становлении природы архетип, или романский (живописный), эстетизирующий внешнюю природу, - должен быть приоритетным. Во французской литературе представление о высвобождении «чистой поэзии» (своего рода цветовых пятен импрессионизма) и о природе творчества как новом, посюстороннем, типе идеала, раскрывающегося в экспрессивных возможностях языка, который не описывает, а звучит, выражает, говорит сквозь поэта, восходят еще к «Расину и Шекспиру» (1823-25) Стендаля. Новый импульс придал обсуждению этой проблемы Ш.Бодлер (начиная с разделов «Что такое романтизм?», «О колорите», «Об идеале и модели» в эссе «Салон 1846 года», 1846), связывавший позитивизацию красоты и придание ей ненормативного характера с «южным», «натуралистичным» романтизмом, пренебрегающим сюжетом и темой ради способа виденья. В описании Бодлера Делакруа зачинатель импрессионизма: «Роль воздуха в теории цвета исключительно велика, так что, если бы пейзажист писал листву такой, какой он ее видит вплотную, тон получился бы фальшивым… намеренное отклонение от истины является постоянной необходимостью даже в том случае, если художник стремится создать иллюзию достоверности… Колористы рисуют как сама природа» (Бодлер Ш. Об искусстве). Бодлер перенес принципы «колоризма» в лирику, но тем самым связал ее не с живописностью, а специфической музыкальностью, поэзией эмоционально уплотненных звука и тона. Под влиянием не только Делакруа, но Р.Вагнера (предугадавшего, подобно Ф.Шопену, импрессионизм в музыке) он отказывается различать в поэтическом слове статичный образ, под который подбирается определенная, навсегда данная форма. Бодлер уравнивает стих и настроение. Он заставляет поэзию звучать, отражать в цепочке слов («соответствий»), смысловые связи которых ослаблены, а музыкальные переклички - за счет строжайшего («научного», как у Э.А.По) отбора слов и инженерии стиха - усилены, ранее никем не испытанный «стук» сердца, уникальное душевно-поэтическое состояние. В дальнейшем установку на заклинание звука и натурализацию стиха усилил П.Верлен (программой его импрессионизма можно условно считать «Поэтическое искусство», 1874), называвший многие свои стихотворения «пейзажами» и «акварелями», радикализовал А.Рембо (сонет «Гласные» - своего рода пародия на импрессионизм). Соответственно во французской, а затем и европейской поэзии импрессионистическая тенденция - это линия, связанная с «тотализацией поэзии» (П.Валери), с представлением о материальной сущности стиха, о поэзии как тропе поэтического настроения, переживая которое в слове, автор как бы расходует себя и, искореняя «красноречие», стремится к «прозе», к опредмечиванию музыки, противопоставленной косным шумам мира: «Мы гамлетизируем все, до чего не коснется тогда наша плененная мысль. Это бывает похоже на музыкальную фразу… В сущности, истинный Гамлет может только - музыкален, а все остальное - лишь стук, дребезг и холод…» (Анненский И. Книги отражений).

Импрессионизм в литературе

Импрессионизм в литературе близок прежде всего возможностям поэзии (ряд стихотворений О.Уайлда, Ж.Роденбаха, Д.фон Лилиенкрона, М.Даутендея, Р.М.Рильке, К.Тетмайера), где связывает между собой романтизм и символизм. Отрицая старый романтизм за его «биографичность», «исповедальность», интерес к легендам и философичность, импрессионизм (недолюбливая вместе с тем поэзию «Пар паса» за жесткость форм, бесстрастие, фотографизм образов) ведет к «освобождению стиха», посредством экспериментов акцентирует его текучесть (отмена остановки и финального ударения стиха, использование нечетного количества слогов и непостоянного ритма, исчезновение признаков цезуры на полустишии, вольный перенос строки). В поэтическом символизме и постсимволизме импрессионизм сохраняет свои права как одна из ведущих поэтик «конкретного», «нового» романтизма, связанная и с поиском «объективных коррелятов» (термин Т.С.Элиота), символа, и с обнажением приема, «превращением музыки в технику» (А.Белый).

Французские поэты, боготворившие Вагнера, избегали прямых сравнений литературы с живописью. Лишь В.Гюго назвал С.Малларме «поэтом-импрессионистом». Но уже Ж.Лафорг связал принципы импрессионизма не только с живописью, но и с поэзией, музыкой, философией, однако сделал это с позиций символизма. Философский образ импрессионизма развил австрийский писатель Г.Бар («Импрессионизм», 1903). Импрессионизм для него - мироотношение искусства «модерна» (преодолевшего бытописательство). Его нельзя свести к конкретной технике: мир излучает энергию, которая, преломляясь в писательских впечатлениях, структурируется и получает иллюзорный, мерцающий образ, форму без образа. Философы импрессионизма, по Бару, - Гераклит («все течет»), И.Кант (ограничивший познание феноменальной стороной мира), Э.Мах (как автор «Анализа ощущений», 1886). Импрессионизм у Бара - «романтизм нервов». Намеченная им натурализация «внешних чувств» свойственна для ряда немецких и австрийских авторов 1890-1900-х, стремившихся разработать поэтику фрагмента («секундный стиль» пьесы А.Хольца и И.Шлафа «Папа Гамлет», 1889, совмещающий черты эпоса и драмы; прозаические миниатюры и стихотворения в прозе П.Альтенберга).

В.Брюсов в 1890-е назвал импрессионистическое «творение жизни» в поэзии «реализмом», освобождающим искусство от «замкнутых, очерченных предметов» ради «всего мира во мне»: «Реализм только часть романтизма… новая школа… правильно оценила значение слов для художника. Каждое слово - само по себе и в сочетании - производит определенное впечатление… Впечатления слов могут пересилить значение изображаемого… В произведениях новой школы важны впечатления не только от отражений, но и от самой действительности, от слов» (Брюсов В. О искусстве). С позиций позднейшего русского символизма импрессионизм (по-разному ассоциируемый с творчеством К.Бальмонта и И.Анненского) - либо игра, культ формы и настроения, восходящий к Э.По и Ш.Бодлеру, декаденство, «идеалистический символизм» (Вячеслав Иванов), который необходимо преодолеть ради религиозного «реалистического символизма», либо, в трактовке А.Белого, стадия развития иллюзионизма в литературе 19 веке (наивный реализм - импрессионизм -символизм): «Оставаться [наивным] реалистом в искусстве нельзя; все в искусстве более или менее реально; на более или менее не выстроишь принципов школы… Реализм есть только вид импрессионизма… Импрессионизм - поверхностный символизм…» (Белый А. Символизм и современное русское искусство). М.Горький (как автор «Исповеди», 1908), А.Куприн, по Белому, совмещают черты реализма и импрессионизм, а авторы «Шиповника» (Л.Андреев, Б.Зайцев) - полу-реализма и полу-импрессионизма.

Импрессионизм в прозе

В прозе импрессионизм, как и в поэзии, поставлен в зависимость от физиологии, темперамента, осознанных в терминах мастерства, формы виденья, которая придает переживанию, субъективности пространственное измерение. Г.Флобер сравнивал свой стиль с музыкой, чтобы отделить «грамматику» текста от его содержания: все детали, даже, на первый взгляд, «необработанные», должны вписываться в общий рисунок письма, работать на эффект «одного тона», «колорита». «Госпожа Бовари» для Флобера - антироман, прекрасный текст ни о чем, подчеркивающий трагизм конфликта между «искусством для искусства» и «жизнью», отсутствием какой бы то ни было красоты в «мире цвета плесени». Натуралисты (Э. и Ж.Гонкуры, Э.Золя) отказались от флоберовской дуалистичности ради синкретизма переживания, тождества стиля и сознания. Братья Гонкуры считали себя «физиологами и поэтами» и, видя в центре современного искусства частности, обостренную авторскую способность наблюдать, «жить в истории» (отсюда и тезис «история как роман», «роман как история»), реагировать на «мимолетные особенности», требовали от романиста отказаться от литературности (дидактизм, неправдоподобие сюжета, отсутствие строгого отбора) в пользу своего рода дневника - «сверх-натурализма», «поэзии без слов», психофизиологии как основы нового эпоса. Если в фотографии, по их мнению, творит природа, то в литературе живописует артистичность, неотделимая от «нервов»: «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство»(Гонкур Ж. де, Гонкур Э. де. Дневник: Записки о литературной жизни).

Для Золя требование в литературе «куска жизни» ориентировано на фотографический эффект: «жизнь», отраженная в «экране» конкретного темперамента, становится литературным «фактом». Импрессионизм в прозе стал поэтикой натурализма задолго до первой выставки импрессионистов. Золя, много сделавший для популяризации Мане, близко друживший с импрессионистами (что обыграно в романе «Творчество», 1886), не принял термин импрессионизм и называл своих друзей «натуралистами», считая их поиски в живописи тождественными открытиям натурализма в литературе. В 1880-е Г.де Мопассан (предисловие к роману «Пьер и Жан»), не желая сравнивать постфлоберовскую прозу с «пошлой фотографией», говорит о своем творчестве как воспроизводстве в книге через мастерскую группировку обыденных мелких фактов личного виденья, «иллюзии мира». Для Мопассана «иллюзионизм» - разновидность психологизма, уже не «вериталистского», а поэтического.

Проза Мопассана дает основания для соотнесения импрессионизма с трансформацией «рассказа» в «психологическую новеллу» (А.Чехов, И.Бунин, С.Крейн, Дж.Джойс, Ш.Андерсон, Э.Хемингуэй), тяготеющую то к бессюжетному (прозо-поэтическому) дневнику чувств, физиологическому очерку (принцип «жизни врасплох», найденный Золя), то к поэтике называния колоритных предметов и имен (найденной Флобером и Ж.К.Гюисмансом в романах «Саламбо» и «Наоборот»), то к поэзии подтекста (намек на внутреннее состояние персонажа посредством косвенной внешней детали и «случайного» диалога), где условная канва («рама») - лишь повод для выведения «наружу» того, что принадлежит «темным аллеям». Однако сведение импрессионизма к лирическому фрагменту, этюду на мотив эротического томления (в новеллах Т.Манна), к осколочности новеллистического виденья мира ограничивает представление о импрессионизме в прозе. Психологические возможности импрессионизма в романе подчеркнуты Г.Джеймсом («Искусство прозы», 1884; предисловия к романам в Нью-йоркском собрании сочинений 1907-09), брат которого, философ У. Джеймс, также интересовался психологией восприятия и предложил в работе «Принципы психологии», 1890) образ «потока сознания», не знающего разделения на «было» и «есть», постоянно колеблющегося. Согласно Г.Джеймсу, композиция должна быть сконцентрирована не на действии, «непосредственной жизни» и ее объяснении (оно всегда иллюзорно), а на множестве «точек зрения» на нее персонажей, своего рода импрессионистических раздельных мазков, которые только в читательском восприятии способны сложиться в условное и отчасти декоративное «центральное сознание». Автор, по Джеймсу, не объясняет, а лишь устанавливает «светильники». Они то зажигаются, то гаснут, делят драму сознания читателя на относительно не зависимые друг от друга акты: «Я не могу не признаться, что вижу главный интерес любого активного действия только в сознании, способном к обогащению и расширению (в сознании персонажа, подвергшегося какому-либо воздействию или оказавшему таковое)» (Писатели США о литературе). Психологический импрессионизм Джеймса был востребован Э.М.Форстером («Комната с видом», 1908), В.Вулф («К маяку», 1927), преобразован М.Прустом в поэтику, которая может быть востребована романом символистского типа, чья философия творческой памяти и название («В поисках утраченного времени») противоречат импрессионистическому интересу к «сейчасности» - слиянию в сознании «внешнего» и «внутреннего», «настоящего» и «прошлого». Параллельно с Джеймсом на импрессионизацию романа обращает внимание во Франции П.Бурже («Этюды по современной психологии», 1883).

Импрессионизм в драме

В драме импрессионизм сближают с некоторыми произведениями М.Метерлинка, А.Шницлера, Г.фон Гофмансталя, М.Цветаевой - т.е. по преимуществу с пьесами, которые раскрывают свое настроение, как считает Р.де Гурмон («Диссоциация идей», 1900) музыкально. Однако импрессионизм связан не столько с содержанием этих в действительности символистских пьес (темы рока, слияния любви и смерти, ожидания), сколько со способом их постановки, требовавшей реформы сценического пространства, актерской игры, костюма. Это сознавалось и постановщиками-новаторами (О.Люнье-По, Г.Крейг, М.Рейнхардг), привнесшими в режиссуру элементы поэзии, и теми, кто, как К.С.Станиславский, находили ресурсы для импрессионизма при инсценировке психологической «драмы идей» (поздний Г.Ибсен, Чехов, Г.Гауптман): «Чехов… доказал, что сценическое действие нужно понимать во внутреннем смысле и что на нем одном, очищенном от всего псевдосценического, можно строить… драматические произведения… Местами-он импрессионист, в других местах символист, где нужно-реалист; иногда даже чуть не натуралист» (Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве).

Импрессионизм в критике

Наиболее опознаваем импрессионизм в критике. Его возможности намечены «Дневниками» (1856-58) Э. и Ж.Гонкуров, фрагментами романа «Наоборот» (1884) Ж.К.Гюисманса, «Замыслами» (1891) О.Уайлда. Стилистика «чешуи в отражениях», «силуэтов», «ликов», «писем», «эскизов» не направлена на предмет критического разбора, а выступает по преимуществу способом автохарактеристики, выражения личного «вкуса» (намеренно эстетского, поверхностного, или основанного на мгновенных интуициях), который может быть представлен в виде «медальонов», «этюдов», «путеводителя» по своего рода вернисажу, библиотеке. Являясь поводом для лирической прозы, эссеизма, такой импрессионизм чаще всего свойственен писателям и критикам символистской ориентации: А.Франсу («Литературная жизнь», 1888-92), Р.де Гурмону («Книга масок», 1896-98), А.де Ренье («Силуэты и характеры», 1901), И.Анненскому («Книги отражений», 19064), Ю.Айхенвальду («Силуэты русских писателей», 1906-10; «Этюды о западных писателях», 1910), В.Брюсову («Далекие и близкие», 1912), М.Кузмину («Условности», 1923), Г.Адамовичу («Комментарии», 1967).

Хотя в живописи преодоление импрессионизма, а также его ассимиляция другими стилями наметились еще в 1880-е, в литературе (и особенно в поэзии) он как поэтика сохранял значение до середины 1920-х, сосуществуя со своими модернистскими опровержениями, самые настойчивые из которых (немецкий экспрессионизм) были, с одной стороны, антитезой импрессионистическому иллюзионизму (текучесть, размытость, относительность мира в ощущениях), а с другой - его воспроизводством на новом (подчеркнуто не романском, иррациональном, «северном») основании. С 1910-х импрессионизм начинает восприниматься не только как утонченно психологический стиль декаданса, который оспорен модернизмом и его установкой на активность, витализм, неоромантику, но и как постренессансная тенденция в развитии европейской культуры, что получило и сочувственный (рассуждения Х.Ортегии-Гассета в работах начала 1920-х о перспективе как важнейшем, в отсутствие тождества бытия самому себе, компоненте реальности) и критический отклик (у О.Шпенглера в первом томе «Заката Европы», 1918; П.Флоренского в разделах «Обратная перспектива», «Итоги» из книги «У водоразделов мысли», 1918-22).

Слово импрессионизм произошло от французского impressionnisme и от impression, что в переводе означает - впечатление.

Поделиться:

ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressio-n-nisme, от impression - впе-чат-ле-ние) - на-прав-ле-ние в ис-кус-ст-ве (пре-ж-де все-го в жи-во-пи-си) по-след-ней тре-ти XIX - 1-й четверти XX веков.

Воз-ник-но-ве-ние тер-ми-на свя-за-но с пер-вой вы-став-кой французских ху-дож-ни-ков-еди-но-мыш-лен-ни-ков (под названием «Ано-ним-ное коо-пе-ра-тив-ное об-ще-ст-во ху-дож-ни-ков…»), про-шед-шей в па-риж-ском ате-лье Г. На-да-ра в 1874 году. Од-на из пред-став-лен-ных на ней кар-тин К. Мо-не («Впе-чат-ле-ние. Вос-ход солн-ца»; на-пи-са-на в Гав-ре вес-ной 1873 года; ны-не - в Му-зее Мар-мот-тан, Па-риж) да-ла по-вод кри-ти-ку Л. Ле-руа из журнала «Le Charivari» на-звать свою об-зор-ную ста-тью «Вы-став-ка им-прес-сио-ни-стов». Са-мо сло-во «впе-чат-ле-ние» в зна-че-нии спо-со-ба ху-дожественного по-зна-ния дей-ст-ви-тель-но-сти встре-ча-ет-ся и рань-ше: этим по-ня-ти-ем поль-зо-ва-лись по-эты Ш. Бод-лер и П. Вер-лен, ху-дож-ни-ки К. Ко-ро, Т. Рус-со, Ш.Ф. До-би-ньи (уже в 1860-е годы кри-ти-ка на-зы-ва-ла его «гла-вой шко-лы впе-чат-ле-ний»), Э. Ма-не. Уча-ст-ни-ка-ми вы-ста-вок им-прес-сио-ни-стов (по-след-няя, 8-я со-стоя-лась в 1886 году), по-ми-мо Мо-не, бы-ли Л.Э. Бу-ден, А. Гий-о-мен, Э. Де-га, Г. Кай-ботт, М. Кэс-сетт, Б. Мо-ри-зо, К. Пис-сар-ро , О. Ре-ну-ар, А. Сис-лей, а так-же П. Се-занн, П. Го-ген и другие

Ус-лов-но ис-то-рию импрессионизма в жи-во-пи-си мож-но раз-де-лить на пе-рио-ды: под-го-товки (со-зре-ва-ния но-во-го ме-то-да) - 1860-е годы.; рас-цве-та и борь-бы за но-вое искусство - 1870-е годы (пе-ри-од «клас-си-че-ско-го импрессионизма»); на-чи-наю-ще-го-ся кри-зи-са (1880-е годы); позд-ний - с 1890-х годов до 1920-х годов. Но-ва-ции импрессионизма бы-ли под-го-тов-ле-ны от-кры-тия-ми в об-лас-ти оп-ти-ки и фи-зио-ло-гии зре-ния, тео-ри-ей цве-то-вых кон-тра-стов М. Шев-рё-ля, изы-ска-ния-ми Э. Де-лак-руа в об-лас-ти до-пол-нительных то-нов, пей-заж-ной жи-во-пи-сью К. Ко-ро и мас-те-ров бар-би-зон-ской шко-лы, ус-пе-ха-ми в об-лас-ти фо-то-гра-фии. Зна-чительную роль сыг-ра-ли так-же сбли-же-ние бу-ду-щих им-прес-сио-ни-стов с Э. Ма-не (с конца 1860-х годов), ока-зав-шим боль-шое воз-дей-ст-вие на мо-ло-дых ху-дож-ни-ков (не уча-ст-вуя в вы-став-ках импрессионистов, Ма-не сам от-дал дань им-прес-сио-ни-стической ма-не-ре пись-ма), зна-ком-ст-во с английским искусством (У. Тёр-нер, Р. Бо-нинг-тон, Дж. Кон-стебл) в 1870-1871 годах (во вре-мя пре-бы-ва-ния в Лон-до-не К. Мо-не и К. Пис-сар-ро) и «от-кры-тие» ев-ро-пей-ца-ми японского искусства в середине XIX века. Стрем-ле-ние уло-вить «мгно-вен-ность» со-стоя-ний ат-мо-сфе-ры и ес-тественного ос-ве-ще-ния мож-но за-ме-тить уже в пей-заж-ном твор-че-ст-ве мас-те-ров так называемого пре-дим-прес-сио-низ-ма (Э. Бу-ден, Я. Йон-гкинд, Ф. Ба-зиль), но лишь в рам-ках импрессионизма эти уст-рем-ле-ния пре-об-ра-зо-ва-лись в це-ло-ст-ную ху-дожественную сис-те-му. Наи-бо-лее по-сле-до-ва-тель-но при-дер-жи-вал-ся этой сис-те-мы в сво-ём твор-че-ст-ве К. Мо-не; в ра-бо-тах дру-гих ев-ропейских (в том числе рус-ских) и американских ху-дож-ни-ков-им-прес-сио-ни-стов различные приё-мы импрессионизма на-хо-ди-ли в ка-ж-дом слу-чае не-по-вто-ри-мо-ин-ди-ви-ду-аль-ную ин-тер-пре-та-цию.

Им-прес-сио-ни-сты бы-ли прин-ци-пи-аль-ны-ми про-тив-ни-ка-ми вся-ко-го тео-ре-ти-зи-ро-ва-ния; тео-рия импрессионизма воз-ник-ла лишь в начале XX века, она ба-зи-ро-ва-лась на ху-дожественных от-кры-ти-ях мас-те-ров это-го на-прав-ле-ния, на при-су-щем импрессионизму об-раз-ном, не-по-ня-тий-ном мыш-ле-нии. В ос-но-ве импрессионизма ле-жа-ло не-тра-диционное ви-де-ние ми-ра как не-кой «дви-жу-щей-ся ма-те-ри-аль-ной суб-стан-ции» (Б.А. Зер-нов), стрем-ле-ние за-пе-чат-леть ок-ру-жаю-щий мир в его под-виж-но-сти и из-мен-чи-во-сти, «мгно-вен-но-сти» слу-чай-ных си-туа-ций, дви-же-ний, со-стоя-ний при-ро-ды. Им-прес-сио-ни-стам бы-ло близ-ко сфор-му-ли-ро-ван-ное Э. Зо-ля по-ни-ма-ние про-из-ве-де-ния исскуства как «угол-ка ми-ро-зда-ния, уви-ден-но-го че-рез тем-пе-ра-мент» (то есть в субъ-ек-тив-ном пре-лом-ле-нии ху-дож-ни-ка); они стре-ми-лись от-ра-зить в «мик-ро-кос-ме» еди-нич-но-го про-из-ве-де-ния не-рас-тор-жи-мую связь при-ро-ды и че-ло-ве-ка, ин-ди-ви-дуу-ма и ок-ру-жаю-щей сре-ды.

Импрессионизм в живописи

Раз-ру-ше-ние ака-де-мических ка-но-нов в жи-во-пи-си французскими импрессионистами со-вер-ша-лось в не-сколь-ких на-прав-ле-ни-ях: от-каз от вся-ко-го ро-да ли-те-ра-тур-но-сти, «сю-жет-но-сти», мо-ра-ли-зи-ро-ва-ния, свой-ст-вен-ных са-лон-но-му ис-кус-ст-ву то-го вре-ме-ни, от по-ис-ков от-вле-чён-ной «ра-фа-элев-ской» кра-со-ты позд-не-го французского клас-си-циз-ма (Ж.О.Д. Энгр и его по-сле-до-ва-те-ли), не-при-ятие как про-грамм-но-сти и па-фо-са ро-ман-тического искусства, так и за-ост-рён-но-го со-ци-аль-но-го реа-лиз-ма Г. Кур-бе. За ред-ким ис-клю-че-ни-ем, искусство импрессиоизма об-ра-ще-но к со-вре-мен-но-сти: в нём пре-об-ла-да-ют те-мы го-ро-да, «ча-ст-ной» жиз-ни (быт, от-дых, раз-вле-че-ния), кра-со-ты сель-ских пей-за-жей. Импрессионизм раз-ру-шил все тра-диционные пред-став-ле-ния об ие-рар-хии жан-ров и их спе-ци-фи-ке (сме-ше-ние бы-то-во-го жан-ра с порт-ре-том, порт-ре-та с пей-за-жем или ин-терь-е-ром и тому подобное), о ком-по-зи-ции как замк-ну-той це-ло-ст-ной струк-ту-ре об-ра-зов. По-след-няя в жи-во-пи-си импрессионизма за-ме-не-на по-ни-ма-ни-ем кар-ти-ны как фраг-мен-та на-ту-ры, слов-но уви-ден-но-го в ок-но (или да-же «под-смот-рен-но-го че-рез за-моч-ную сква-жи-ну», по оп-ре-де-ле-нию Э. Де-га). Для кар-тин им-прес-сио-ни-стов ха-рак-тер-ны «не-за-дан-ность» кад-ра, де-цен-тра-ли-за-ция изо-бра-же-ния (от-сут-ст-вие цен-траль-ной сис-те-мы об-ра-зов и ста-тич-ной, един-ст-вен-ной точ-ки зре-ния), не-обыч-ность из-би-рае-мых ра-кур-сов, сме-ще-ние ком-по-зиционных осей, «про-из-воль-ные» сре-зы час-тей ком-по-зи-ции, пред-ме-тов и фи-гур ра-мой кар-ти-ны.

Стрем-ле-ние за-пе-чат-леть в жи-во-пи-си по-сто-ян-но ме-няю-щее-ся (в за-ви-си-мо-сти от ос-ве-ще-ния) кра-соч-ное раз-но-об-ра-зие ви-ди-мо-го ми-ра при-ве-ло им-прес-сио-ни-стов (за ис-клю-че-ни-ем Э. Де-га) к сво-его ро-да ко-ло-ри-стической ре-фор-ме - от-ка-зу от слож-ных (сме-шан-ных) то-нов, раз-ло-же-нию их на чис-тые спек-траль-ные цве-та, на-кла-ды-вае-мые на холст отдельными маз-ка-ми, ко-то-рые долж-ны оп-ти-че-ски сме-ши-вать-ся в гла-зах у зри-те-ля. Цвет в жи-во-пи-си импрессионизма при-об-ре-та-ет не-свой-ст-вен-ную ему ра-нее ав-то-но-мию, вплоть до от-де-ле-ния от пред-ме-та, и яв-ля-ет-ся но-си-те-лем све-то-вых за-ря-дов, про-ни-зы-ваю-щих всё по-ле изо-бра-же-ния. Пле-нэр пред-по-ла-га-ет боль-шую тон-кость гра-да-ций све-то-те-ни, цве-то-вых от-но-ше-ний и пе-ре-хо-дов, тща-тель-ную раз-ра-бот-ку сис-те-мы ва-лё-ров.

Ос-лаб-ле-ние пла-стического на-ча-ла в жи-во-пи-си импрессионизма свя-за-но и с от-ка-зом от про-ти-во-по-став-ле-ния све-та и те-ней как фор-мо-об-ра-зую-ще-го фак-то-ра. Свет ста-но-вит-ся ед-ва ли не глав-ным «ге-ро-ем» жи-во-пи-си импрессионистов, важ-ней-шим ком-по-нен-том всей об-раз-ной струк-ту-ры, суб-стан-ци-ей фор-мы; яр-кий сол-неч-ный свет не уси-ли-ва-ет зву-ча-ние цве-та, а вы-свет-ля-ет его, рас-тво-ряя от-тен-ки. Те-ни ут-ра-чи-ва-ют не-про-ни-цае-мость и чер-но-ту, ста-но-вясь цвет-ны-ми и про-зрач-ны-ми; в те-нях цвет лишь те-ря-ет свою све-то-си-лу и обо-га-щён до-пол-нительными то-на-ми хо-лод-ной час-ти спек-тра. На-чи-ная с 1870-х годов из жи-во-пи-си им-прес-сио-ни-стов поч-ти окон-ча-тель-но из-гна-ны ах-ро-ма-ти-че-ские цве-та (чёр-ный, се-рый и от-кры-тый бе-лый), ко-ло-рит пле-нэр-ных кар-тин ос-но-ван на со-пос-тав-ле-ни-ях тё-п-лых и хо-лод-ных спек-траль-ных цве-тов, в них ис-поль-зу-ют-ся воз-мож-но-сти «про-стран-ст-вен-но-го» цве-та - изо-бра-же-ние сти-хии во-ды, не-ба, об-ла-ков, ту-ма-на, воз-ду-ха, по-лу-чаю-щих ок-ра-ску за счёт рас-се-ян-но-го и от-ра-жён-но-го сол-неч-но-го све-та. Ус-лож-не-ние жи-во-пис-но-го язы-ка, вни-ма-ние к пе-ре-да-че эф-фек-тов ос-ве-ще-ния и цве-то-вых реф-лек-сов при-во-дят к сво-его ро-да де-ма-те-риа-ли-за-ции пред-мет-но-го ми-ра, ут-ра-те им плот-но-сти, взаи-мо-про-ник-но-ве-нию эле-мен-тов изо-бра-же-ния. Най-ден-ные в про-цес-се ра-бо-ты на при-ро-де, эти приё-мы вско-ре ста-ли ис-поль-зо-вать-ся не толь-ко в пей-заж-ной жи-во-пи-си; сход-ную сис-те-му раз-ра-ба-ты-вал Э. Де-га, от-ри-цав-ший во-об-ще не-об-хо-ди-мость ра-бо-ты на пле-нэ-ре.

Ещё од-на но-ва-ция импрессионизма - по-сле-до-ва-тель-ная «ре-ви-зия» тра-диционной пер-спек-ти-вы, от-каз от не-под-виж-но-го и уни-каль-но-го цен-тра про-ек-ции, про-ти-во-ре-ча-ще-го ес-те-ст-вен-но-му (би-фо-каль-но-му и от-час-ти сфе-ри-че-ско-му) вос-при-ятию про-стран-ст-ва; тен-ден-ция к за-ту-шё-вы-ва-нию глу-би-ны, уси-ле-нию двух-мер-но-сти; в отдельных слу-ча-ях ис-поль-зо-ва-ние ак-со-но-мет-рии, эф-фек-тов рез-ко уси-лен-ной пря-мой ли-бо кри-во-ли-ней-ной пер-спек-ти-вы, позд-нее пре-вра-тив-шей-ся у П. Се-зан-на в за-кон-чен-ную сис-те-му «пер-цеп-тив-ной» пер-спек-ти-вы. По-сле-до-вательный от-каз импрессионизма от ан-тро-по-цен-трической кон-цеп-ции ев-ропейского искусства (че-ло-век - не центр ми-ро-зда-ния, но его час-ти-ца) про-изо-шёл в зна-чительной сте-пе-ни под влия-ни-ем японского искусства и про-явил-ся в рав-но-пра-вии всех эле-мен-тов ком-по-зи-ции, рав-но-знач-но-сти главного об-раза и вто-ро-сте-пен-ной де-та-ли, вплоть до поч-ти пол-но-го «по-гло-ще-ния» основного об-раза пей-за-жем ли-бо рас-тво-ре-ния пей-за-жа в дым-ке сколь-зя-ще-го ту-ма-на; во-об-ще в по-эти-ке не-дос-ка-зан-но-сти и «умол-ча-ний».

Стрем-ле-ние за-пе-чат-леть «еди-ную дви-жу-щую-ся ма-те-рию» ес-те-ст-вен-но при-ве-ло им-прес-сио-ни-стов (так-же не без влия-ния японской гра-вю-ры) к соз-да-нию се-рий и цик-лов ра-бот, по-свя-щён-ных од-но-му пред-ме-ту изо-бра-же-ния и фик-си-рую-щих ли-бо ди-на-ми-ку об-раза (изо-бра-же-ния «то-по-лей», «во-кза-лов» у К. Мо-не, «тан-цов-щиц» у Э. Де-га, мно-го-люд-ных па-риж-ских буль-ва-ров и т. п.), ли-бо ме-няю-щие-ся эф-фек-ты ос-ве-ще-ния и цвет-но-сти в их взаи-мо-свя-зи, дви-же-ние им-ма-те-ри-аль-ной сти-хии све-та («сто-га се-на», «со-бо-ры» Мо-не). Ка-ж-дая из ра-бот та-кой се-рии (или цик-ла) рас-кры-ва-ет ка-кой-то ас-пект изо-бра-жае-мо-го, а их со-во-куп-ность соз-да-ёт це-ло-ст-ный, син-те-тический об-раз в пре-де-лах об-ще-го за-мыс-ла ху-дож-ни-ка.

По-на-ча-лу импрессионизм вы-звал ожес-то-чён-ное не-при-ятие боль-шей час-ти кри-ти-ки и пуб-ли-ки; под-держ-ку но-вым ис-ка-ни-ям в искусстве ока-за-ли Э. Зо-ля, С. Мал-лар-ме , Ж.К. Гю-ис-манс, кри-ти-ки Т. Дю-ре, Э. Дю-ран-ти, Г. Жеф-фруа, кол-лек-цио-не-ры П. Дю-ран-Рю-эль, Г. Кай-ботт, Ж.Б. Фор и В. Шо-ке. Ши-ро-ко-го при-зна-ния им-прес-сио-ни-сты дос-тиг-ли лишь в 1890-е годы, ко-гда импрессионизм всту-пил в свою по-след-нюю фа-зу. Позд-ний импрессионизм от-ме-чен на-рас-та-ни-ем де-ко-ра-тив-ных тен-ден-ций (об-щих для искусства эпо-хи мо-дер-на), всё боль-шей изо-щрён-но-стью ко-ло-ри-стической иг-ры от-тен-ков и до-пол-нительных то-нов, по-рой не-обыч-ным цве-то-ви-де-ни-ем (пей-за-жи Э. Де-га конца 1890-х годов, се-рия «пла-ку-чих ив» К. Мо-не, позд-няя жи-во-пись О. Ре-нуа-ра и другие), ак-цен-ти-ро-ва-ни-ем са-мо-цен-но-сти ин-ди-ви-ду-аль-ной ху-дожественной ма-не-ры, «лич-но-ст-но-го» сти-ля.

В эти го-ды в искусстве уже ут-вер-жда-лись но-вые на-прав-ле-ния, од-на-ко воз-дей-ст-вие но-ва-ций импрессионизма в той или иной ме-ре ис-пы-та-ли многие ху-дож-ни-ки французского са-лон-но-го искусства, пост-им-прес-сио-низ-ма и ран-не-го ев-ропейского аван-гар-диз-ма. Так, прин-цип оп-тического сме-ше-ния цве-тов лёг в ос-нову тео-рии нео-им-прес-сио-низ-ма (ди-ви-зио-низ-ма); жи-во-пись «чис-тым цве-том», суг-ге-стив-ная функ-ция цве-та (при-су-щая ему эмо-тив-ность и си-ла вну-ше-ния) в со-че-та-нии со сво-бод-ной экс-прес-си-ей маз-ка бы-ли унас-ле-до-ва-ны В. Ван Го-гом, П. Го-ге-ном, мас-те-ра-ми фо-виз-ма и груп-пы «на-би», а так-же аб-ст-рак-цио-низ-ма.

Вме-сте с тем за пре-де-ла-ми Фран-ции влия-ние импрессионизма про-яви-лось в за-им-ст-во-ва-нии отдельных приё-мов (эф-фек-ты пле-нэ-риз-ма, вы-свет-ле-ние па-лит-ры, эс-киз-ность и сво-бо-да жи-во-пис-ной ма-не-ры), в об-ра-ще-нии к современной те-ма-ти-ке - в твор-че-ст-ве ху-дож-ни-ков Ве-ли-ко-бри-та-нии (У. Сик-керт, У. Стир), Гер-ма-нии (М. Ли-бер-ман, Л. Ко-ринт, М. Сле-фогт), Ита-лии (Дж. Де Нит-тис), Нор-ве-гии (Ф. Тау-лов), Поль-ши (Л. Вы-чул-ков-ский), США (М. Кэс-сетт, М. Пре-ндер-гаст, Т. Ро-бин-сон, Дж.С. Сард-жент, Дж.Г. Ту-ок-т-мен) и других. В Рос-сии влия-ние импрессионизма ощу-ти-мо с конца 1880-х годов - в пле-нэр-ной жи-во-пи-си И.Е. Ре-пи-на, В.А. Се-ро-ва, И.И. Ле-ви-та-на, В.Д. По-ле-но-ва, Н.Н. Ду-бов-ско-го; поч-ти це-ли-ком при-над-ле-жит это-му на-прав-ле-нию искусство К.А. Ко-ро-ви-на, И.Э. Гра-ба-ря​ ; «им-прес-сио-ни-ст-ский» пе-ри-од мож-но вы-де-лить так-же у бу-ду-щих мас-те-ров русского аван-гар-да (К.С. Ма-ле-ви-ча, М.Ф. Ла-рио-но-ва, А.Д. Дре-ви-на).

Тер-мин «импрессионизм» при-ме-ня-ет-ся так-же к скульп-ту-ре 1880-1910-х годов. (стрем-ле-ние к пе-ре-да-че мгно-вен-но-го дви-же-ния, те-ку-честь форм, на-ро-чи-тая пла-стическая не-за-вер-шён-ность, взаи-мо-дей-ст-вие скульп-ту-ры со све-том); наи-бо-лее за-мет-ны чер-ты импрессионизма в скульп-тур-ном твор-че-ст-ве О. Ро-де-на и Э. Де-га (Фран-ция), М. Рос-со (Ита-лия), П.П. Тру-бец-ко-го и А.С. Го-луб-ки-ной (Рос-сия).

Про-грамм-ные прин-ци-пы жи-во-пис-но-го импрессионизма впо-след-ст-вии ста-ли пе-ре-но-сить на другие ис-кус-ст-ва: му-зы-ку, ли-те-ра-ту-ру, те-атр, хо-рео-гра-фию, ки-но, фо-то-ис-кус-ст-во. При-ме-не-ние тер-ми-на «импрессионизм» по от-но-ше-нию к ним яв-ля-ет-ся дос-та-точ-но ус-лов-ным и ос-па-ри-ва-ет-ся ча-стью ис-сле-до-ва-те-лей.

Импрессионизм в музыке

С импрессионизма в му-зы-ке, ко-то-рый не пред-став-ля-ет со-бой пря-мую ана-ло-гию импрессионизма в жи-во-пи-си и не сов-па-да-ет с ним хро-но-ло-ги-че-ски (вре-мя рас-цве-та музыкального импрессионизма - 1890-1900-е годы), обыч-но свя-зы-ва-ют пе-ре-да-чу из-мен-чи-вых на-строе-ний, тон-ких пси-хо-ло-гических ню-ан-сов, тя-го-те-ние к по-этической пей-заж-ной про-грамм-но-сти (в том числе к ото-бра-же-нию в зву-ках иг-ры волн, бли-ков све-та на во-де, вет-ра, об-ла-ков и тому подобное), по-вы-шен-ный ин-те-рес композитора к тем-бро-вой и гар-мо-ничной красоч-но-сти. Но-виз-на ху-дожественных средств не-ред-ко со-че-та-лась с пре-тво-ре-ни-ем изы-скан-ных об-ра-зов ста-рин-но-го искусства (жи-во-пи-си сти-ля ро-ко-ко, му-зы-ки французских кла-ве-си-ни-стов).

Пред-фор-мы музыкального импрессионизма - в зву-ко-пи-си по-зд-не-го Ф. Лис-та, ко-ло-ри-стических на-ход-ках А.П. Бо-ро-ди-на, Э. Гри-га, Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва, сво-бо-де го-ло-со-ве-де-ния и сти-хий-ной им-про-ви-за-ци-он-но-сти М.П. Му-сорг-ско-го . Клас-сическое вы-ра-же-ние импрессионизм на-шёл во французской му-зы-ке, пре-ж-де все-го в твор-че-ст-ве К. Де-бюс-си; чер-ты его про-яви-лись и в му-зы-ке М. Ра-ве-ля, П. Дю-ка, Ф. Шмит-та, Ж. Ж. Ро-же-Дю-ка-са. Музыкальный импрессионизм унас-ле-до-вал многие осо-бен-но-сти позд-не-го ро-ман-тиз-ма и национальных музыкальных школ XIX века. Вме-сте с тем бур-ной па-те-тике, рель-еф-но-му те-ма-тиз-му, на-пря-жён-ным тя-го-те-ни-ям хро-ма-ти-че-ски ус-лож-нён-ной то-наль-ной гар-мо-нии позд-них ро-ман-ти-ков (осо-бен-но Р. Ваг-не-ра) им-прес-сио-ни-сты про-ти-во-пос-та-ви-ли эмо-цио-наль-ную сдер-жан-ность, крат-кость и не-уло-ви-мую из-мен-чи-вость по-сто-ян-но варь-и-руе-мых мо-ти-вов, диа-то-ни-ку, мо-даль-ность сим-мет-рич-ных ла-дов (в том числе це-ло-то-но-во-го), про-зрач-ную фак-ту-ру. Твор-че-ст-во ком-по-зи-то-ров импрессионизма во мно-гом обо-га-ти-ло вы-ра-зительные сред-ст-ва му-зы-ки, осо-бен-но сфе-ру гар-мо-нии, дос-тиг-шей боль-шой утон-чён-но-сти. Ус-лож-не-ние ак-кор-до-вых ком-плек-сов со-че-та-ет-ся в гар-мо-нии импрессионизма с ар-хаи-за-ци-ей ла-до-во-го мыш-ле-ния; рит-мы зыб-ки, под-час ост-ро-ха-рак-тер-ны. Уси-ли-ва-ет-ся фо-ническая вы-ра-зи-тель-ность ка-ж-до-го ак-кор-да (смотри Фо-низм), за счёт прив-не-се-ния на но-вой ос-но-ве эле-мен-тов мо-даль-ной гар-мо-нии рас-ши-ря-ет-ся ла-до-вая сфе-ра, в ор-ке-ст-ров-ке пре-об-ла-да-ют чис-тые тем-бры. Осо-бую све-жесть му-зы-ке французских импрессионистов при-да-ва-ли об-ра-ще-ние к пе-сен-но-тан-це-валь-ным жан-рам, к эле-мен-там музыкального язы-ка на-ро-дов Вос-то-ка, Ис-па-нии, сти-ли-за-ция ран-них форм джа-за. За пре-де-ла-ми Фран-ции прин-ци-пы музыкального импрессионизма ори-ги-наль-но раз-ви-ва-ли М. де Фа-лья в Ис-па-нии, О. Рес-пи-ги, от-час-ти А. Ка-зел-ла и Дж.Ф. Ма-липь-е-ро в Ита-лии, Ф. Ди-ли-ус и С. Скотт в Ве-ли-ко-бри-та-нии, К. Ши-ма-нов-ский в Поль-ше, А.К. Ля-дов, Н.Н. Че-реп-нин (смотри Че-реп-нины), от-час-ти И.Ф. Стра-вин-ский в Рос-сии.

Импрессионизм в литературе

Су-ще-ст-во-ва-ние импрессионизма как ав-то-ном-но-го на-прав-ле-ния в ли-те-ра-ту-ре - пред-мет дол-гих дис-кус-сий. Литературный импрессионизм не-ред-ко ли-бо ото-жде-ст-в-ля-ет-ся с на-ту-ра-лиз-мом , ли-бо счи-та-ет-ся про-ме-жу-точ-ным яв-ле-ни-ем ме-ж-ду на-ту-ра-лиз-мом и сим-во-лиз-мом, ли-бо сбли-жа-ет-ся с сим-во-лиз-мом. Как са-мо-стоя-тель-ное литературное на-прав-ле-ние импрессионизм ча-ще все-го вы-де-ля-ет-ся во французской, а так-же австрийской (так называемый вен-ский мо-дерн) литературе эпо-хи де-ка-дан-са. Го-во-рят так-же об им-прес-сио-ни-стич-но-сти как сти-ле-вой осо-бен-но-сти, при-су-щей многим пи-са-те-лям 2-й половины XIX - начала XX веков. Литературный импрессионизм не соз-дал тео-ре-тической про-грам-мы, но ис-пы-тал влия-ние, по-ми-мо жи-во-пи-си французских им-прес-сио-ни-стов, мюн-хен-ско-го и вен-ско-го се-цес-сио-нов, фи-ло-со-фии вре-ме-ни А. Берг-со-на, пси-хо-ло-гии У. Джейм-са (идея по-то-ка соз-на-ния), эм-пи-ри-ок-ри-ти-циз-ма Э. Ма-ха, пси-хо-ана-ли-за З. Фрей-да. С импрессионизма в литературе обыч-но со-от-но-сят ак-цент на суг-ге-стив-но-сти, по-строе-ние об-раз-но-го ря-да по прин-ци-пу сво-бод-ных ас-со-циа-ций, при-зван-ных вну-шить чи-та-те-лю не-оп-ре-де-лён-ное «му-зы-каль-ное» на-строе-ние, втя-ги-ваю-щее его в мир ли-рических пе-ре-жи-ва-ний ав-то-ра - эс-те-та-ге-до-ни-ста, со-зер-ца-те-ля ми-ра в его по-сто-ян-ной из-мен-чи-во-сти.

В по-эзии им-прес-сио-ни-стич-ность про-яв-ля-ет-ся в ос-лаб-ле-нии мет-рического и смы-сло-во-го един-ст-ва стро-ки (так называемое вы-сво-бо-ж-де-ние сти-ха), пре-неб-ре-же-нии ре-гу-ляр-но-стью рит-ма и точ-ной риф-мой (вплоть до пол-но-го от-ка-за от риф-мы в вер-либ-ре), при-хот-ли-вых ан-жамб-ма-нах (П. Вер-лен, А. Рем-бо во Фран-ции; Д. фон Ли-ли-ен-крон в Гер-ма-нии; Г. фон Гоф-ман-сталь, Р.М. Риль-ке в Ав-ст-рии; К.Д. Баль-монт, И.Ф. Ан-нен-ский в Рос-сии, и другие); в про-зе - в об-ра-ще-нии к ма-лым фор-мам (фраг-мент, цикл сла-бо свя-зан-ных ме-ж-ду со-бой но-велл, днев-ни-ко-вые за-пи-си, эс-сеи-стический на-бро-сок), бес-сю-жет-но-сти, ис-поль-зо-ва-нии сло-вес-но-об-раз-ных лейт-мо-ти-вов, де-ко-ра-тив-но-сти сти-ля (Ж.К. Гю-ис-манс, М. Пруст, А. Жид во Фран-ции; П. Аль-тен-берг в Ав-ст-рии; О. Уайльд в Ве-ли-ко-бри-та-нии; Г. Д’Аннунцио в Ита-лии; К. Гам-сун в Нор-ве-гии; А. Бе-лый в Рос-сии, и другие). Им-прес-сио-ни-стич-ность в кри-ти-ке свя-за-на с жан-ра-ми «этю-да», «си-лу-эта», «про-фи-ля» с их афо-ри-стическими, субъ-ек-тив-но-вку-со-вы-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми (А. Франс, Р. де Гур-мон, А. де Ре-нье во Фран-ции; Д.С. Ме-реж-ков-ский, Ю.И. Ай-хен-вальд, М.А. Куз-мин в Рос-сии).

Импрессионизм в драматургии

о.п. охрименко

О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.

Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан. Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е. вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве - это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах".

Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, "...улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве... Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя".

Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле. Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому. Стихотворение "Вечер", например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении "Еще весны душистой нега"! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли - все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

("Какая ночь!..")

Прав был В. Боткин, отмечая, что "хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении "Ласточки пропали..." ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Так проявляется еще одна особенность лирики Фета - изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как "Тихая, звездная ночь...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Уж верба вся пушистая...", "Ива" и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы. В стихотворении "Ива" беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор мой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы.

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что "чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова".

Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической. С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему ("ручей рвется", "березы ждут", "камень плачет", "фонтан лепечет", "звезды молятся", "ивы дремлют", "верхушки лип дышат негой"). Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, "навеивающим" на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство - музыкальность. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: "... в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей... Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии".

ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ (фр. impressionisme, от impression - впечатление) - одно из литературных стилевых явлений, распространившееся в последней трети 19 - начале 20 вв. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К.Моне представил свою картину Впечатление. Восход солнца (1872). "Впечатление" (impression) дало название новому направлению, которое в основном проявилось в живописи.

В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

"Чистое наблюдение", провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок - инстинктом.

Братья Э. и Ж.Гонкур в своих Дневниках , ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: "…искусство - это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности…"; "…живопись - это не рисунок. Живопись - это краски…". Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: "Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство".

Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился прежде всего выражать природу, но во впечатлении от нее. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте. В своих романах Э.Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий (описание сыров в Чреве Парижа , выставка белых тканей в Дамском счастье ). Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется. Точно так же в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин, поскольку изменяющиеся свет и состояние художника приносили новый образ этого пейзажа.

Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Видимость мира пронизана бесчисленными намеками на эту скрытую сущность - таков главный постулат символизма. Но поскольку идеальное открывается поэту через видимые объекты в мгновенном впечатлении, импрессионистическая поэтика оказалась подходящим способом передачи идеального содержания. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма - сборник стихов П.Верлена Романсы без слов - вышел в 1874 году, когда была выставлена картина К.Моне. В знаменитом стихотворении Il pleure dans mon coeur… (в пер. Б.Пастернака: И в сердце растрава, И дождик с утра… ; в пер.В.Брюсова: Небо над городом плачет, Плачет и сердце мое… ) поэт устанавливает связь между душой и природой на основе беспричинности дождя и слез, они сливаются до неразличимости. Связь эта может быть описана как в терминах импрессионизма, так и через символистское понятие "соответствий". Верленовские "пейзажи души" демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная "картина" ищет поддержку глубинного смысла. В сонете Поэтическое искусство (1974, опубл. 1885) Верлен провозгласил требование "музыки прежде всего" и сам культивировал в своей поэзии принцип "музыкальности". А это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. В России поэтами-импрессионистами были К.Бальмонт, И.Анненский. Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов.

В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж.Лафорга (опубл. 1903), в романах и новеллах Г. де Мопассана. Последнего принято считать наиболее выраженным писателем-импрессионистом. По собственному признанию, Мопассан стремился к конструированию субъективной "иллюзии мира" через тщательный подбор деталей и впечатлений. Но в действительности эта установка - лишь "иллюзия импрессионизма", она подразумевает вторжение рационализирующего начала, отбор и организацию впечатлений. Кроме новелл Мопассана, в малой прозе импрессионистическую технику развивают так наз. "епифании" Джойса (цикл рассказов Дублинцы , 1905, опубл. 1914). Епифании Джойса стоят в одном ряду с "психологической новеллой" Мопассана, А.Чехова, И.Бунина, Ш.Андерсона, Э.Хемингуэя. Но есть важное отличие: у всех перечисленных авторов речь идет о психологическом подтексте, переданном через яркую деталь, описание, "случайный" бытовой диалог. Тогда как у Джойса в подтексте - более общий смысл, символическая сущность , собирающая разрозненные детали в единый образ бытия.

Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает прежде всего как особый ассоциативный принцип строения текста, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике "потока сознания". В разной степени эти приемы развивали М.Пруст (В поисках утраченного времени , 1913-1925), А.Белый (Петербург , 1913-1914) Дж.Джойс (Улисс , 1922).

В литературе более последовательно, чем в живописи, делались попытки обосновать импрессионизм теоретически После романов и статей Золя и Дневников братьев Гонкур появилисьИмпрессионизм Ж.Лафорга (опубл. 1903), Искусство прозы Г.Джеймса (1884), О искусстве В.Брюсова (1899), в разной степени приближающиеся к "поэтике впечатлений". В теории, как и на практике, импрессионизм вписывался в рамки натурализма и символизма.

Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У.Пейтер в книге Ренессанс говорил о "впечатлении" как об основе восприятия произведения искусства. В импрессионистическом эссе оценка дается не с точки зрения известных художественных канонов, а на основе личного взгляда и вкуса автора. "Я предпочитаю чувствовать, а не понимать", - писалА.Франс, одним их первых давший образцы импрессионистической интерпретации в четырехтомной Литературной жизни (1888-1892). Критик не высказывал больше окончательных суждений, он приравнивался к художнику, выражающему собственные ощущения. "Я" критика становилось важнее объекта описания. Фрагментарность и субъективность создаваемых "портретов" часто обозначалась в названиях работ: Книга масок Р.де Гурмона (1896-1898), Силуэты и характеры А.де Ренье (1901), Книги отражений И.Анненского (1906-1909), Силуэты русских писателей Ю.Айхенвальда (1906-1910), Далекие и близкие В.Брюсова (1912). В критике импрессионизм просуществовал дольше, чем в других жанрах (